...И был известный эконом

Дмитрий Кушпита:
Председатель ВРО РОДП «ЯБЛОКО», депутат Горсовета
kushpita
На кого замахнулся своей финансовой дубиной Владимир Сипягин, еще ничего в своей губернаторской карьере не создавший, а лишь только проедающий и проживающий наследие, случайно попавшее ему в руки
ИСТОРИИ 17 мая 2019, 15:04 9 4158

«Мужчины делятся на способных
самим занести холодильник на пятый этаж,
способных заплатить за это,
способных и на то, и на другое
и неспособных ни на то, ни на другое»

Житейская мудрость

В числе главных и, похоже, неразрешимых проблем губернатора Владимира Сипягина - неумение добывать средства для развития Владимирской области. В сложившейся системе российских межбюджетных отношений, плоха она или хороша, всё или почти всё определяют авторитет и лоббистские возможности региональных глав. А отсутствие таковых равносильно стагнации региона. И деградации.

Уже очевидно, что Сипягин не в силах, подобно Моисею, ударом посоха выжать воду из скалы. «Золотой дождь» имени Сипягина вряд ли прольется из Москвы на Владимирскую область. По разным причинам. Их анализ не наша задача. Просто констатируем это как медицинский факт.

Потому, не умея заработать для Владимирской области, привлечь к нам инвесторов и реальные федеральные проекты, губернатор Сипягин взял курс как бы на «экономию» регионального бюджета. Это его стремление было бы достойно всяких похвал, если бы экономия была реальной, а не высосанной из губернаторского пальца.

Примеры? Сколько угодно.

Провалилась широко разрекламированная акция по созданию VIP-отеля на базе губернаторской резиденции в Юрьевце. Еще в феврале сипягинские пиарщики растиражировали эту утопическую идею во всевозможных СМИ и социальных сетях, однако губернаторские апартаменты никто не арендовал. Ни один клиент. Ни на одни сутки. Но расходы областного бюджета на содержание пустующего объекта «капают» ежедневно.

Отдельная песня - кадровая политика. Мало того, что несведущий губернатор свёз во Владимир своеобразную публику, никакого отношения ни к Владимиру, ни к Владимирской области не имеющую. Она ведь имеет для областного бюджета вполне ощутимые финансовые последствия. «Варягам», которых Сипягин призвал во Владимир на смену местным кадрам, надо, как минимум, доплачивать за съем жилья. Или предоставлять квартиры. Не из своего же кармана Сипягин и «варяги» оплачивают наём.

Приезжие замы Сипягина уже везут во Владимир свои «команды» в массовых количествах. «Легионеры» занимают места местных чиновников не только уровня директоров департаментов, но и ниже. Так что широко распиаренная «экономия», якобы возникшая из-за сокращения двух-трех замов, нивелируется - не только ухудшением качества управления, но и неизбежным увеличением затрат на содержание чиновников-«варягов».

Это только два примера из многих. Каждый может вспомнить и что-то свое: мифическую экономию на «членовозах» белодомовского гаража, секвестр расходов на СМИ (который на самом деле оказался ростом этих расходов), ситуацию с ремонтом московского представительства и так далее.

Если бы «эконом» Сипягин делал только глупости, которые проверяются элементарной арифметикой и здравым смыслом, над его неуклюжими усилиями можно было бы ерничать. Но Сипягин, слабо понимая, как работает вертикаль власти, начал «экономить» на муниципалитетах, где живут те самые люди, о благополучии которых губернатор обязан заботиться в первую очередь.

Чтобы понять мою логику, уменьшим масштаб до бытового.

Например, некая семья стала меньше зарабатывать. Бывает. И подработку глава семьи все никак не найдет. Тоже случается. Экономия в такой ситуации - единственный выход. Но на чем?

Разумно отказаться от похода в кино и покупки нового смартфона.

Но разумно ли и не опасно ли отказываться от починки прохудившейся трубы? У рачительного хозяина позиция должна быть одна: хоть в лепешку расшибись, но трубу-то почини! Потому что сегодняшняя экономия на трубе завтра обернется коммунальной катастрофой. Тот, у кого иная позиция - временщик, он не думает о будущем своей семьи, детей, родного дома. Правильно отказаться от деликатесов, табака и алкоголя. Но разве можно отказываться кормить своих детей. Они же не виноваты в том, что хотят есть, как и в том, что их отец не может заработать.

К чему эта длинная прелюдия? А к тому, что Сипягин начал пытаться опасно «экономить» на муниципалитетах. Причем, если вернуться к нашему «семейному» масштабу, ситуация выглядит и вовсе абсурдно: дети нерадивого папаши сами зарабатывают вполне хорошие деньги. Но отец, пользуясь обстоятельствами, все заработанное у них отбирает, а потом делит, как неблагодарный и злой отчим. Наверное, так он мстит своим отпрыскам, более успешным, чем он сам.

Наиболее яркий пример таких отношений — финансовые «войны» областной администрации и мэрии Владимира. Общая картинка тут такова: отбирая львиную долю заработанных областным центром денег, владимирский Белый дом отдает городу Владимиру обратно чуть более 10 процентов от этих средств. Соотношение настолько несправедливое, насколько и нерациональное: областные власти затыкают свои дыры деньгами, которые жителям города еще нужнее.

А областной «папаша», распалясь от безнаказанности (а может, и действительно не понимая, что творит), издает бумаги одна чудней другой. То обрежет софинансирование программы «Комфортная городская среда», то урежет до совсем уж смешных сумм объем средств для города на ремонт и строительство дорог.

Верхом беззастенчивого шантажа стало решение владимирского Белого дома о приостановлении дотаций областного бюджета городу Владимиру «на выравнивание бюджетной обеспеченности».

Начнем с того, что именно политика беззастенчивого отъема денег, заработанных жителями Владимира, стала причиной того, почему областной центр впервые получил право пользоваться этой областной дотацией. Ведь дефицит городского бюджета возник не просто так, а главным образом из-за того, что область взвалила на муниципалитет кучу непрофильных полномочий, которые обязаны финансировать областные власти.

Далее. Сипягинский Белый дом обставил получение бюджетной дотации заведомо невыполнимыми условиями и жесткими штрафными санкциями на случай невыполнения этих условий. Но поскольку все статьи бюджета города Владимира защищены, и не могут быть урезаны, очевидно, что мэрии придется как-то компенсировать выпадающие доходы.

Тут надо понимать: СМИ и социальные сети, рассказывая о коллизии, пишут о некоей финансовой «войне» между областной администрацией и администрацией города Владимира. На самом деле, деньги отбирают не у Шохина, а у всех жителей нашего города. Вспомните, с каким трудом администрация и депутаты горсовета верстали городской бюджет-2019, который уже называют не бюджетом развития, а бюджетом выживания. Что прикажете секвестировать? Содержание школ и детских садов? Зарплату бюджетникам? Проездные для пенсионеров? Другие защищенные статьи?

Выпадающие доходы могут быть компенсированы почти единственным способом: город вынуждают отказаться от своей части софинансирования при реализации крупных социальных проектов. На бюрократическом языке это называется «расходами капитального характера, предусмотренными на условиях софинансирования из федерального, областного и городского бюджетов». На что намекает «эконом Сипягин»? Хочет, чтобы город Владимир приостановил проведение конкурсных процедур на сумму в 9,6 млн руб., которые заложены на городскую долю софинансирования строительства средней школе в Коммунаре. Или обрезал городское софинансирование строительству детских садов/яслей и других важных и нужных нам объектов социальной инфраструктуры.

Так, на кого замахнулся своей финансовой дубиной Владимир Сипягин, еще ничего в своей губернаторской карьере не создавший, а лишь только жадно проедающий и бездарно проживающий наследие, случайно попавшее ему в руки? Очевидно, что от этих непродуманных и не слишком умных решений в первую очередь пострадают почти 360 тысяч жителей Владимира.

Очевидно, что если строительство важнейших социально значимых объектов с участием больших федеральных средств сорвется, причины этого фиаско будут тщательно изучаться теми, кто имеет на это полномочия. И мы не уверены, что правильной и справедливой будет признана точка зрения «эконома» Сипягина.

И в любом случае ему и его команде придется объяснить причины своих решений разгневанным жителям областного центра.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции