Никто не знает про текст?

Владимир Новиков:
novikov
Было время, когда в литературных студиях города Владимира было не протолкнуться. Сейчас все по-другому. Неужели интерес к поэзии  пропал?
ИСТОРИИ 24 февраля 2014, 19:06 3 6983

Сразу оговорюсь, я не претендую на детальный анализ положения дел во владимирской литературе. Отчасти потому, что это совершенно бессмысленно, на мой взгляд. И да простят меня полтора десятка широко известных в узких кругах ныне живущих владимирских авторов.

С июля 2011 года в кафе «Соборная площадь» раз в две недели собирались желающие почитать свои стихи. Был свободный микрофон и не было почти никакой предварительной цензуры. Называлось это все «Литературное кафе». Постепенно эта идея «загнулась» и 9 сентября 2013 года на странице литкафе в ВКонтакте было объявлено о заморозке проекта.

литкафе.jpg литкафе2.jpg

В ноябре 2013 года в клубе «Ы» прошла так называемая «Битва поэтов». Зрителей пришло чуть больше, чем участников, что уже неплохо для самопальной поэзии. Авторы по парам читали свои стихи. А судили их зрители, которые до этого дня может быть и не слышали ни разу стихов вживую. Набравший меньшее число зрительских голосов - вылетал. И так до финала. В принципе забавный формат, подразумевающий здравую иронию. Первая «битва» прошла более-менее интересно и забавно. Вторая не вызвала особого интереса ни у авторов, ни у зрителей. Может, потому, что проводили её 14 февраля.

битва поэтов.jpg битва поэтов 2.jpg

О других более-менее регулярных попытках декламации незнакомым людям своих стихов во Владимире в последнее время мне неизвестно. Возродилась недавно литературная газета «Голос писателя», но тираж в 200 экземпляров смотрится более чем условно.

Конечно, нельзя не сказать, что в первый вторник каждого месяца в ОДРИ собираются широко известные в узком кругу авторы и просто пишущие люди в возрасте. Они читают друг другу своих вещи. Презентуют свои книги. Широкой известностью они не обладают, но им, по всей видимости, и так хорошо.

Конечно, вот уже 40 лет существует «Литературная студия Владимира Краковского». Студия-долгожитель. Когда-то здесь действительно было не протолкнуться и приходилось приносить дополнительные стулья для желающих послушать, почитать и получить разнос от патриарха владимирской литературы, автора повестей, стихов и романов, которого печатали с конца 50-х годов прошлого века.

foto3.jpg foto2.jpg

Теперь в литературной студи Краковского немноголюдно. Это повод для беспокойства и показатель потери интереса к слову? По мнению Владимира Лазаревича, ничего страшного в этом нет.

  • Раньше в студию ходили, чтобы услышать свежее слово
  • Очень заметна деградация, уверен, что временная
  • Говорят, что литература исчезнет, но это не так. Это единственный вид искусства, который оперирует словом - самым божественным, что есть у человека
  • Сравните русские романсы и то, что можно услышать по телевизору. Я не говорю о том, что это пошло - я говорю о примитивности выражений. Где язык?
  • Литературный язык очень отличается от бытового. Сейчас речь очень упростилась
  • Часть начинающих поэтов относятся к литературе несерьезно. Они не понимают, что это способ познания мира
  • Другие способы познания мира - научный и религиозный - опошлены. Современное православие хуже атеизма в чем-то
  • Такая эпоха. Смена поколений. В следующем поколении будет меньше читающих и меньше серьезной литературы, но она будет
  • Литература должна быть разной. И для тех, кто первый раз книжку открыл, и для тех, кто чувствует интонацию

Ну так собственно, и что же у нас в городе с литературой? Ну о наличии или отсутствии писателей и поэтов в нашем областном центре предоставляю судить каждому по собственному усмотрению. Это дело вкуса.

Касательно моего мнения, не претендующего на объективность, - скажу словами В.Г. Белинского: «У нас нет литературы».

А вот падение интереса, причем не к литературе, а вообще ко всему нематериальному, - это закономерный результат исторических событий последних как минимум 25 лет.

И то, что до сих пор не перевелись люди, которые интересуются литературой - это уже само по себе чудо. И может, литература все-таки появится. Хотя в отрыве от корней это сложно сделать. Почему в отрыве?

Иногда мне кажется, что если бы кто-то специально хотел отучить с детства человека от чтения русской литературы, он бы не придумал ничего лучше, как преподавать эту самую русскую литературу, и чем раньше - тем лучше.

Потому что потом человеку будет стоить больших трудов понять, что русские писатели не виноваты в том, что их включили в школьную программу; не виноваты в том, что их тексты учат «анализировать», а не читать; не виноваты в том, что вместо писателя с живыми текстами подсовывается какой-то мумифицированный суррогат. И что в итоге из попыток привить любовь к литературе, получается привить в лучшем случае равнодушие к искусству вообще.

При этом регулярно из каждого утюга можно услышать фанатичные вопли о величии русской литературы, при том, что сам вопящий не всегда сможет отличить текст Пушкина от Блока. И стоит ли после этого удивляться, когда неопытный автор начинает мучительно для себя и других изобретать велосипед?

Это закономерно. Но тот, кто пишет - у того хоть какие-то шансы есть открыть для себя то, что от него спрятали на самом видном месте. А остальные оказываются почти без шансов. Но всё в наших руках. Так что почему бы для себя лишний раз не открыть того же Пушкина?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции