Морской еж в овраге под Юрьев-Польским

Денис Дуденков:
Заведующий сектором природы ВСМЗ
Dudenkov
100 миллионов лет назад территория Владимирской области представляла собой морской бассейн. В этих морях обитали ихтиозавры, акулы, раки и морские ежи. Теперь этому найдено материальное подтверждение
ИСТОРИИ 19 июня 2019, 11:51 1 4683

Меловой период (145-66 миллионов лет назад) стал рекордным по количеству смен суши и моря на территории Центральной России. Море то наступало, то вновь эта территория становилась сушей. Территория Владимирщины тогда представляла собой морской бассейн с глубинами до 100 метров. В этих морях обитали самые разнообразные морские животные: ихтиозавры, аммониты, акулы, костные и химеровые рыбы, морские ежи, брюхоногие и двустворчатые моллюски, раки, белемниты и многие другие. Целых 65 миллионов лет продолжались такие геологические процессы, и только 80 миллионов лет назад море окончательно оставило Центральную Россию, и ее территория стала континентальной равниной.

Уже несколько лет подряд отдел природы Владимиро-Суздальского музея-заповедника проводит разведку на меловых отложениях в Юрьев-Польском районе Владимирской области. Эта работа пополнила фонды учреждения культуры новыми раковинами массивных меловых аммонитов - вымерших головоногих моллюсков.

Осень 2015 года выдалась, как говорят в народе, «для ленивых»: снега не было долго, заморозки были небольшие и к обеду всё обычно оттаивало, покрывая, погибшие травы, бисеринами водяных капель. До близких холодов можно было доделать не сделанные за лето дела, завершить строительные или другие работы на «воздухе». Волновала совсем не схваченная ноябрьскими морозами земля и местами обмелевшие от второй сухой весны водоёмы, думалось о мягких, податливых лопате отложениях древнего моря, о полном отсутствии надоедливых летом комаров и мошек. А наверняка почти пересохший лесной ручей в знакомом овраге сулил доступные для разведки, ранее затопленные участки каменистого дна.

Осеннее утро, мы карабкаемся по склизким от дубовых и осиновых листьев склонам, цепляемся за услужливо протянутые ветви орешника, оставляющие в руках пряно пахнущие серёжки. Ручей вблизи деревни Павловское Юрьев-Польского района совсем пересох, русло его завалено ветками, смёрзшейся наподобие папье-маше листвой, местами и упавшие деревья перекинули скользкие «мосты» на противоположный берег. Осенняя тишина леса нарушается металлическим скрежетом лопат о камень, глухими ударами молотка и зубил, в чаще недовольно переругиваются потревоженные дрозды-рябинники.

Меловые пески хранят шарообразные конкреции из плотного песчаника, отложившиеся на дне древнего моря. Если такую конкрецию расколоть, внутри окажется то кусок раковины аммонита, блестящий перламутром, то двустворчатая ракушка или, что чаще всего, совсем ничего. Конкреции выбираются руками из песка как крупные, грубые картофелины.

Ejik.jpg

Темнеет уже рано, а в глубоком лесном овраге особенно. Поэтому основная задача собрать все встреченные конкреции, а потом колоть и колоть, пытаясь открыть заключённую в них тайну.

И вот под ударом молотка о зубило один «кругляш» разваливается на две почти равные половинки, открывая внутри филигранный панцирь ископаемого морского ежа. Всё прекрасно сохранилось и черепитчатые таблички, и ротовое отверстие и даже песок, занесённый внутрь полости панциря морской водой. Это первая находка морских ежей мелового возраста в наших краях, ведь ближайшие «ёжики» этого времени найдены только в Саратовской области.

Много тайн хранит земля Ополья - древнерусские городища, давно запаханные селища, курганы, но морской ёж, спокойно «спавший» в меловых песках 80 миллионов лет, подвигает к её новым, более глубоким, в прямом смысле этого слова, исследованиям, исследованиям минувшей морской жизни…

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции