Университет + Университет

Кирилл Алексеев:
помощник депутата ЗакСобрания Максима Шевченко
Nikolenko
Размышления о мезальянсе между «педом» и «политехом», который может повториться в морганатических браках между факультетами и кафедрами
ИСТОРИИ 31 января 2014, 15:01 23 7892

29 января на пресс-конференции губернатора Владимирской области Светланы Орловой главный редактор «Зебры-ТВ» Сергей Головинов поинтересовался у главы региона, знает ли она о планах по оптимизации структуры Владимирского государственного университета, в рамках которых рассматривается возможность объединения некоторых факультетов и слияние ряда кафедр.

Немного личных воспоминаний

2010 год.

Осень.

«Информация у нас хорошо поставлена». Даже студенты, которые не интересуются управлением вузом, в курсе, что достигнувшему предельного возраста Виктору Трофимовичу Малыгину продлевают на год срок полномочий. По ВГГУ идут шушуканья, шорох, распространяются всякие версии, пересуды. Говорят про то, что была попытка осуществить операцию «Преемник»: чтобы Наталья Владимировна Юдина сменила Малыгина на посту ректора, но палки в колёса вставил губернатор Виноградов.

В воздухе витает беспокойство. Проходит слух о грядущем объединении с «политехом», хотя идея такая озвучивалась чуть ли не с 90-х.

2011 год.

Весна.

В апреле нам объявляют, что ВГГУ теперь присоединен к ВлГУ. Я заканчиваю истфак ВГГУ («педа»).

Выпускники делятся на две неравные группы: для одних диплом – это прощание с вузом, для других – промежуточный этап, так как дальше пойдут в аспирантуру. Ко второй группе относился в том числе и я.

Мы, те, кто собирался продолжать обучение, сначала сдавали документы в отдел аспирантуры ВГГУ. При неизбежном в таком случае формализме было всё более-менее, так сказать, в плане отношения сотрудников к нам.

Далее вдруг выясняется, что документы по новой мы должны «закинуть» уже в ВлГУ, идти в корпус №1. Кому как, но вот моему сокурснику из-за этого бюрократизма каждый раз надо было приезжать из Лакинска. Это хорошо, что не из Гороховца или Вязников.

До этого бывал в ВлГУ. Сразу как входишь, чувствуешь атмосферу совсем иную, нежели в ВГГУ-ВГПУ. Несмотря на то, что я много, куда ездил, много, где бывал, такую враждебность нечасто наблюдал. Преподаватели, сразу видно, ходят все такие «на понтах». Не «распальцованные», конечно, но на всё так снисходительно смотрят, как будто представители высшего общества.

У нас в «педе» такого не было. Был один руководитель университета, который входил-выходил из университета подчёркнуто нелюдимо и стараясь не пересекаться взглядом со студентами, но один такой был.

«Политеховские» чиновники от образования встретили нас прохладно. Я этому не был удивлен. В глазах их читалось: «Кто такие? Припёрлись тут зачем-то? Чего вообще надо?». Один раз даже у сотрудницы сорвалось с языка: «А, вы не наши, с “педа”?». Было это сказано без агрессии, но разграничение на «наши - не наши», согласитесь, не из разряда приятных.

В аспирантуре ВлГУ мне не довелось учиться. Поступил в неё, но выбрал Институт российской истории РАН.

По существу дела

Нынешняя политика руководства ВлГУ ведёт лишь к усугублению того, что было заложено на этапе поглощения «педа» «политехом». В объединенном вузе, безусловно, педагогические, гуманитарные специальности оказались в загоне, что было ожидаемо. Во-первых, потому что неплохие позиции ВлГУ были связаны с техническими специальностями, которые изначально были «политеховскими». Во-вторых, потому что руководители вуза - «технари», на мой взгляд, и не могут сделать многого для развития в вузе гуманитарного, педагогического направления.

Вопрос здесь не в качестве управления, не в компетентности отдельных руководителей, а в тех глубоких различиях в подходах, которые существуют в естественнонаучном и гуманитарном знании. После ухода Натальи Юдиной в руководстве вуза (ректор и проректоры) вообще не осталось представителей ВГГУ-ВГПУ («педа»).

Укрупнение на пользу не пошло (если не рассматривать вопрос об улучшении материально-технической базы).

Очередной этап укрупнения, когда обсуждают вариант объединить исторический и филологический факультеты, например, - из той же оперы.

Да, обе специальности гуманитарные. Только вот история - общественная наука. Подходы опять же разные. Я уверен, что никакой пользы для развития исторического образования в ВлГУ не будет, если объединенный факультет возглавит филолог и крен, естественно, будет в сторону русского языка и литературы. Как и наоборот.

К тому же на истфаке «педа» ведущей была специальность «050401.65 - История» с дополнительной специальностью «050303.65 – Иностранный язык», которую я заканчивал. К историко-филологическому факультету, может, еще и иняз в таком случае добавить?

Конечно, кто-то вспомнит, что раньше факультеты были крупнее. Ну, извините, так можно впасть в маразм: в средневековых университетах было первоначально 2-4 факультета. С них брать пример, что ли?!

Античные философы были одновременно физиками. Ломоносов был ученым-энциклопедистом – история, физика, химия, грамматика и так далее. Сейчас вы встретите историка, который делает открытия в физике?! Нет. С годами специализация усиливается, дисциплины становятся разветвленными, глубина познания другая. Видимо, невдомёк.

Вопросы все эти не являются техническими, как кажется на первый взгляд. Но у нас образованием управляют «менеджеры», а не учёные. Раньше жаловались на чиновников от науки и образования, которые тормозят развитие. Теперь беды от так называемых «менеджеров». Они ведь и не видят, что выбранный ими путь поведет подведомственные сферы по колдобинам.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции