«Кому война, кому мать родна. Кому-то действительно это [участие в программе утилизации автомобилей отечественного производства] было на руку; для завода “Автоприбор” это был очень сильный удар», - 12 августа на судебном заседании заявил Алексей Мельников, бывший генеральный директор ОАО «Завод “Автоприбор”», обвиняемый в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере.
На участии в программе утилизации предприятие потеряло 400 миллионов рублей. Мельников сообщил, что он дважды планировал остановку производства, чтобы прекратить генерирование убытков, но власти не позволили ему это сделать:
НЕМНОГО ПРЕДЫСТОРИИ
Напомним, Алексея Мельникова обвиняют в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 199 прим. 1 Уголовного кодекса Российской Федерации (УК РФ) - «Не исполнение из личных интересов обязанностей налогового агента по перечислению налогов, подлежащих, в соответствии с законодательством РФ «О налогах и сборах», исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет, совершённое в особо крупном размере». То, что вменяется предпринимателю, происходило с 1 августа 2012 года по 28 октября 2013-го.
Если говорить обывательским языком, по версии следствия, Мельников не перечислял в казну удержанный с работников «Автоприбора» налог на доходы физических лиц (НДФЛ). В деле фигурирует сумма 50 миллионов 143 тысячи 924 рубля.
С конца 2012 года предприятие находится в стадии банкротства. Последние 2 года Мельников не является генеральным директором завода, оставаясь единственным акционером (правда, все его без малого 500 миллионов акций находятся в залоге у банка). Предприниматель руководил «Автоприбором» в течение 17 лет.
Алексей Мельников пояснял ранее суду, что не мог перечислить в бюджет НДФЛ, так как в соответствии с требованиями закона о банкротстве, эти платежи переводятся в четвёртую очередь, до чего дело просто не дошло. Следствие и гособвинение настаивает, что НДФЛ должен был перечисляться во вторую очередь, как и заработная плата. Более того, сторона обвинения считает, что финансовые средства, удержанные «Автоприбором» с работников, не являются собственностью предприятия, выступающего в качестве налогового агента, а потому они должны были быть направлены в бюджет в соответствие с требованиями Налогового кодекса — не позднее, чем через два дня после получения сотрудниками заработной платы.
Мельников своей вины не признаёт.
Подробнее о претензиях к владельцу «Автоприбора» — в материалах Зебра ТВ «Мельников: “Обвинительное заключение несостоятельно”» и «Как же банкроту платить налоги?».
Налоговое дело в отношении бывшего гендиректора «Автоприбора» рассматривается во Фрунзенском районном суде города Владимира под председательством Андрея Мочалова.
Параллельно в отношении предпринимателя возбуждено ещё одно уголовное дело — по статье 196 УК РФ (преднамеренное банкротство) и ч. 1 ст. 201 УК РФ (злоупотребление полномочиями). В рамках расследования этих эпизодов Мельников с середины мая находится в СИЗО. 11 августа Октябрьский суд продлил срок его содержания под стражей ещё на два месяца.
«МЫ ДЕЙСТВОВАЛИ РАЗУМНО И ДОБРОСОВЕСТНО»
12 августа в судебном заседании состоялся допрос Мельникова.
Судья Мочалов сообщил, что ранее Мельников заявил о своём непризнании вины в предъявленных обвинениях, и попросил подсудимого «в свободном рассказе» изложить свою позицию.
Алексей Мельников заявил, что «Автоприбор» в период с 1 августа 2012 года по 28 октября 2013 года платил налоги в том объёме, в каком позволяло финансовое состояние предприятия. После того, как ОАО стало банкротом, по закону о несостоятельности налоговые платежи должны были осуществляться в четвёртую очередь, поэтому и образовалась задолженность по НДФЛ:
Предприниматель сообщил, что руководство «Автоприбора» ещё до введения процедуры банкротства разрабатывало мероприятия, направленные на оздоровление ситуации на заводе. Эти шаги обсуждались с заинтересованными лицами - с кредиторами, и «в какой-то мере» с руководством области. Мельников назвал эти идеи «обстоятельными, своевременными и конкурентноспособными». Вместе с тем, «экономические сложности на предприятии накапливались, были вынужденные простои, оборотные средства сокращались».
Предприниматель пояснил суду, что до середины 2014 года ещё сохранялась возможность «нахождения способов восстановления платёжеспособности предприятия», но этого не произошло из-за «крайне неуступчивой, одиозной политики» основного кредитора завода — банка ВТБ.
Мельников рассказал, что он предлагал продать часть принадлежащих ему акций «Автоприбора», чтобы направить деньги на погашение задолженности, но банк не согласился. Не откликнулось руководство ВТБ и на то, чтобы подписать мировую, о чём его просили остальные кредиторы, заинтересованные в продолжении взаимодействия с производителем автокомплектующих. В феврале 2016 года Мельников лично обращался к главе банка ВТБ с просьбой предложить варианты решения проблемы, но безуспешно.
БАНКИ-КРЕДИТОРЫ ИЗЪЯЛИ БОЛЕЕ ТРЕТИ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА «АВТОПРИБОРА»
После вступительного слова Мельникова, начался его допрос сторонами процесса. Первой вопросы задавала адвокат Катерина Иголкина.
Из ответов подсудимого можно получить определённое представление о том, как происходило управление бизнес-процессами на предприятии, от которого зависят многие отечественные заводы, производящие автомобили.
Адвокат спросила, что входило в обязанности Алексея Мельникова как генерального директора ОАО «Завод “Автоприбор”» в рассматриваемый в судебном заседании период? Предприниматель пояснил, что это были вопросы, связанные с общим руководством предприятием, разработкой и утверждением стратегии его развития. Он также лично отвечал за всё, что касалось работы по гражданской обороне, исполнению мобилизационного государственного задания и охраны гостайны. Все остальные функции он делегировал заместителям.
Мельников заявил, что проблемы на «Автоприборе» начались «где-то с 2009 года»:
Иголкина спросила, а была ли задолженность по заработной плате на предприятии? Мельников ответил, что она была «эпизодической», задерживалась максимум на неделю. Однажды руководству предприятия не выплачивали жалование в течение двух недель, но простых работников это не коснулось.
Адвокат поинтересовалась, были ли раньше случаи, чтобы на «Автоприборе» в результате налоговых проверок были установлены нарушения при исчислении НДФЛ? Бывший гендиректор завода отметил, что за последние 15 лет никаких претензий по исчислению НДФЛ и его отражению в бухгалтерских документах со стороны налоговой инспекции не было.
Вопрос Иголкиной: «Почему заработная плата на заводе платилась, а НДФЛ перечислялся в бюджет в 2012-2013 годах в неполном объёме»?
Ответ Мельникова: «После процедуры введения внешнего наблюдения, после принятия заявления о банкротстве, предприятие жило по другому режиму осуществления оплаты текущих расходов. Раньше это делалось по статье 885 Гражданского кодекса, после этого — по статье 134 закона о банкротстве. По этой статье зарплата должна быть выплачена во вторую очередь, а налоги — в четвёртую».
Иголкина: «Возможности заплатить в четвёртую очередь не было у предприятия? В связи с чем в четвёртую очередь налог не был заплачен»?
Мельников: «Все счета завода были закрыты картотеками, не всегда доходило до четвёртой очереди, и даже в рамках четвёртой очереди существовала очередность платежей в зависимости от даты поступления требований».
Иголкина: «А картотеки в связи с чем на счетах образовались»?
Мельников: «Из-за действий банка ВТБ, который отказался от всяких возможностей договориться, и после того, как у нас закончились последние деньги, и мы не смогли заплатить по очередному траншу, он, согласно имевшемуся у нас кредитному договору, заблокировал все счета, которые были в нашем соглашении, в других банках, в том числе».
Иголкина: «Почему банки не смогли представить требования, предъявленные к счётам предприятия»?
Мельников: «Потому что не было средств для оплаты этих требований, подлежащих к уплате в эту очередь».
Адвокат спросила подзащитного, кем и каким образом на «Автоприборе» составлялись платёжные поручения по перечислению НДФЛ и выдаче заработной платы? Алексей Мельников сообщил, что в тот момент он этого не знал персонально, «во время судебного процесса понял многие детали, до которых раньше не доходил». Он пояснил, что это всё делалось в бухгалтерии и финансовом отделе. Взаимодействие этих структур чётко прописано во внутреннем бизнес-процессе «Автоприбора» №23 - «управление финансовыми ресурсами предприятия».
«У КОГО-ТО ПРОСИЛИ В ДОЛГ»
Катерина Иголкина спросила, согласовывались ли платежи по налогам, за коммунальные услуги и прочие с конкурсным управляющим после введения процедуры банкротства на «Автоприборе»? Алексей Мельников пояснил, что по закону временный управляющий мог отстранить его от управления предприятием, но не стал этого делать:
Адвокат задала вопрос, касающийся того, каким образом на предприятии принимались решения о распределении денежных средств - входило ли это в компетенцию Мельникова, и, если нет, то кто принимал решение по расходной части бюджета завода, в том числе по уплате налогов? Владелец завода ответил, что он в этом «не участвовал».
На заводе ежемесячно утверждался бюджет. Мельников рассказал, что он утверждал эти документы в одном случае из четырёх.
Иголкина спросила, каким образом действовало предприятие в случаях, когда не хватало денег? Экс-гендиректор «Автоприбора» пояснил, что он всего лишь «пять-шесть раз» был свидетелем того «как вот эта кухня происходила». Он вмешивался лишь когда возникали стратегические вопросы: «будем мы или не будем на этом рынке; останется или не останется у нас этот потребитель; что делать с международным контрактом, который остаётся не проплаченным; или как поступить — проплаченный заводом контракт пришёл, груз на таможенной территории, и каждые сутки какие-то бешеные штрафы начисляются, а денег нет».
Предприниматель заявил, что даже в таких случаях на «Автоприборе» всегда старались действовать по закону, либо, если не платить было нельзя, «принимались решения у кого-то попросить денег в долг».
Мельников почему-то сравнил ситуацию на заводе в последние годы с «Тришкиным кафтаном».
Катерина Иголкина прямо спросила подсудимого: «А принимались ли решения не платить налог [НДФЛ]»? Последовал категоричный ответ: «Нет, таких решений не принималось».
Алексей Мельников сообщил суду, что, по причине частого нахождения в командировках, он подписывал платёжные поручения «в исключительных случаях», и он не знал, как эти документы формируются. Платёжки подписывали лица, уполномоченные им на это.
«СОБСТВЕННЫМ ПРИМЕРОМ ПОКАЗЫВАЛ, ЧТО РЕСУРСЫ НАДО ЭКОНОМИТЬ»
Отвечая на вопросы адвоката, Мельников пофилософствовал о смысле федерального закона о банкротстве:
Катерина Иголкина поинтересовалась, была ли в рассматриваемый период у «Автоприбора» задолженность по коммунальным платежам? Алексей Мельников отметил, что, несмотря на гигантскую работу по энергосбережению, которую провели на заводе, из-за роста тарифов просроченные платежи перед коммунальщиками только нарастали.
Адвокат спросила подзащитного, какой была его заработная плата в качестве высшего должностного лица на «Автоприборе»? Меньше 90 тысяч рублей. Некоторые подчинённые получали больше, сообщил Алексей Мельников:
Тогда Иголкина предположила, что, может быть, Мельников получал большие дивиденды? Предприниматель пояснил, что он является единоличным собственником предприятия с 2007 года, и ни разу, даже в прибыльные времена, дивиденды не выплачивались. Кроме этого, он ни разу не воспользовался положенными ему, как генеральному директору льготами:
Как известно, обвинение настаивает, что Мельников не перечислял НДФЛ, удержанный с рабочих «Автоприбора», чтобы за счёт государства сохранить свой положительный имидж и репутацию в глазах покупателей автокомплектующих. Катерина Иголкина задала такой вопрос: «Перед своими потребителями, поставщиками вы стремились сохранить положительный имидж, репутацию надёжного партнёра или не было такой цели»?
Алексей Мельников в ответ прочитал небольшую лекцию про автопром:
Он сообщил, что потребители оценивают поставщиков по целому ряду параметров, но два самых важных — качество и надёжность поставок. Чтобы убедить их в качестве и надёжности приходиться раскрывать финансовое положение предприятия.
В то время «Автоприбор» «бился в удушающих объятиях банка ВТБ», заявил Алексей Мельников: предприятие платило по кредиту 22% годовых, «в 2009 году это было чересчур». Бывший генеральный директор завода рассказал, что параллельно возникали такие ситуации, когда не хватало 10 тысяч рублей, чтобы отгрузить потребителям продукции на несколько миллионов.
Обо всех подобных случаях «Автоприбор» уведомлял потребителей, и даже просил конкурентов взять часть заказов, так как последние три года на заводе могли выполнить только треть от привычных объёмов. Мельников рассказал, что на заказах «АвтоВАЗа», с которыми не смог справиться «Автоприбор», «восстал из пепла» Калужский автоагрегатный завод, который уже сворачивал свою деятельность.
О ТРУДНОСТЯХ УТИЛИЗАЦИИ И МОБИЛИЗАЦИИ
Катерина Иголкина спросила Алексея Мельникова: «Завод [“Автоприбор”] является каким-то ключевым звеном, необходимым звеном, угрожающим остановке других конвейеров»?
Предприниматель ответил, что если бы в 2012-2013 годах завод встал, то в течение максимум трёх недель на всех отечественных предприятиях автопрома остановилось бы производство.
Мельников: «Нет, безусловно, потому что имидж был уже подпорчен. Помимо того, что мы срывали поставки, банк ВТБ для того, чтобы, скажем, с больной головы на здоровую переложить, начал все эти инсинуации рассказывать и писать в отношении завода “Автоприбор”. Нам они заблокировали несколько перекредитовок, которые мы попытались сделать».
Катерина Иголкина напомнила, что для многих предприятий автопрома запуск государственной программы утилизации отечественных автомобилей при покупке новых стала выходом из кризисной ситуации. Насколько программа помогла «Автоприбору»?
Алексей Мельников заявил, что кроме убытков, предприятие от участие в этой программе ничего не получило:
Мельников также рассказал, что когда предприятие попыталось отказаться от участия в программе утилизации, то сразу было возбуждено какое-то уголовного дело, о судьбе которого он не уточнил.
Алексей Мельников сказал, что справиться с такими заказами удалось только переведя производство на семидневный круглосуточный режим, что только увеличило издержки завода. Он даже хотел остановить предприятие, но вмешались министр промышленности и торговли Денис Мантуров, а также полномочные представители президента в Центральном и Поволжском федеральном округах Александр Беглов и Михаил Бабич:
Предприятие продолжило работу, но как только все контракты были выполнены, руководство «Автоприбора» снова уведомило клиентов об остановке производство:
Кроме этого, к плачевному состоянию «Автоприбор» привела необходимость исполнения государственного мобилизационного задания. То есть предприятие должно постоянно поддерживать почти все производственные площади в состоянии, «пригодном для производственной деятельности», если вдруг наступит «время Ч». То же самое касается 75% оборудования. Катерина Иголкина спросила, что значит поддерживать оборудование в «рабочем состоянии». Алексей Мельников ответил предельно чётко и понятно:
Для выполнения мобилизационного задания приходится содержать большое количество людей. Они очень часто уходили «в простой». Мельников пояснил, что если с пенсионерами было проще — они «соглашались за минимальную заработную плату числиться», то остальным работникам в «простое» надо было как минимум 2/3 от средней зарплаты платить.
Выполнение мобилизационного задания ежемесячно обходилось заводу в несколько миллионов рублей. При этом государство платило заработную плату лишь трём сотрудникам, которые отвечали за мобсклад.
ДЕНЕГ НЕТ
Катерина Иголкина также расспросила Алексея Мельникова о других аспектах выполнения мобилизационного задания, и о том, насколько городская инфраструктура зависит от «Автоприбора». Предприниматель сообщил, что завод несёт затраты на подключение к электроэнергии некоторых объектов сторонних организаций на своей территории. Например, канализационно-насосной станции МУП «Владимирводоканал».
А в последнем вопросе адвокат попыталась выведать у Мельникова, была ли всё-таки у «Автоприбора» возможность выплатить НДФЛ в четвёртую очередь? Она задала вопрос так витиевато, что подсудимый попросил его переформулировать. В итоге Алексей Мельников ответил, что на конец рассматриваемого периода (28 октября 2013 года) у предприятия накопилось обязательств на 900 миллионов рублей перед кредиторами третьей очереди. Как тут заплатить по долгам четвёртой?
Следующее заседание по данному уголовному делу назначено на 16 августа.