Аналитический центр при правительстве России и компания Закупки-360 презентовали рейтинг эффективности региональных госзакупок по итогам 2016 года.
Рейтинг эффективности субъектов России отражает результаты многофакторного анализа открытых данных, опубликованных заказчиками уровня субъектов и муниципалитетов в рамках 44-ФЗ. Авторы указываются, что ранжирование субъектов РФ по тематике госзакупок впервые было представлено в 2016 году. Сегодняшняя версия рейтинга вторая. По мнению составителей, рейтинг призван обеспечить независимую оценку качества и эффективности организации и осуществления закупочных процессов государственными заказчиками регионального и муниципального уровней.
Оценка регионов производилась по 5 основным критериям:
-
конкурентность закупок;
-
экономность;
-
эффективность планирования;
-
конфликтность;
-
подозрительность закупок.
Рейтинг прежде всего является инструментом анализа, который позволяет не просто выявить факты «плохих» закупок, но отследить и проанализировать закупочные процессы, а значит, помогает регионам самостоятельно с его помощью определить факторы отставания и предпринять действия для улучшения ситуации, полагают эксперты при правительстве России.
Общий объем проанализированных закупок составил 3,9 трлн рублей. Расчеты, как и годом ранее, основаны на базе компании «Закупки360», которая содержит данные о государственных и муниципальных закупках, размещенных на официальном портале. Все таблицы, сводный рейтинг и данные по каждому критерию представлены на сайте «Закупки360».
Составители отмечают, что в сводном «закупочном» рейтинге по сравнению с прошлым годом сменились лидеры — на этот раз ими стали Ярославская, Кемеровская и Тюменская области, которые по итогам 2015 года занимали 2, 35 и 25 места соответственно.
Владимирская область по итогам 2016 года в рейтинге эффективности госзакупок - на 20 месте (в прошлом году было 21 место), 49,95 — это присвоенный нашему региону индекс эффективности.
Из географических соседей Владимирской области впереди - Ярославская область (она на 1 строчке) и Москва (18 место). Также в сводной таблице отмечается, что госзакупки, произведенные муниципальными и региональными заказчиками во Владимирской области, по общей стоимости составляют 0,63% от общего объема закупок в России.
Что же до отдельных критериев, по которым оценивалась эффективность российских управленцев при проведении госзакупок, то здесь положение Владимирской области таково:
-
в рейтинге конкурентности (он отражает уровень конкуренции в закупках региональных и муниципальных заказчиков) Владимирская область заняла 30 место, указывается, что по стоимости процент закупок, где в торгах участвовал не единственный подрядчик — 84,07.
-
рейтинг экономности отражает относительный объем снижения стоимости контрактов от начальной (максимальной) стоимости каждой закупки, здесь Владимирская область 10-я. По расчетам авторов рейтинга, средний процент экономии на одну конкурентную закупку в регионе-33 — 17,8, а общий процент экономии по конкурентным закупкам — 13,45.
-
в рейтинге подозрительных закупок ( отражает объем закупок, в которых могут быть выявлены различные нарушения или существенные отклонения) Владимирская область на 22 позиции. Тут учитывались такие критерии, как «средняя стоимость контрактного дня» - 8 948, и процент (по количеству) закупок, в которых контракты с максимальной ценой — 0,09.
-
в рейтинге конфликтности учитывается статистика обоснованных жалоб в ФАС по закупкам региональных и муниципальных заказчиков субъекта РФ — в данном случае у Владимирской области 27 место. Сообщается, что процент закупок, по которым жалобы в ФАС были признаны обоснованными, у нас составляет 0,14, а процент закупок, по которым жалобы в ФАС были признаны частично обоснованными — 0,19.
-
а вот в рейтинге эффективности планирования, где отражается ситуация с планированием и фактическим размещением госзаказа и заключением контрактов в течение года, Владимирской области отвели только 74 место. Не специалистам в области госзакупок трудно понять методологию, которой пользовались авторы рейтинга. Указано, что в качестве оценочных аспектов в данном случае брался процент (по стоимости) контрактов, заключенных и исполненных в 4 квартале года — он в регионе-33 составил 9,79, а также процент (по количеству) контрактов, заключенных с падением на 25% и более от начальной (максимальной) цены — он составил 35,06.
Напомним, пожалуй, самым громким скандалом во Владимирской области, связанным с закупочной деятельностью, в 2016 году стала закупка «золотого туалетного ёршика» и прочих баснословно дорогих аксессуаров и мебели для спальни и ванной комнаты в доме, который в итоге так и не был назван публике. Закупку пыталось осуществить «Управление административными зданиями администрации Владимирской области». Контракт предполагал поставку эксклюзивной мебели и роскошных предметов интерьера на 1,9 миллиона рублей: отделанного золотом и слоновой костью мебельного гарнитура для спальни и эксклюзивных аксессуаров для ванной комнаты. В том числе туалетного ёршика за 23 тысячи рублей.
После публичной огласки пресс-служба губернатора Орловой отчиталась, что глава Владимирской области распорядилась расторгнуть договор и вернуть уже поставленную мебель кемеровской фирме — и предприниматели, выигравшие торги, безропотно приняли товар назад. Начальнице «Управления административными зданиями администрации Владимирской области» Наталии Мельник объявили выговор. Курировавшая госучреждение вице-губернатор Владимирской области и по совместительству директор регионального департамента имущественных и земельных отношений Елена Мазанько на вопрос «Для кого же закупался мебельный эксклюзив?» отвечать отказалась и назвала скандальную закупку «золотого ёршика» абсолютно рядовой. В итоге - Мазанько лишилась статуса директора департамента, оставшись просто вице-губернатором, а Мельник повысили до руководителя одной из структур Белого дома — она стала начальником управления по социально-хозяйственному обеспечению администрации Владимирской области.