Субботниками, да по Пасхе

Ольга Калюжная:
kalyuzhka
Субботники и воскресники задумывались Советской властью как альтернатива религиозным обрядам. Владимирская губерния была своего рода экспериментальной площадкой, на которой новые замыслы внедрялись раньше, чем в других регионах
ИСТОРИИ 10 апреля 2017, 17:48 6 5366

Первые годы советской власти были очень трудными для жителей нашей родины. Нестабильная ситуация в сфере внешней политики, гражданская война внутри молодой республики. Предпринимая все возможное для укрепления своего положения, руководство страны возлагало большие надежды на систему агитпропа, работа которой помимо прочего была направлена на популяризацию атеизма и дискредитацию религии.

Передовая в этом смысле Владимирская губерния была своего рода экспериментальной площадкой, на которой новые замыслы внедрялись раньше, чем в других регионах. Поэтому сразу же после проведения в Москве в апреле 1919 года такого модерного мероприятия как первый субботник, его тут же стали вводить во Владимирской губернии.

Сегодня, когда мы все уже привыкли к субботникам как к акту «демисезонной» эксплуатации энтузиазма, тяжело представить себе, что в момент своего создания это начинание имело четкую антицерковную подоплеку. Она просматривается уже в протоколе о проведении того самого первого московского субботника. Дело в том, что рабочие решили работать с вечера Лазаревой субботы до утра Вербного воскресенья. И это обстоятельство не простое совпадение, а прямое подтверждение того, что еще до своего появления субботники и последовавшие за ними воскресники задумывались как альтернатива «бестолковому» отправлению религиозных обрядов.

Чтобы исключить возможность посещения Божественной литургии, одновременно с субботниками стали проводиться трудовые воскресники. Что касается истории воскресников во Владимирской губернии, то надо признаться, что архивных документов, четко указывающих на их антицерковную природу не сохранилось.

Но сведения о времени и месте проведения, количестве участников, проделанной работе и, главное, сопоставление времени проведения субботников и воскресников с датами православных праздников подтверждают тот факт, что эти мероприятия помимо собственно трудовой идеи имели глубокий антирелигиозный смысл. Ведь, несмотря на все предпринятые к этому моменту меры, жители исконно православной Владимирской губернии продолжали посещать храмы и регулярно участвовали в субботних вечерних службах и воскресных литургиях. А насаждение новых традиций способствовало достижению одновременно двух целей: люди бесплатно трудились и не ходили в храмы. Дополнительным стимулом для участия стала бесплатная раздача продовольствия после общественной работы.

Широкий размах коммунистические субботники и воскресники получают в 1920 году.

Интересно, что первый всероссийский воскресник состоялся раньше первого всероссийского субботника. Он прошел в воскресенье 25 января 1920 года. Об этом сообщает «Стенная газета Владимирского районного отделения РОСТА» в заметке «Всероссийский воскресник».

«Воскресенье, 25 января, является днем Всероссийского воскресника. Всем рабочим, работницам, красным советским сотрудникам, всем трудящимся города Владимира предлагается явиться в этот день на Великий праздник Советского труда для работ по восстановлению транспорта. Сборный пункт - пл. Свободы (у народного собрания). Явка ровно в 10 часов утра. Для каждого коммуниста без исключения явка обязательна под безусловную партийную ответственность. Бюро Укомфронта».

А вот первый всероссийский субботник приурочили к 1 мая. Его масштабы впечатляют: только в Москве в нем приняли участие 425 тысяч человек. Авторитета «великому почину» добавило то, что к нему приложил руку сам Ленин. Впоследствии этот факт, как и изображение Ильича с бревном наперевес, будет активно использоваться в коммунистической пропаганде.

В 1921 году, когда целесообразность этой инициативы уже не вызывала вопросов, стали проводиться тематические субботники и воскресники. В обиход владимирцев вошли слова «субботничать», «воскресничать», «воскресники» в значении «участники воскресников».

Местные корреспонденты вели летопись прошедших субботников и воскресников. В 1920 году активно печатаются «сводки», например, «Сводка воскресников за март». Кстати, в марте 1920 года во Владимире прошли 4 воскресника и всего один субботник. Пасха в этом году приходилась на 11 апреля, то есть весь март был Великий пост. И увеличение числа воскресников являлось прямым препятствием для посещения богослужений.

К слову, Первомай, который по задумке коммунистов должен был стать заменой Пасхе, также предвосхищают воскресники и глобальный первомайский субботник.

"«Воскресничающие» граждане г. Юрьева шили белье, осуществляли починку одежды и слушали лекции по гигиене".

Примерно то же самое происходило на воскресниках в Переславле-Залесском и Судогде. Характерно, что в перечисленных городах акцент делался на женском труде. И лишь в Коврове на воскреснике «22 мужчины рыли колодезь».

В 1921 году, когда Пасха совпала с Первомаем, во Владимире был организован Первомайский воскресник. Статья «Рай - только на земле» описывает данное мероприятие так:

«Первомайский день воскресил для нас труд - сделал жизнь человека разумной, а главное лишенной ложных понятий и неразумной веры (...) труд откроет нам дверь в земной рай и будет новым владыкой мира!».

Можно долго спорить о том, был ли воскресник альтернативой субботнику или всего лишь его разновидностью, одно представляется бесспорным: воскресник не прижился. Во-первых, по причине того, что он все-таки был "производным субботника". Во-вторых, само слово «воскресник» было неблагозвучным для социалистического общества, поскольку вызывало прямые религиозные ассоциации. Поэтому, несмотря на одинаковую направленность, воскреснику было суждено затеряться в истории в конце 20-х годов, в то время как субботники, имея в основе ту же самую идею, продолжают свое существование и по сей день.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции