Должностные лица департамента образования администрации Владимирской области считают, что «для них законов нет». Об этом на заседании городского Совета при принятии в первом чтении бюджета муниципального образования на 2019 год заявил глава администрации города Владимира Андрей Шохин.
Председатель бюджетного комитета горсовета Леонид Фоменко напомнил депутатам, что при обсуждении проекта городского бюджета «остро встал вопрос об инвентаризации расходов» казны. Другими словами, речь идёт о финансировании обязательств, которые не входят в полномочия муниципального образования. Например, по оплате труда работникам дошкольных образовательных учреждений. Фоменко сослался на судебную практику, подтверждающую, что эти расходы должны нести региональные бюджеты (сейчас областной бюджет содержит только воспитателей детских садов). Если область возьмёт на себя выплаты нянечкам, уборщицам и другому вспомогательному персоналу, то город сможет высвободить как минимум 150 миллионов рублей:
Глава администрации города Владимира Андрей Шохин напомнил депутатам, что в Белом доме любят говорить о том, что «каждый должен заниматься своим делом, и у каждого свои разграничения полномочий». При этом, по словам сити-менеджера, Владимирская область чуть ли не единственная в России, не выполняющая судебные решения относительно того, кто должен оплачивать труд младших воспитателей и нянечек. Шохин заявил, что региональный департамент образования регулярно нарушает все правила ведения переписки с городскими властями, поэтому мэрия намерена подать жалобу в прокуратуру:
По завершении заседания горсовета Андрей Шохин повторил для прессы, что оплата труда работников детских садов — функция областных властей, и администрация города пытается достучаться до Белого дома, чтобы убедить региональных чиновников взять эти расходы на себя:
Шохин сообщил, что представители управления образования администрации города Владимира обсуждали этот вопрос с областными коллегами, и, вроде бы, те согласились, что надо искать деньги на оплату труда детсадовских работников. Сити-менеджер считает, что медлить нельзя:
Андрей Шохин пояснил, что в полномочия города Владимира входит содержание зданий школ и оплата энергоресурсов. Если область начнёт оплачивать работу сотрудников дошкольных образовательных учреждений, то высвободившиеся деньги мэрия сможет направить закупку нового оборудования для школ и детских садов, так как все ресурсы останутся в сфере образования.
Напомним, 29 ноября Владимирский городской Совета принял в первом чтении городской бюджет на 2019 года. По прогнозам, его общие доходы должны составить 6 миллиардов 683 миллиона 651 тысячу рублей 10 копеек. Расходы казны составят ориентировочно 7 миллиардов 22 миллиона 469 тысяч рублей 10 копеек. Дефицит бюджета (превышение расходов над доходами) запланирован в размере 338 миллионов 818 тысяч рублей.
Сразу несколько источников в администрации Владимирской области на условиях анонимности прокомментировали Зебра ТВ ситуацию с оплатой труда детсадовских работников.
В частности, письмо от Андрея Шохина на имя губернатора Владимира Сипягина в обладминистрацию об оплате труда сотрудников дошкольных образовательных учреждений «поступило только что, и его надо изучать». Собеседники редакции подчеркнули, что окончательное решение будут принимать не финансисты, так как этот вопрос является отраслевым, то есть все расчёты должны составить в департаменте образования по предложениям администрации города Владимира.
Один из чиновников в разговоре с Зебра ТВ отметил, что город довольно странно подходит к этой проблеме — по крайней мере, за последние несколько лет на публичных слушаниях по проекту областного бюджета представители мэрии Владимира (а они были на каждом подобном мероприятии) ни разу не поднимали вопрос о том, чтобы регион взял на себя обязательства по оплате труда воспитателей и нянечек.
Другой собеседник редакции пояснил, что администрация Владимирской области в данном спорном вопросе не может принять решение только в интересах одного города Владимира — необходимо будет совершить аналогичные действия и в отношении остальных 20 муниципальных образований первого уровня (4 городских округов и 16 районов).
Кстати, область ежегодно выделяет муниципалитетам субвенцию на образование. В бюджете на 2019 года на эти цели запланированы 3 миллиарда рублей, из которых Владимиру «перепадёт» 820 миллионов. Причём эта сумма год от года увеличивается, так как в муниципальных образованиях, как подчеркнул источник редакции, заработная плата работников бюджетной сферы, включая образование, растёт темпами, опережающими рост собственных бюджетных доходов в городах и районах. По мнению собеседника Зебра ТВ, в сложившейся ситуации говорить о том, что область не исполняет свои функции не совсем корректно; правильнее было бы говорить о том, что область, может быть, с точки зрения города, выделяет недостаточно денег.
Если представить, что областной бюджет возьмёт на себя расходы по оплате труда детсадовских работников, то, учитывая, что у региона тоже нет лишних денег, город могут лишить других видов финансовой помощи. Например, Белый дом может уменьшить норматив по зачислению в городской бюджет доли от собранного налога на доходы физических лиц. Сегодня во Владимире остаётся 20% от общих объёмов НДФЛ, в то время как эту долю можно легко снизить до 15%, как это позволяет законодательство. Собеседник Зебра ТВ пояснил, что область не обязана была «дарить» городу 5% от общей суммы собранного подоходного налога, но сделала это. В связи с этим в обладминистрации считают странными требования со стороны некоторых депутатов Владимирского горсовета к региональным властям увеличить нормативы зачисления налоговых поступлений в городской бюджет.
И такие бюджетные урезания могут затронуть все остальные муниципалитеты, так как подход должен быть единым.
Кроме этого, областной бюджет может срезать органам местного самоуправления и объёмы финансовой помощи по другим направлениям, например, на организацию летнего отдыха детей.
Один из источников редакции в обладминистрации также добавил, что городской бюджет впервые получил дополнительную дотацию в размере 113 миллионов рублей специально для того, чтобы поднять минимальный размер оплаты труда работников муниципальных учреждений до прожиточного минимума. Ещё 55 миллионов город Владимир получает из региональной казны в виде субсидии просто за то, что у него статус областного центра.
Какое решение в департаменте образования администрации Владимирской области примут относительно оплаты труда воспитателей детских садов и нянечек, говорить рано. Но, как подчеркнул один из источников редакции, в виду ограниченности бюджетных ресурсов, выделение областных денег на эти цели неизбежно приведёт к тому, что муниципалитеты придётся ограничить в чём-то другом: