Радужные перспективы Бакулина

Гендиректор компании «Бакулин Моторс Групп» Алексей Бакулин рассказал Зебра ТВ о перспективах открытия завода по производству «Волгабасов» на владимирской земле. И о том, почему сбывать автобусы в Гамбию проще, чем в российские регионы
Новости Автор: 4 декабря 2015, 15:59 61 10556

3 декабря в редакции Зебра ТВ состоялось интервью с генеральным директором компании «Бакулин Моторс Групп» (до этого именовавшейся ГК «Волгабас») Алексеем Бакулиным.

Руководитель компании, изначально пообещавший к весне 2015 года наладить выпуск на владимирской земле (завод строят в поселке Ворша Собинского района) автобусов на газомоторном ходу, сообщил о полной переработке изначального проекта производственного предприятия для работы в условиях кризиса. Он нарисовал вполне радужные перспективы развития для своего предприятия.

По словам Алексея Бакулина, экономические сложности и реальное состояние российского рынка помешали воплощению изначальных планов строительства завода именно по производству и сборке автобусов. Он пояснил, что теперь производство перестраивается под экспорт — завод вот-вот начнет заключать договоры со странами третьего мира. Подписание третьего контракта с Гамбией намечено уже на текущий декабрь.

Правда, в перспективе «Волгабас» будет экспортировать не столько готовые газовые автобусы, сколько шасси и машкомплекты. Пока не ясно, будет ли это продукция под собственным брендом или под брендом какого-то местного производителя. Напомним, что именно с таким проектом «BMG» (Бакулин Моторс Групп) недавно попало в федеральную программу поддержки «Инвестиционный лифт», Зебра ТВ писала здесь.

Алексей Бакулин, генеральный директор ООО «Бакулин Моторс Групп»:

  • Мы, как и планировали, делаем серьезный производственный автобусный комплекс

  • Но основной элемент автобуса — это шасси

  • Есть несколько вариантов производства. Первый — это когда делается отдельно кузов и монтируются те или иные агрегаты. А есть вариант, когда собирается шасси, и уже потом монтируются и отдельно собираются кузовные элементы

  • Есть просто два разных технологических процесса. Первый, на самом деле, достаточно интересен. Но у него есть определенные ограничения. И эти ограничения как раз связаны с ограничениями в экспорте

  • А так как сегодня у нас появляются достаточно серьезные возможности в продвижении нашего продукта за рубежом, соответственно, мы искали те формы производства, которые помогут нам быть более гибкими и более конкурентоспособными на зарубежных рынках

  • Тем не менее, у нас будет выпуск и автобусных шасси, и непосредственно готовых автобусов, как продукта

  • Поэтому здесь нужно говорить больше не о изменении концепции, а о докоплении к этой концепции больше наших возможностей

Вопрос:

  • В процентном соотношении можете сказать: сколько будет автобусов и сколько — деталей?

Алексей Бакулин, генеральный директор ООО «Бакулин Моторс Групп»:

  • Знаете, процесс будет такой, что все автобусы будут построены на шасси

  • То есть, будет отдельный цех шасси, производство отдельных компонентов для этих шасси. И уже в зависимости от заказов, уже будут либо идти автобусы на этих шасси, либо это будут отдельные элементы шасси, либо это будут какие-то машкомплекты для автобусов

  • Сегодня все экспортные контракты, которые мы имеем, они все идут в режиме 1 + 1

  • Сначала поставляем 50% готовых автобусов для того, чтобы появится на рынке, закрепиться на рынке

  • А следующее наше обязательство — мы уже будем передавать машкомплекты, из которых будут собираться наши автобусы на этих территориях

Вопрос:

  • То есть, кузовы они будут сами собирать?

Алексей Бакулин, генеральный директор ООО «Бакулин Моторс Групп»:

  • Да-да, все правильно

Вопрос:

  • А это все под вашим брендом будет идти?

Алексей Бакулин, генеральный директор ООО «Бакулин Моторс Групп»:

  • В каждой стране это будет зависеть от того или иного соглашения

  • Например, у нас есть договоренность, что наш бренд будет идти. И в иных случаях будет совместный бренд с тем или иным производством

  • Сейчас преждевременно говорить о конкретике. Но она уже есть, поверьте, и мы уже первый контракт озвучим в конце декабря. И в первом квартале у нас будет еще несколько знаковых контрактов для загрузки «BMG» («Бакулин Мотор Групп») - нашего завода здесь

Вопрос:

  • Сейчас вы еще не можете говорить о ваших будущих зарубежных партнерах?

Алексей Бакулин, генеральный директор ООО «Бакулин Моторс Групп»:

  • Я буду говорить. У меня сейчас подписан контракт с Гамбией. Это предварительное соглашение. Сейчас этот контракт находится на рассмотрении «Росэксимбанка» на предоставление финансирования той стороны

  • Есть контракты, когда имеется стопроцентное финансирование со стороны наших зарубежных партнеров

  • Но тот контракт, который будет в декабре — уже все основания есть говорить о том, что он — это контракт с Гамбией

  • Сейчас мы сконцентрировали свое внимание на африканских странах. И на ряде стран Ближнего Востока

  • Я думаю, что сейчас есть порядка семи реальных контрактов, которые мы уже должны будем подписать в первом квартале

Вопрос:

  • На сколько ваш изначальный проект изменился по отношению к тому проекту, который вы будете реализовывать?

Алексей Бакулин, генеральный директор ООО «Бакулин Моторс Групп»:

  • В масштабах. Мы сегодня, фактически, увеличили наш проект в три раза от тех изначальных целей, которые мы ставили

  • Изначально мы тоже подразумевали, что это будет тоже достаточно большой такой проект. Но если вы посмотрите и наш инвестиционный план, который был изначально согласован, мы поставили задачи выйти на максимальные предельные мощности к 2020-му году

  • Соответственно, первый план, который стоял, и мы в течение года должны были запустить небольшой цех, где бы дособирались и собирались автобусы

  • Но новые сложившиеся экономические реалии нам сегодня показали, что мы не получим добавленной стоимости. И у нас будут совершенно серьезные проблемы со спросом

  • И для нового проекта потребовались совершенно другие площади — в разы больше

  • Во-вторых, нам пришлось менять технологию производства. Мы вышли на более серьезную и глубокую переработку

  • Соответственно, уже на стадии проектирования — это был конец прошлого года — мы внесли все эти изменения

  • И в связи с этим у нас практически на полгода. Прошла сдвижка по предварительным срокам запуска первой очереди

  • Но эта первая очередь сегодня, фактически, увеличилась в три раза по своим объемам от тех первоначальных планов, которые у нас были

  • Мы ни в коем случае не отошли от тех основных целей, задач и параметров инвестиционной плана, который у нас был

  • Мы что говорили? Что у нас будет крупнейший завод по своим объемам. Он будет состоять из финишной сборки автобусов, производства основных автобусных компонентов полного цикла, научного центра, испытательного полигона и небольшого технического парка, в котором будут размещены наши поставщики

  • Но завершение этого проекта у нас как-раз подразумевалось как раз в 2020-м году. Соответственно, по срокам мы понимали, что нам придется запустить небольшой вот этот цех по сборке автобусов. И постепенно развивать этот проект, наращивая объемы и возможности


Бакулин пояснил, что утвержденный теперь проект завода вырос аж в три раза по отношению к изначальному и выразил недоумение негативной реакцией местной владимирской прессы на его деятельность, развернутую на территории 33 региона.

Задержку строительства производственных корпусов завода гендиректор на этот раз объяснил именно необходимостью «сориентироваться на местности». Напомним, что ранее представители предприятия «торможение Волгабаса» объясняли непригодностью для строительства выделенной заводу производственной площадки — о том, как проектировщики долго боролись с обводнением грунтовыми водами, можно прочитать здесь.

По нынешним прикидкам, первая очередь завода ориентировочно должна открыться в сентябре 2016-го года. А первые автобусы смогут выйти из сборочного цеха — в начале 2017-го года.

По словам Бакулина, отвечать на вопросы об объеме инвестиций в строительство предприятия, объемах будущего производства и конкретной номенклатуре производимых изделий пока рано. Финансовые вопросы не будут разглашаться до окончательного согласия банков софинансировать «автобусный проект». Гендиректор предприятия лишь пояснил, что в настоящее время в его распоряжении — лишь четверть необходимых средств (это собственные деньги инвестора). Подписание соответствующих соглашений с кредитными организациями должно закончиться в январе 2016-го года.

Алексей Бакулин, генеральный директор ООО «Бакулин Моторс Групп»:

  • 2016-ый год — со всеми пока предварительно согласовано на сентябрь

  • Что мы имеем ввиду под согласованием, это, конечно, поставка оборудования
  • Потому что я думаю, что первый цикл строительства будет уже летом завершен. А главное — это поставка оборудования и наладка оборудования

  • Но если говорить вообще в комплексе — вы знаете, меня всегда смущает ситуация, когда мне начинают задавать вопросы: что у вас происходит со стройкой? почему вы остановились? какие у вас проблемы?

  • Вы знаете, я не понимаю. Мы в ноябре прошлого года получили разрешение на строительство. Мы оформили все земельные взаимоотношения

  • Активная стадия строительства у нас началась в начале этого года

  • А многие относятся к этому проекту, как к какому-то долгострою. Но это не долгострой. Вы же должны понимать, что мы сегодня идем в хорошем ритме

  • При этом, надо понимать, что первую часть я финансировал собственными средствами до того, как появились уже финансовые институты, которые позволяют сейчас этому проекту, во-первых, быть реализованным. И быть реализованным ровно на столько, на сколько мы его задумывали в этот достаточно непростой период

  • Когда существенно изменилась рыночная ситуация, у нас, с одной стороны, появились определенные проблемы с внутренним рынком. Но при этом газомоторная программа не сократилась. Она, наоборот, сегодня только увеличивается

  • Отдельная программа есть в «Газпроме» - они закупают только газомоторную технику. «Роснефть» начинает подходить к этой программе

  • Развивается заправочная инфраструктура. Может быть, не так быстро, как нам хотелось бы. Но мы сегодня видим, что в это вкладываются деньги

  • Соответственно, мы понимаем, что тот объем, который мы запланировали — он может быть востребован

  • Следующим этапом появилась отдельная специальная программа правительства по поддержке экспорта — высокотехнологичного машиностроительного продукта. В данном случае, мы очень хорошо в эту концепцию попадали

  • И мы понимаем, какой это должен быть продукт — это должны быть шасси, это должны быть машкомплекты

  • Если раньше строительство завода было разделено на четыре этапа. То теперь — на два. И эти два этапа теперь спрессованы в один. И в конце 2016 года это все заработает. А должно было заработать в 2017-ом

  • А то, что мы планировали запустить в 2015 году, мы, естественно, все перенесли в 2016 год

  • Но надо быть откровенным, нам очень сложно — сложно с привлечением финансирования

  • Вот эта финансовая подушка, которая, все-таки у меня была, она мне позволила не заморозить стройку. Потому что это было бы, конечно, катастрофой, если бы мы остановились

Вопрос:

  • Сколько сегодня ваших личных средств и сколько — заемных?

Алексей Бакулин, генеральный директор ООО «Бакулин Моторс Групп»:

  • Давайте в процентах. 25% - моих собственных средств. Остальное — заемные. Для такого проекта — это очень хорошая цифра


Напомним, что впервые о том, что строительство завода под Воршей может быть заморожено заговорили еще в феврале текущего года, когда стало понятно, что предприятию не потянуть покупку подорожавшего в связи с кризисом европейского оборудования.

На вопрос Зебра ТВ о том, как будет решен вопрос с «начинкой» предприятия, Алексей Бакулин пояснил, что часть оборудования точно заменят российским. Однако, говорить конкретнее пока отказался, сославшись на закрытость переговорных процессов.

Не ответил Алексей Бакулин пока и на вопрос о том, сколько предприятие уже инвестировало в строительство завода на данный момент, однако пообещал озвучить все цифры после подведения итогов года. Напомним, что изначально сумма инвестиций оценивалась в 2 миллиарда рублей. Тогда же озвучивалось, что к 2017 году (с выходом завода на полную мощность) предприятие должно было производить от 5 до 9 тысяч автобусов в год.

Алексей Бакулин, генеральный директор ООО «Бакулин Моторс Групп»:

  • Все лазерные технологии будут поставляться российскими компаниями
  • Что касается роботизации, кондуктора-позиционеры — это все будет российского производства. А японского будут непосредственно роботы

Вопрос:

  • По стоимости поясните, пожалуйста. Вы попытались уложиться в тот бюджет, который был изначально?

Алексей Бакулин, генеральный директор ООО «Бакулин Моторс Групп»:

  • Он был расширен — мы его увеличили почти в два раза

  • Давайте так, справочно все — в январе-месяце после подписания последнего банка. Потому что я не могу сейчас все основные моменты говорить

  • Потому что у нас там дальше идет еще и второй этап. И там тоже будет финансирование — мы активно над этим работаем. Я думаю, у нас все будет хорошо

Вопрос:

  • Сколько вы на данный момент инвестировали в проект? Ведь какой-то инвестиционный план был согласован на уровне обладминистрации. На сколько он выполняется?

Алексей Бакулин, генеральный директор ООО «Бакулин Моторс Групп»:

  • Давайте мы то все отдельным релизом подготовим: какие были планы — сколько мы инвестировали

  • Нас ведь контролирует и налоговый орган. У нас ведь очень жесткие обязательства перед администрацией

  • Понятно, что нас очень серьезно и сильно поддерживают, помогают. Но при этом спрашивают, и спрашивают очень жестко

  • Мы это чувствуем, мы это понимаем. Но пока ни они, ни мы их не подводили. Мы строимся, мы работаем, мы инвестируем. И в следующем году запустимся


Генеральный директор «Бакулин Моторс Групп» рассказал, что другое его производственное предприятие — расположенное в Волгограде (оттуда во Владимир и приехали «Волгабасы») - успешно развивается, и, несмотря на серьезный спад экономики и сокращение рынка сбыта, в отличие от конкурентов, даст по итогам текущего года серьезный прирост. Именно оно обеспечивает владимирскому проекту серьезную «финансовую страховку», - пояснил Бакулин.

Алексей Бакулин, генеральный директор ООО «Бакулин Моторс Групп»

  • Надо четко понимать, что и волгоградская площадка, и владимирская площадка — они развиваются. Развиваются вместе

  • Но у владимирской площадки несколько одни задачи и по одному типу автобусов

  • У Волгограда будет несколько иная задача, и они ее тоже отлично выполняют

  • Надо также понимать, что работа Волгограда очень сильно помогает Владимиру. Мы обслуживаем и кредиты, и та процентная ставка, которая сейчас будет — она должна идти из текущей деятельности

  • Но Волгоград, в любом случае, не останавливается, он развивается, и там очень хорошая перспектива

  • Если посмотреть на все остальные автобусные заводы, у всех есть определенное падение по объемам, а у Волгограда в этом году будет +14%


Напомним, что газомоторная техника внедряется на отечественный рынок через многолетнюю программу софинансирования покупки регионами техники «на газовом ходу» - именно по ней 33 регион закупил обе партии своих «Волгабасов». Согласно распоряжению правительства (распоряжение правительства №767-р от 13 мая 2013 года), к 2020-му году все города России должны заменить внушительную долю собственного общественного и коммунального транспорта на «газомоторы».

Алексей Бакулин рассказал Зебра ТВ о том, насколько регионы нашей страны в силах справиться с поставленной задачей в период кризиса и стоит ли в связи с этим ждать серьезного схлопывания для них отечественного рынка сбыта.

А также о том, почему «родной для завода» 33 регион притормозил с дальнейшим обновлением автопарков на газовую технику.

Вопрос:

  • Насколько сегодня это постановление правительства исполняется? Насколько регионы активно включаются в этот процесс? Какие регионы, несмотря на экономические сложности, массово закупают эти автобусы? И, соответственно, выигрываете ли вы в этих конкурсах? И, если да, то где?

Алексей Бакулин, генеральный директор ООО «Бакулин Моторс Групп»:

  • Это ключевые регионы, где находятся производители. К примеру, Нижний Новгород сегодня закупает огромное количество газомоторных автобусов. Каждый год они на втором-третьем месте по объемам закупленных автобусов

  • Татарстан — абсолютный лидер. Вместе с «КамАЗом» они постоянно забирают 45-50% выделенных денежных средств на свой регион, на свои программы. Последний раз им поставляли 256 автобусов. Чтобы вы понимали объемы

  • В данном случае, они решают с помощью федеральных денег собственную задачу обновления парка. Регионы покупают и муниципальным структурам, и частным структурам, свои автобусы. И загружают тем самым «КамАЗ». То есть, они, фактически, сразу многофакторную задачу решают

  • Мы работаем не только с Владимиром. У нас закупает Волгоград, Оренбург. В свое время мы поставляли и в Татарстан. У нас автобусы работают в Сургуте

  • Мы с каждым годом прибавляем регионы. Вот сейчас мы выиграли конкурс на поставку 60 автобусов в Тольятти

  • Мы с каждым годом увеличиваем объем реализации и проникновения на новые рынки. Поэтому сказать, что мы поставляем только в города Владимир, было бы, наверное...

Вопрос:

  • Объем поставленной продукции можно узнать? В штуках? В вашей доли рынка?

Алексей Бакулин, генеральный директор ООО «Бакулин Моторс Групп»:

  • Мы в этом году произведем где-то порядка 420 автобусов

Вопрос:

  • Соответственно, все они на внутреннем рынке?

Алексей Бакулин, генеральный директор ООО «Бакулин Моторс Групп»:

  • Да, все на внутреннем рынке. А со следующего года мы начнем работать на экспорт

Вопрос:

  • Все-таки в такой непростой экономической ситуации, как вы думаете, остальные регионы подтянутся к 2020 году? Насколько это большой рынок? Не будет ли эта программа заморожена на федеральном уровне? И насколько регионы ее готовы будут сейчас софинансировать?

Алексей Бакулин, генеральный директор ООО «Бакулин Моторс Групп»:

  • Регионы очень стараются принять участие в этой программе. Но оно все идет постепенно, эволюционно

  • Давайте посмотрим наш пример — Владимирской области

  • Они сначала закупили 20 пилотных автобусов. Для понимая того, как эта система работает. С какими проблемами можно столкнуться во время эксплуатации этих машин и какие будут вопросы

  • И мы столкнулись с ними. Там, действительно, были очень серьезные системные проблемы, связанные не с качеством автобусов или с качеством топлива.. Там много было вопросов

  • Следующим этапом шла закупка 66 автобусов. И там уже были предусмотрены изменения, которые сделали эти автобусы другими — с учетом замечаний

  • И сам перевозчик, который получил эти автобусы, он тоже к этому подходит системно: он строит заправку, работает в совершенно другом режиме с точки зрения поддержки и сервисного обслуживания

  • Но при этом у них была возможность опять участвовать в следующем году. Но нет — регион сделал паузу для того, чтобы понять, как эта система будет работать

  • И сказать, что все настроены только на то, чтобы поддержать только производите автобусов — конечно нет

  • Все заинтересованы в том, чтобы вся эта программа работала комплексно и давала хороший и нормальный результат