Завод для мусора

Александра Авдонина:
Alex.Avdonina
О чем надо обязательно спросить у инвестора, прежде чем дать согласие на строительство в черте города Владимира мусоросортировочного завода
ИСТОРИИ 7 апреля 2017, 10:22 6 4003

Объем образующегося на территории региона мусора растет год за годом. Легко представить себе, как будет обостряться ситуация с его захоронением. Плюс федеральный закон №458, при реализации которого захоронение явно будет сдавать свои позиции. Поэтому рассматривать варианты уменьшения объема отходов жителям нашей области придется. И мусоросортировка – одно из важных и перспективных направлений. Вопрос в другом: каким способом, в каком месте и за какие деньги это делать.

Сортировка мусора и переработка мусора - это все-таки разные вещи. Если идет сортировка, то это одни выбросы. Если же планируется переработка, то надо четко знать, что именно будет производиться. Тогда станет понятно, будет ли и каким будет загрязнение воздуха, воды, почвы. Потому надо очень внимательно смотреть, что заявляет инвестор в документации. Мы должны понимать, какие способы обращения с отходами включены в проект.

Место расположения сортировочного комплекса требует отдельного обсуждения: во Владимире расположение его планируется ближе к жилому массиву, чем в Костроме. Нет в цифрах ответа на вопрос о нагрузке на Большую Нижегородскую и Добросельскую улицы и железнодорожный переезд.

Важно услышать мнение жителей Костромы о том, как выглядит ситуация у них в городе, какие возникают чувства от соседства с мусоросортировочным комплексом, насколько оправдались ожидания и опасения жителей. Ведь в Костроме завод уже запущен. Наш регион находится в начале пути принятия решения о строительстве. И для того, чтобы делать выбор, нам нужна информация. Хотелось бы получить ее не только от органов власти и инвестора, но непосредственно от представителей гражданского общества Костромы и Костромской области.

Для такого проекта особенно очень важно, чтобы работали два механизма контроля. Один – государственный, а второй - это общественный контроль. Граждане должны иметь информацию, например, по морфологическому составу мусора до и после сортировки, чтобы быть уверенными в реальном изъятии перерабатываемых фракций. Ив видимом в цифрах уменьшении количества мусор, идущего на полигон. Причем, важно, чтобы заявленные показатели не отличались от реальных. У инвестора всегда есть интерес выемки «дорогих» фракций именно по экономическим мотивам. А что делать с другими перерабатываемыми, но пока не пользующимися популярностью на рынке компонентами?

Назрело уже формирование рынка вторичного сырья, и это вопрос должен решаться, в первую очередь, на федеральном уровне. Нужен механизм стимулирования испоьзования «вторички»: начиная от системы экологических платежей и заканчивая законодательно закрепленным приоритетом использования продукции, произведенной с использованием вторичного сырья, например в дорожном строительстве.

А пока мы видим: увы, нет потребности в таком огромном количестве фракций, которые могут быть отсортированы.

Для устойчивого развития региона необходимо учитывать состояние трех сфер: экономической, экологической и социальной. Поэтому и при рассмотрении инвестиционных проектов для принятия положительного решения по их реализации нужно видеть, как результат, не только экономический, но и социальный и экологический эффекты (именно эффекты, а не ущерб). Только такой проект мы можем считать действительно реализуемым и нужным региону.

Мне кажется, что на том этапе, на котором мы находимся сейчас, правильно было бы дать оценку ситуации существующими в науке и практике инструментами. Например, провести SWOT анализ, включающий в себя оценку сильных и слабых сторон проекта, выявление возможностей и угроз его реализации. Если выявляются угрозы, которые могут быть устранены сменой места расположения комплекса или технологии – это варианты для обсуждения с участием всех заинтересованных сторон.

Для принятия решения необходимо иметь представление о стратегических планах инвестора. Мы же завод не на один день ставим, поэтому должны понимать реальные перспективы развития этого производства и гарантии, которые дает бизнес. Если через три года инвестор захочет что-то поменять, то общественные обсуждения и публичные слушания по уже реализуемому проекту проводиться не будут. Поэтому, я считаю, что вопрос о том, что же конкретно будет на этом месте через 10 лет, должны быть задан и иметь конкретный ответ.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции