«Теперь тот же «Волгабас». Они соберут вас, всех журналистов, где-то в августе – мы так, наверно, договорились, – вывезут на площадку. 600 миллионов рублей освоено, 80% локализации продукции в целом по области», – заявила губернатор Владимирской области Светлана Орлова на большой пресс-конференции в конце июня 2015 года. Август прошел, наступил сентябрь, а «они» на площадку журналистов не вывозили и вообще никак не давали о себе знать.
Зебра ТВ самостоятельно наведалась на строительную площадку под Воршей. По состоянию на 1 сентября, показывать, по большому счету, нечего. На объекте работает всего десяток человек, которые выкладывают торцевую стену основного корпуса.
Почти на половине опорных ферм еще не установлены балки кровельных перекрытий. Правда, по соседству с будущим сборочным цехом установили металлические конструкции, вероятно, для административного корпуса.
Из видимых подвижек в строительстве — щебеночная дорога от подстанции, уже давно построенной энергетиками для будущего завода, до строительной площадки. Дорога смотрится основательней, чем сами корпуса.
В общем, впечатление от строительства завода по производству газомоторных автобусов «Волгабас» не самое оптимистичное. Дело вроде бы движется, но темпы явно не такие, на которые хотелось бы рассчитывать. Сейчас в ажуре металлоконструкций лишь угадываются радужные перспективы, которые обещал инвестор и которые так эмоционально лоббирует губернатор Орлова.
Строительство предприятия по производству автобусов на газомоторном топливе в Собинском районе Владимирской области – тема болезненная. Спустя примерно полгода после подписания соглашения между региональной администрацией и «Волгабасом», сотрудники антикоррупционного центра «Трансперенси Интернешнл-Россия» нашли у группы компаний почти 200 миллионов рублей долгов – и это только долги, выявленные в судебном порядке.
С тех пор, едва ли не на каждом публичном мероприятии Светлана Орлова говорит о том, что завод будет достроен, а те, кто пишут об обратном пусть и дальше ёрничают. Но, когда этот завод будет достроен, до сих пор - большой секрет.
Дата открытия предприятия переносилась уже дважды. Сначала генеральный директор группы компаний «Волгабас» Алексей Бакулин» и губернатор Владимирской области Светлана Орлова, торжественно заложив первый камень будущего завода в апреле 2014 года, обещали ровно через год показать журналистам, как с конвейера сходит первый образец экологически чистого транспорта.
Однако в декабре 2014 года на встрече со студентами Владимирского государственного университета представители компании объявили новую дату запуска производства – декабрь 2015 года. Тогда руководитель дирекции капитального строительства волжского предприятия Матвей Матюшин объяснил это непростой экономической ситуаций в России и мире, из-за которой стоимость строительства выросла примерно в 1,5 раза - с 2 миллиардов до 3 миллиардов рублей.
Но уже в начале июня 2015 года глава Корпорации развития Владимирской области Сергей Бородин не смог подтвердить или опровергнуть заявления инвесторов. Бородин предположил, что «открытие будет отложено на какое-то время», но на какое – не уточнил. На предположения журналистов о 2016 или 2017 годах руководитель Корпорации развития ничего конкретного не ответил.
И вот, спустя пару недель, губернатор в очередной раз обнадёжила прессу поездкой на стройплощадку в Собинский район. На завод, который строит компания, законодательно признанная во Владимирской области стратегическим инвестором, то есть инвестором, имеющим право бесплатно получить в собственность земельный участок при объёме инвестиций более 2 миллиардов рублей. Сам закон, к слову, принят за несколько дней до истечения срока подачи заявки «Волгабаса» на получение кредита для строительства всё того же завода.
И всё же, справедливости ради: «Волгабас» проник в августовские новостные ленты владимирских СМИ, но благодаря, опять-таки, владимирскому подразделению «Трансперенси Интернешнл-Россия». Антикоррупционеры, во-первых, обнаружили новые судебные иски к группе компаний «Волгабас» (татарское ООО «Бугульма-Пригород» попыталась взыскать с предприятия Бакулина примерно 48 миллионов рублей). А во-вторых, сотрудники центра «ТИ-Р» выяснили, что группа компаний «Волгабас» теперь и не группа компаний «Волгабас» вовсе, а ООО «Бакулин Моторс Групп». Чем вызвана смена названия фирмы, разумеется также большой секрет.