Что немцу - хорошо, то русскому - куча мусора

Юлия Кузнецова:
журналист
Kuznetcova
Опыт решения «мусорной проблемы» в городе-побратиме Эрлангене глазами владимирской журналистки
ИСТОРИИ 1 апреля 2019, 15:22 5 2748

Я уже давно не бросаю мусор мимо урны. Озарение произошло в далекие 90-е, как теперь модно говорить, под влиянием Запада. Тогда после падения занавеса и исчезновения страны, в которой я родилась, маленькой девочкой я впервые оказалась в неприметном эстонском городке Кохтла-Ярве по партнерской программе обмена опытом между хорами детских музыкальных школ. Там было так чисто на улицах, что выбросить мусор в урну было само собой разумеющимся действием. Благо, и урны были на каждом шагу. Это ощущение я привезла во Владимир. И, хотя до сих пор, найти урну поблизости можно не всегда, мои фантики всегда доходят «до адресата».

И вот новое озарение. И все под тем же влиянием Запада. И снова мой разум будоражит отношение европейцев к мусору.

Наша скромная делегация из Владимира оказалась на юге Германии благодаря давним партнерским связям нашего города с Эрлангеном и лично Петеру Штегеру. Именно он уже много лет поддерживает интерес наших городов друг к другу и принимает владимирских гостей в Эрлангене.

В этот раз обмениваться опытом поехали журналисты. Конечно, мы встречались с западными коллегами, разговаривали на разные темы, но все же лейтмотивом этой поездки стало обращение с отходами. После прокатившейся волны протестов против московского мусора, который, как доказывают жители пограничных с Подмосковьем территорий, завозят к нам в огромном количестве, стало интересно, а как у них, в Германии с мусором? И каково же было мое удивление, когда я услышала, что мусор ТАМ научились перерабатывать почти на 100%.

Все началось лет 40 назад. Когда немцы поняли, что в их маленькой стране уже некуда складывать отходы своей жизнедеятельности. Да и влияние от огромных мусорных полигонов на окружающую среду достигло критических пределов. Тогда-то и появилась идея разделять и перерабатывать. Да, все было непросто и небыстро.

Мало оказалось издать закон и поставит много цветных контейнеров с разными значками на улицах. Сложная работа легла на плечи волонтеров. Именно они первыми прошли обучение, а потом методично, квартира за квартирой, дом за домом, обходили каждого жителя и объясняли, по каким правилам теперь будет жить их страна. Правила, кстати, вполне понятные. И здесь немного подробнее.

WhatsApp Image 2019-04-01 at 15.12.21 (1).jpeg

Каждый человек в Германии делит мусор на несколько пакетов: пластик, бумага, биологические отходы, стекло (прозрачное, зеленое и коричневое – все отдельно), батарейки и лампы (их, кстати, меняют прямо в магазине: старые на новые, правда, с доплатой), неперерабатываемый мусор. Да, неудобно, ведь где-то все эти пакеты и ведра надо уместить. Но, тут, как говорится, чем-то приходится жертвовать. Есть на улицах также отдельные контейнеры для одежды и обуви, для металла. А уж если вдруг у какого-нибудь немца случится ремонт и выбросить нужно диван или старую стенку, можно просто позвонить в специальную службу (муниципальную) и договориться о времени, когда за этим мусором приедут и заберут.

WhatsApp Image 2019-04-01 at 14.03.05.jpeg

Кстати, про стекло. Его вовсе необязательно выбрасывать, если оно может еще пригодиться. Например, стеклянные бутылки в Германии сдают. Как и мы это делали в Советском Союзе. Для нас в детстве это были первые заработки. И раз уж к слову пришлось - недавно задала вопрос в магазине, где часто покупаю сок в типовых стеклянных бутылках: «А можно ли их сдать?». Удивленный сотрудник меня спросил: «Почему нельзя просто выбросить?» Что тут комментировать?

Но вернемся к Германии. Есть в городах и муниципальные мусоросортировочные предприятия. Там мы тоже были. Мусоросортировка – это огромное количество подписанных емкостей. В одной - стекло, в другой - ветки, в третьей - кабель и так далее. Отдельно даже контейнеры с телевизорами и стиральными машинами. И люди туда их привозят сами. Да, прямо на личных машинах с прицепами приезжают и сдают всё то, что нельзя выбросить в контейнер на улице. Это там обычная практика.

WhatsApp Image 2019-04-01 at 14.03.48 (3).jpeg
WhatsApp Image 2019-04-01 at 14.03.48.jpeg

Еще одна интересная деталь. Переработкой пластика занимаются товаропроизводители. Те, кто использует пластиковые упаковки в своем производстве. И без специальной лицензии на переработку отходов производителя не пустят в торговые сети. Такой пластик уже не используется для упаковки продуктов. А вот для производства детской игровой площадки и скамеек он отлично подходит. Все остальные предприятия по мусоропереработке – муниципальные или государственные. Для справки, жители многоквартирного дома, если в нем проживает 10-12 семей, платят примерно 2200 евро в год за утилизацию мусора. Но эта цифра тоже может меняться в зависимости от того, насколько четко блюдут жильцы правила разделения мусора.

Нам довелось побывать на Эрлангенском заводе по производству компоста. Несложно догадаться, что делают его из биологических отходов. Кроме пищевых остатков, которые выбрасывают люди, сюда же привозят обрезки деревьев и кустов, старую листву. И по статистике, это 30% всего мусора. Предприятие небольшое. Работают всего 6 человек и техника (немецкая, конечно). Процесс производства компоста предельно прост: мусор измельчаю и оставляют прямо на улице, под открытым небом перегнивать. Не подумала бы, но, оказывается, внутри этих гор «зреющего» компоста температура доходит до 70 градусов. Время от времени его перемешивают. А когда придет время, просушивают, фасуют и продают все тем же жителям Эрлангена.

WhatsApp Image 2019-04-01 at 14.04.14 (2).jpeg

Но самым удивительным для меня в этой поездке стало посещение мусоросжигательного завода. Да, он в Эрлангене есть. Да, он в черте города. И он не чадит и не пахнет. Хотя построили его еще в 1978 году. Завод принимает до 600 тонн мусора в сутки. На мой логичный вопрос: «Как осуществляется контроль выбросов?», технический директор ответил, что мониторинг происходит автоматически каждые 15 минут. И его результаты показывают, что выбросы из трубы завода по показателям чище, чем воздух на улице. И судя по тому, как относятся в Германии к вопросам экологии, лично я склонна верить этому ответу.

WhatsApp Image 2019-04-01 at 14.06.26 (1).jpeg
WhatsApp Image 2019-04-01 at 14.06.27 (2).jpeg

Но даже не это самое интересное. В результате сжигания мусора на заводе образуется тепловая энергия. И именно тот завод, на котором мы побывали, питает теплом 82 объекта. Кроме того, предприятие производит электроэнергию, которой полностью обеспечивают свою бесперебойную круглосуточную работу, а избытки отдает в общую энергосистему. И все это тоже принадлежит муниципалитету. Кстати, немцы научились использовать даже шлак, который остается после сгорания мусора. Из него в Германии строят дороги. А то, что дорожники бракуют, идет в качестве заполнителя полостей при добыче полезных ископаемых.

WhatsApp Image 2019-04-01 at 14.06.27 (1).jpeg
WhatsApp Image 2019-04-01 at 14.06.27.jpeg

Но, конечно, и в Германии борьба за разделение мусор еще не окончена. Примерно 10% населения продолжают бросать все в один мешок, как большинство из нас сейчас. Но если личность нарушителя устанавливают, неминуем штраф, до 100 евро. Статистику портят в том числе мигранты, которых в Германии, как и во всей Европе сейчас немало. И здесь тоже интересных ход: разделять мусор учат детей в школах. Экологическое воспитание – это отдельная дисциплина. Поэтому в семьях, которые иммигрировали в Германию, «старшими» по разделу мусора становятся дети.

Честно говоря, я не знаю, когда мы в нашей большой стране придем к пониманию того, что мусор нельзя просто сваливать на полигонах. Ведь, казалось бы, польза от переработки мусора очевидна. И опыт других стран есть. Как говорится, бери и пользуйся. Да и в школах ввести обязательные часы обучению детей разделению мусора – несложно. Но, наверно, прежде всего, к каждому человеку должно прийти осознание этой глобальной проблемы и ее последствий. Лично я к своему мусорному ведру уже поставила дополнительный пакетик для пластика.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции