Напомним, 25 февраля 2021 года ЗакСобрание большинством голосов приняло обращение единороссов к губернатору о выделении допсредств на подготовку муниципальных школ к 1 сентября, тем более что в 2020 году средства в размере 250 миллионов рублей на эти цели выделялись. Две недели спустя Владимир Сипягин в письме на имя председателя ЗакСобрания Владимира Киселёва пояснил, что содержание школ и детских садов — прямые обязанности муниципалитетов, вот пусть они сами и выкручиваются, так как в областном бюджете средства на эти цели не предусмотрены. При этом глава региона добавил, что оказание помощи городам и районам станет возможным при наличии сверхплановых доходов казны. Позже Сипягин заявил, что его ответ неверно истолковали, и помощь муниципальным образованиям будет оказана в течение II квартала 2021 года, но при этом он пригрозил главам местного самоуправления прокуратурой, которая проверит расходование этих средств.
25 марта члены фракций «Единая Россия», КПСС и «Справедливая Россия» проголосовали за то, чтобы признать ответ Сипягина неудовлетворительным из-за отсутствия в нём конкретики. В частности, руководитель фракции «Единая Россия» Вячеслав Картухин сказал, что губернатору следовало бы поступить по-мужски - лично прийти на заседание ЗакСобрания и сообщить депутатам, будут ли выделены деньги, в каком объёме и когда.
Против признания ответа Сипягина неудовлетворительным проголосовали фракции КПРФ и ЛДПР (губернатор является членом этой партии), а также независимый депутат Сергей Казаков — всего 8 человек.
Постоянный представитель Сипягина в ЗакСобрании вице-губернатор Аркадий Боцан-Харченко пояснил депутатам, что ранее федеральный бюджет регулярно выделял Владимирской области субсидии на помощь муниципалитетам для подготовки школ к учебному году, но в 2021 году этого почему-то не произошло. Он предложил депутатам не обострять отношения и сообща подумать, как решить проблему.
Отметим, что признание ответа губернатора на депутатский запрос неудовлетворительным прямо сейчас не скажется на карьере Владимира Сипягина. Но все его отрицательные ответы о выделении дополнительных средств на те или иные цели обязательно «выстрелят» в ближайшей перспективе - во время избирательной кампании по выборам депутатов Госдумы, которая начнётся во второй половине июня.
Расшифровка дискуссии по вопросу о признании неудовлетворительным ответа губернатора на депутатский запрос (с некоторыми сокращениями).
Вячеслав Картухин, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области, руководитель фракции «Единая Россия»:
-
На предыдущем заседании Законодательного Собрания мы проголосовали за этот запрос в адрес губернатора, несмотря на то, что ряд фракций воздержались по данной теме.
-
Губернатор, с одной стороны, не отказал депутатскому корпусу в ответе, но вместе с тем мы считаем, что ответ по ряду причин неудовлетворительный.
-
Тема содержания учебных заведений, школ - достаточно серьёзная, очень ответственная. За последние годы состояние школ не улучшилось. Мы с вами понимаем финансовое состояние муниципальных образований — у них денег недостаточно для решения этих вопросов, поэтому я думаю, что нам с вами надо по данной теме объединить усилия.
-
Мы проанализировали подходы в других регионах. Брянская область выделяет из регионального бюджета на эти цели 202 миллиона рублей. Белгородская область — 107,7 миллиона рублей. Рязанская область — примерно столько же.
-
В публичных выступлениях со стороны администрации Владимирской области звучит, что муниципалитеты сами должны справляться, это их полномочия. Наверно, муниципалитеты со многим могли бы справиться, если бы у них были финансы.
-
Мы с вами должны понимать меру ответственности за решение этого вопроса, тем более в прошлом году 250 миллионов рублей было предусмотрено в бюджете [на подготовку школ к учебному году]. В этом году мы не получили объяснений, почему сейчас нет этих денег. Куда они делись вдруг? И откуда они появились в прошлом году?
-
Моё предложение [по изысканию средств]: давайте подумаем над сокращением расходов на содержание аппарата [обладминистрации]. А всё ли эффективно у нас в аппарате администрации региона работает? Давайте посмотрим, насколько эффективно 2 500 областных чиновников работают?
-
Я получил письмо от ассоциации «Совет муниципальных образований Владимирской области» за подписью [её председателя, главы округа Муром] Евгения Евгеньевича Рычкова, в котором главы местного самоуправления, я со многими из них переговорил, поддерживают выделение хотя бы 250 миллионов рублей на то, чтобы, по крайней мере, поддержать школы в их текущем состоянии.
-
Обращаю ваше внимание на то, что проблемы, которые на сегодняшний день существуют в школах, приводят к тому, что надзорные органы - а их тоже понять можно - выписывают массу предписаний и достаточно серьезные штрафные санкции налагают на школы, если есть недочёты. То есть представьте себе такую картину: у нас не хватает бюджетных денег на то, чтобы решать эти проблемы, а с другой стороны - бюджетные деньги идут на то, чтобы штрафы платить. Вы же понимаете, что штрафы платить надо.
-
Представьте себе, что каждый из нас ближе к лету будет ходить к губернатору и просить помочь той или иной школе - окна вставить, дырку [в полу] заделать. Все-таки надо как-то подойти системно к решению этого вопроса.
-
Я прошу поддержать наше предложение, принять постановление Законодательного Собрания о том, чтобы ответ губернатора на депутатский запрос фракции «Единая Россия» признать неудовлетворительным, так как конкретика в нём не прозвучала.
-
Я прошу все фракции отреагировать на наше предложение сообща, потому что, если губернатор будет видеть, что мы все озабочены этой проблемой, он отреагирует положительно. А если вы воздерживаетесь, значит, проблема не будет решаться, директоров будут наказывать, деньги из бюджета будут уходить на штрафы, а школы не будут приводиться в порядок.
-
Задач по подготовке школ к новому учебному году очень много. Они связаны с пандемией, с террористической угрозой. Нам школы надо поддержать. Ведь этот вопрос затрагивает тысячи школьников, их родителей, каждого из нас. Это достаточно большое количество людей, которые реально ждут помощи.
-
Сейчас вы будете задавать вопрос: «А где деньги взять?» Я вам предложил один из вариантов. Я в свое время работал с разными губернаторами. Губернатор, если он считает, что вопрос можно решить, он будет изыскивать возможности. Пусть он собирает коллегию администрации области, замов и думает, где можно найти деньги на школы.
Сергей Корнишов, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области, руководитель фракции ЛДПР:
- Губернатор [Владимир Сипягин] в своем ответе предельно понятно ответил, [что в областном бюджете средства на помощь муниципалитетам по подготовке школ к учебному году не предусмотрены]. А у меня вопрос: какой ответ губернатора вы считали бы удовлетворительным?
Вячеслав Картухин:
-
Я думаю, что варианты можно предложить разные. Мы неудовлетворены таким ответом - мы на заседании фракции «Единая Россия» его обсуждали, и у нас позиция такая. Все-таки должно было конкретно прозвучать: когда деньги будут выделены. Если это будет когда-то, это ни о чем.
-
На мой взгляд, в данном случае необходимо сократить расходы на содержание областного аппарата. Я думаю, что это даже возможно за счет тех вакансий, которые на сегодняшний день есть в администрации региона — не по живым людям пройтись, а посмотреть по вакансиям, чтобы сократить определенные расходы. Это как вариант.
-
Ведь есть и другие неэффективные расходы. У нас разве всё эффективно работает? Сегодня мы слушали [председателя Счётной палаты Вадимирской области] Ирину Валентиновну [Тулякову], и поняли, что не всё у нас эффективно. В частности, мы обсуждали ФАПы - неэффективно израсходованы средства, проблема не решена, хотя ввалили туда огромные деньги. Есть над чем подумать.
Антон Сидорко, заместитель председателя Законодательного Собрания Владимирской области (фракция КПРФ):
- Безусловно, инициатива очень здравая и полезная. Действительно, нужно помогать муниципалитетам по содержанию и подготовке к учебному году наших школ, но я бы хотел понять немножко процедурный тоже вопрос. Смотрите, наша фракция поднимала вопрос о законе «О детях войны». Цена вопроса — 300 миллионов. Вы поднимаете вопрос о школах. Цена вопроса — 250 миллионов рублей. Сопоставимые вопросы по финансированию, но когда поднимали вопрос о «детях войны», вы говорили: «А где мы сейчас достанем деньги?» Сейчас уже идет год текущий, дескать, неоткуда их достать. Чем принципиально эта ситуация сейчас отличается? Та же аргументация почему сейчас не действует, которой вы тогда, в общем-то, били наш проект закона?
Вячеслав Картухин:
- Мы с вами все-таки по «детям войны» приняли очень важное решение сообща всеми фракциями — у них появился статус. Мы учредили с вами для них определенные выплаты, которые губернатор в силу возможностей бюджета каждый год будет выплачивать 9 Мая. Это очень серьезный шаг, потому что до этого не было ничего. Мы с вами предусмотрели для этой категории граждан льготы на оплату жилищно-коммунальных услуг, причем она распространяется и на тех, кто вообще не имеет никаких льгот.
***
-
Но сейчас вопрос поднимается совершенно в другой плоскости. Речь идет о школьниках, об огромной массе людей.
-
Помните случай в Гусь-Хрустальном, когда в школе обвалился потолок? А если бы там находились дети? А если бы этот потолок прибил кого-то? Речь идет о безопасности жизни и здоровье детей, родителей, которые приходят на родительские собрания, и вообще педагогических коллективов.
***
-
Мы предлагаем сегодня признать неудовлетворительным ответ [губернатора по вопросу выделения 250 миллионов рублей на подготовку школ к следующему учебному году], потому что [в нём] нет конкретики. На наш взгляд, он мог бы принять более энергичные меры для того, чтобы изыскать эти средства в бюджете и соответственно направить их. По объему финансирования - можно обсуждать.
-
Область всегда помогала муниципалитетам. В прошлом году были 250 миллионов [на подготовку школ], откуда они взялись? В этом году нам говорят: «Их нет». И никто даже не считает нужным ничего объяснять - у нас так сейчас принято.
***
Вадим Серебров, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция КПРФ):
-
Я согласен с вашей инициативой. Думаю, никто не возражает, что действительно такие средства необходимы для школ.
-
Но у меня есть только один вопрос. В вашем проекте постановления написано «признать отчет губернатор неудовлетворительным». Не соглашусь никак. Где эти критерии — удовлетворительно или неудовлетворительно? Вы сами их придумали?
Анатолий Леонов, начальник управления по правовому обеспечению аппарата Законодательного Собрания Владимирской области:
- Надо смотреть регламент Законодательного Собрания, статья 122. По результатам ответа на депутатский запрос депутаты в праве дать оценку ответу на свой запрос, внести проект постановления по рассматриваемому депутатскому запросу. Какие критерии могут быть оценки? Депутат оценил так, что [ответ губернатора] неудовлетворительный. То есть, Вячеслав Юрьевич [Картухин] предложил формулировку «неудовлетворительный», а дальше уже Законодательное Собрание будет принимать решение. Есть же такое правило: внести поправки в проект [предлагаемого] постановления.
***
Ирина Кирюхина, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
-
Самое главное, что у нас есть в обществе, в природе — это дети. И мы, взрослые, должны обеспечить им нормальное, счастливое, безопасное существование.
-
Вопрос о том, что нет денег. А мы давайте посмотрим наш бюджет. 13 миллионов [рублей выделено] на борьбу с борщевиком. Едешь по дорогам Владимирской области, борщевик процветает. 13 миллионов израсходованы эффективно? Нет.
-
Едем мимо ФАПов. ФАПы завалены снегом по самую крышу. Спрашиваю у населения: «А что ФАПы у вас не работают?» А у нас четыре «нет», [говорят местные]: нет подъездных путей, нет коммуникаций, нет фельдшера, нет оборудования. То есть просто нужно серьезно вернуться к вопросу проработки бюджета - наверняка какие-то средства у нас найдутся. Мы должны, конечно, обязательно подготовить школы, потому что сбор денег сейчас с родителей, из которых очень многие сейчас лишились работы в период пандемии. У нас растет безработица, до 4 тысяч [человек] выросла, почти в два раза. У нас много проблем огромных. Люди покупают сами лекарства, так как их не обеспечили этой льготой. У нас сейчас растет бедность и нищета. Не надо проблемы охраны безопасности детей перекладывать на плечи родителей. Мы должны получить от губернатора ответ, какой бы всех нас удовлетворил, нравится нам слово это или нет. Наверно, он бы звучал так: «Я приложу все усилия, чтобы изыскать необходимые средства».
***
Сергей Казаков, независимый депутат Законодательного Собрания Владимирской области:
- Конечно, надо помочь школам муниципальным, но так оценивать, что неудовлетворительно, губернатор не так ответил, это не совсем верно - мы сами ответственны за это. Мы в начале принятия бюджета не заложили эти деньги. Сейчас бы они были в программе государственной, и мы бы наверно уже сегодня этот вопрос не обсуждали. Так что давайте как-то вместе подумаем, как это сделать.
***
Александр Цыганский, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция «Единая Россия»):
- Я уверен, что губернатор как многодетный отец понимает, что дети — это самое главное. На детей эти деньги обязательно нужно найти. Сегодня звучал вопрос по учреждениям здравоохранения. Мы только сегодня на фракции обсуждали, когда вкладываются бюджетные средства, сумасшедшие бюджетные средства на строительство ФАПов, на реконструкцию учреждений здравоохранения, при этом в них либо некому работать, либо нет соответствующих коммуникаций, либо нет подъездных путей и они просто простаивают. Хочу напомнить, что на учреждения здравоохранения в бюджете заложены средства, значительно превышающие миллиард рублей в этом году. Никто не говорит, что здравоохранением не надо заниматься. Надо, но дети — это наше все. На детей необходимо найти денежные средства.
Иван Алтухов, депутат Законодательного Собрания Владимирской области (фракция КПСС):
- Проблема финансирования школ и помощи муниципалитетам - это очень важный вопрос. Почему я поддерживаю именно ту формулировку, что признается ответ губернатора именно неудовлетворительным? Потому что, так сказать, там нет решения этого вопроса. Потому что в ответе нет даже намеков на то, что как можно решить этот вопрос и как можно помочь школам. Значит, по оптимизации бюджета и по десятипроцентному сокращению расходов на содержание аппарата. Это все, конечно, разумно, нужно, и здесь можно даже поставить вопрос, а почему у нас будут работать два вице-губернатора по социальным вопросам? Тогда одного надо сократить. Потом я бы предложил ликвидировать личный автотранспорт в администрации и оставить только у губернатора и вице-губернаторов по примеру Законодательного Собрания. Мы живем скромно, пусть и администрация точно так же учится.
***
Сергей Корнишов:
- Коллеги, я со всеми согласен. Правильные вещи говорим. Органы местного самоуправления нужно поддерживать, в том числе и финансово. Я несогласен только с одним вопросом в постановлении - это с первым пунктом, что ответ губернатора считать неудовлетворительным. По факту что мы от этого хотим? Губернатор отвечает фактически: эти средства не предусмотрены. Давайте себе тогда сами двойку поставим. Ведь над бюджетом не только администрация работает, но и наш депутатский корпус. Поэтому я предлагаю исключить из постановления первый пункт и никакой оценки вообще не давать ответу, и начать сразу со второго.
***
Аркадий Боцан-Харченко, заместитель губернатора Владимирской области, постоянный представитель Владимира Сипягина в Законодательном Собрании:
-
Ранее регион получал целевые субсидии от Российской Федерации на подготовку школ к учебному году. В этом году этого не случилось.
-
Второе: при формировании областного бюджета, поскольку целевая субсидия не была предоставлена, этот вопрос, образно говоря, выпал из поля зрения. Соответственно, в своем ответе губернатор Владимирской области просто констатировал факт, что в областном бюджете средства на эти цели не предусмотрены. Это вовсе не означает отказ.
-
Я поддерживаю посыл, что этот вопрос очень важный, что он требует проработки, поэтому я предлагаю, призываю: давайте совместно проработаем этот вопрос. Администрация Владимирской области готова предметно рассмотреть этот вопрос с прицелом на внесение соответствующих изменений при уточнении областного бюджета. Пусть это будет отдельная статья расходов. Я предлагаю в рабочем порядке проработать данный вопрос.
Вячеслав Картухин:
-
Я думаю, что все разделяют озабоченность по данной теме, но давайте исходить из того, что в очередной раз мы констатируем очень, скажем так, непрофессиональную подготовку ответов губернатора на депутатские запросы.
-
Мы получили абсолютно неконкретный ответ. Школы области ждут помощи уже сейчас, потом будет поздно - эта помощь уже не понадобится никому, так проблемы уже настолько захлестнули все.
-
Понятно, что формулировка «неудовлетворительный ответ» - неприятная, но мы должны такую позицию с вами сегодня занять. Я прошу за именно такую формулировку сегодня проголосовать. Если вы поддержите это решение, то совместно с администрацией региона давайте сообща подумаем, как решить этот вопрос. Мы готовы это делать.
-
Но такие ответы… Если человек уважает жителей региона, уважает депутатский корпус, нельзя так отвечать. Я бы на месте губернатора сегодня пришел, и здесь перед депутатами сказал, что либо он решит этот вопрос, либо не решит. Просто это должно было бы быть по-мужски, по-губернаторски, понимаете?
***
Сергей Казаков:
-
[Предлагаю] первый пункт [постановления о признании ответа губернатора на депутатский запрос неудовлетворительным] убрать.
Предложение Казакова не прошло - «за» проголосовали 10 депутатов, 17 - «против», 2 воздержались.
Вячеслав Картухин:
- Та формулировка, которая предложена, она наиболее правильна: только она может подтолкнуть губернатора среагировать надлежащим образом на наш запрос.
Самые яркие события дня — в инстаграме Зебра ТВ.