Регистрация / Вход Вт, 16 января 2018, 22:19

Как я попал в зоопарк

kotik
Максим Сергеев
18 Декабря 2017, 14:01 1487

Работать в контактном зоопарке с экзотическими животными я никогда не планировал. Получилось случайно. Осенью 2013 года я внезапно остался без работы, а на дне рождения однокурсника один из гостей между прочим сказал, что им на выставке животных срочно нужна пара специалистов с ветеринарным образованием. Так, на почти 4 года я оказался среди обезьян, попугаев, рептилий и амфибий…

Большинство негативных отзывов и душераздирающих видео в интернете публикуются с таких выставок животных, на которых работают не биологи, а бизнесмены, которые, заметив огромные толпы в Торговых центрах по выходным, решили быстренько и легко разбогатеть. Но эти парни не берут в расчет три важные вещи. Во-первых, за животными и их здоровьем надо следить. Во-вторых, ни пингвина, ни тигра в ограниченном пространстве ТЦ содержать правильно не получится ни у кого. А в-третьих, несмотря на большую выручку, расходы на поддержание работы выставки составляют 70-80%, поэтому и в карман им идёт в лучшем случае лишь пятая часть.

Нам в этом плане повезло. Без специфического образования на выставке работал лишь парень, который занимался вопросами аренды помещений в новых городах и рекламой. Все остальные 10 человек имели профильное образование по специальностям биология, экология или ветеринарная медицина. У нас были и герпетологи, и орнитологи, и энтомологи. Конкретно моими обязанностями, помимо ухода за животными и проведением экскурсий, было оформление ветеринарных паспортов, вакцинация животных и взаимодействие с органами государственной власти.

Наша специфика

В связи с тем, что наш руководитель сам имел зоологическое образование и опыт работы в классических зоопарках Европы, условия и у нас, и у животных были достаточно хороши: персонал имел и санитарные, и трудовые книжки, а животные по мере взросления переезжали в более просторные вольеры. С нашим приходом был наведён порядок и в ветеринарном контроле. Если рождалось новое животное, то оно обязательно оформлялось и получало свой ветеринарный паспорт. Рассказы о сотнях неучтенных морских свинках, попугаев и лам мне кажутся сказками, ведь при переездах из города в город оформляется так называемое Ветеринарное свидетельство формы №-1-вет, в котором перечисляются все виды животных и точное их количество. По приезде в новый город ветеринарная служба пересчитывает приехавших зверей и задаёт трудные вопросы, в том случае если находят различия в численности. Поэтому если добрые люди и тащили надоевших дома кроликов или выкинутых в сугробы красноухих черепах, то у нас они сначала отправлялись в карантин, а потом сдавали анализы на общих основаниях согласно требованиям законодательства и подвергались учёту. Никто в общую кучу кроликов из квартир и наших никогда не сваливал.

Наша выставка была переездной. Поэтому перед руководством стояла непростая задача: террариумы не должны быть громоздкими (их надо было легко разбирать-собирать), но в то же время животным в них должно быть хорошо и комфортно. Им это удалось. Передняя стенка террариума была из стекла, а боковые и задние из непрозрачного материала. В каждом террариуме было укрытие, чтобы животное могло спрятаться от глаз зрителей. Естественно, наш рабочий день начинался не в 10 утра - к открытию, а в 8 - для того, чтобы проверить здоровье животных, провести уборку клеток и кормление.

Отношение посетителей

Конечно, недобросовестные бизнесмены покупали и пингвинов, которые мучились в таких небольших зоопарках, и кроликов краской раскрашивали на потеху публике (с таким вопиющим случаем мы столкнулись в Пензе). Поэтому весьма логично, что зоозащитники и прочие неравнодушные мажут чёрной краской абсолютно ВСЕ контактные зоопарки. Но так делать довольно глупо, надо рассматривать каждую ситуацию отдельно в своём контексте. Как была организована работа у меня? Самое главное, общение посетителей с животными было только под присмотром сотрудника. То есть - специально обученный биолог или ветеринар открывал террариумы, давал потрогать людям животных, рассказывал интересные особенности и, самое главное, следил, чтобы новые друзья друг другу не навредили.

Особенно сложно было открывать обезьян. Во-первых, к приматам у людей и так повышенный интерес. А во-вторых, абсолютно все посетители ведут себя с ними неправильно – хватают, прижимают и улыбаются. То есть, проявляют агрессию. В эти моменты сотрудникам требовалось особенное умение: либо успеть отдёрнуть поводок и не дать укусить, либо подставить свой палец вместо пальца посетителя для избежания конфликтных ситуаций. Тут надо уяснить главное, если вы, стоя у клетки с обезьяной, улыбаетесь или как-то иначе её дразните, она вас запомнила. И при случае, даже если вы встретитесь с ней через год, она найдёт возможность вам отомстить и напакостить. Если не укусит, то хоть испражнится на чистую белую кофту. Мы между собой такую обезьянью месть называли «принять в свою стаю».

Постоянно открытыми для общения были кролики и морские свинки – на их клетках не было стекла, и самые маленькие посетители могли пообщаться с живой природой напрямую. Но так как все люди разные, у меня на клетках грызунов и зайцеобразных висели Правила поведения. В них говорилось, что самим на руки брать мелких животных нельзя, их можно только гладить и кормить. 99% прочитавших информационные таблички выполняли наши простые требования, но всё равно клетки мелких грызунов в поле видимости ВСЕГДА держал хотя бы один мой сотрудник, потому что детки очень любят обсыпать кроликов опилками, а родители иногда так заняты выкладыванием фотографий в Инстаграм, что не замечают происходящего.

Такие простые уловки позволили мне держать смертность грызунов от действий людей где-то в районе нуля. Странно, что не все наши конкуренты такое вводили, и, судя по отзывам зоозащитников, где-то к морским свинкам (стоимость которых, кстати, держится на уровне тысячи рублей) относятся как к расходному материалу. Хотя дело даже не в деньгах. Нормальный человек, который каждый день занимается уходом даже за самой обычной морской свинкой, привыкает к ней. И морально очень тяжело допустить растерзание ее огромной толпой. Поэтому когда я читаю рассказы других работников контактных зоопарков, как у них каждый день люди убивали мелких животных, у меня появлялся всегда один и тот же вопрос: А КУДА ЖЕ ВЫ СМОТРЕЛИ? Экскурсовод несёт ответственность за всё, поэтому если ты видишь, что морская свинка замучена, что мешает убрать ее в подсобное помещение и дать отдохнуть животному? Нет, мы будем молча стоять и смотреть на происходящее, чтобы потом в интернете стирать пальцы о клавиатуру. Вот этого я не понимаю.

Вообще, залог успеха был в том, чтобы Правила поведения в зоопарке были написаны крупно, чётко, понятно и размещены в пяти разных местах в зале. Благодаря этому мы практически свели конфликты и непонятные ситуации на ноль. Для себя я уяснил: чем чётче ты доведешь до гостей, что им делать не рекомендуется, тем целее будут твои животные. А чем доходчивее ты объяснишь, как ПРАВИЛЬНО пообщаться со змеёй или обезьяной, тем ярче эмоции будут наполнять людей, тем больше им у тебя в гостях понравится, и тем лучше будет работать «сарафанное радио». Ведь обычный человек приходит к нам отдохнуть, поэтому логично, что хоть в такие моменты он хочет отключить голову и расслабиться. Поэтому для меня не составляло труда направить поведение отдыхающих у нас людей в нужное русло.

Кормление

Да, не все животные относятся к травоядным. На планете много и хищных животных. Хорошо, что тому же еноту можно дать кусок куриного филе, и он его с удовольствием съест. А что делать со змеями? Чаще всего они питаются грызунами. Поэтому девочкам, мечтающим о карьере зоолога в зоопарке, надо иметь этот неприятный нюанс ввиду. Иногда змеи боятся живых грызунов, и работникам надо помочь хищнику умертвить грызуна. Это связано с тем, что в правильных контактных зоопарках все животные из разведения, ни дня не жившие в условиях дикой природы, поэтому иногда даже среди 5-метровых питонов встречаются такие вот трусишки.

Проверки

Приезд в каждый город начинался со знакомства с ветеринарной службой. Если вопросами противопожарной безопасности занималась администрация ТЦ или музеев, то подтвердить, что все мои подопечные здоровы и все доехали до города, должен был я.

Также и после любой жалобы, даже присланной в Россельхознадзор на электронную почту под псевдонимом, ребята должны были отработать, прийти к нам, проверить условия содержания и документацию. За 4 года я таких проверок по жалобам от зоозащитников прошёл то ли 15, то ли 20. Почти все жалобы были юридически безграмотны, написаны по шаблону и часто в них содержались утверждения, к нам не относящиеся. Пример, в Магнитогорске в Россельхознадзор приходит письмо: проверьте зоопарк, там у них пингвины живут. Проверяющие приезжают ко мне, видят, что никого крупнее дикобраза у меня нет, пишут ответ: «Сообщите конкретный адрес зоопарка, в котором живут пингвины». Зоозащитники отвечают: «Улица Мира, д.15». Оттуда наши конкуренты уехали еще 7 месяцев назад. Мы работали, вообще, на улице Ленина.

Хорошо, если в законе, который со дня на день примут, будут описаны конкретные стандарты содержания тех же обезьян, хорьков или дикобразов. И будет жалко, если будет обычный простой прямой запрет. Ведь большинство современных детей животных-то вживую и видят только в наших зоопарках.

Итог

В контактном зоопарке я проработал без малого 4 года. Посетил более 15 городов. И если бы рекламный менеджер не принял фатальное для такого бизнеса решение остаться на постоянную работу в одном городе, работал бы и сейчас.

P.S.

Некоторые работники моего контактного зоопарка причастны к восстановлению популяции нескольких видов змей и лягушек, которые десятилетиями считались мировым сообществом утерянными. Так что не все работники выставок животных кровавые мучители, тут очень много преданных своему делу фанатов.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции