«Это второе историческое событие в жизни Мурома, после того, как два века назад Екатерина II утвердила генеральный план округа», – с восторгом заявил глава города на Оке Евгений Рычков. Спустя несколько минут счастливый градоначальник вместе с вице-губернатором Владимирской области Алексеем Конышевым, председателем Законодательного Собрания Владимиром Киселевым и главным федеральным инспектором 33-го региона Сергеем Мамеевым торжественно открыли проезд по объездной автодороге.
8,5 лет и свыше 7 миллиардов рублей (в ценах 2005 года - 8,9 миллиарда рублей) из федерального бюджета – именно столько потребовалось ресурсов для переноса 17,1 км дороги с чертежей на местность. Заместитель начальника ГБУ «Владупрадор» – главный заказчик проекта – Петр Кураго напомнил, что впервые о создании трассы заговорили еще в 70-х годах прошлого века.
- Планировалась она в 70-х годах, когда началось развитие Мурома как промышленного города
- Поэтому здесь назрела необходимость строительства моста
- Тогда же создавались первые наметки трассы, месторасположения моста
- Проектировщики уже выезжали, осматривали территорию
- Было два варианта размещения мостового перехода: один рядом с железнодорожным мостом, другой – на том месте, где сейчас мост и расположен
- Выбран сегодняшний вариант, потому что в другом месте застройка и сложный пойменный рельеф заливных лугов
- Планы неоднократно менялись, но, говорят, помог (Сергей) Миронов, в то время – глава Совета Федерации
- Начинали это дело в 2004 году – тогда сделали техническое обоснование этой дороги
- В 2005 году в Муроме состоялось совещание с представителями органов государственной власти
- После совещания был определен вопрос с финансированием, вышли с ходатайством к президенту
- После этого началась разработка проекта — он был оперативно сделал за 2005 год, прошел федеральные геологическую и техническую экспертизы
- Строительство началось в 2006 году
- В 2009 году был построен мост (через реку Оку), сведены нижегородская и владимирская части трассы
- В 2013 году построена развязка («клеверный лист») недалеко от Мурома
- И вот сейчас построены еще 9 километров, последняя очередь
Строительство было разделено на две очереди. Первая, протяженностью 9,36 км и открытая в 2009 году, включает в себя вантовый мост через реку Оку (признанный в 2013 году самым красивым мостовым сооружением России) и левобережный подход к нему.
Вторая очередь возводилась в два «приема». Первый – от автомобильной дороги Муром – «Волга» до автомобильной дороги Владимир – Муром – Арзамас – был сдан в 2013 году. Второй, протяженностью 8,9 км, соединивший арзамасское направление с нижегородским, был закончен буквально на днях и стал своеобразным подарком к 70-летию Владимирской области.
По словам Петра Кураго, строительство последнего участка закончилось за 10 месяцев вместо расчетных 18-ти во многом благодаря тому, что каждый день на стройплощадке трудились почти по 800 человек и свыше 300 единиц техники. Подрядчику – ДСУ-3 – пришлось привлекать людей почти со всех районов Владимирской области.
К слову, компании в скором времени предстоит не менее масштабная стройка: дорожники недавно выиграли торги на возведение участка Лыбедской магистрали в областном центре.
С учетом того, что по новому дорожному объезду Мурома будет проходить не менее 3 тысяч автомобилей (в том числе и крупногабаритных) в сутки, а расчетная скорость движения составит 120 км/ч, дорога должна прослужить без ремонта не менее 15 лет, уверяют создатели. Технические характеристики только что открытого участка приведены ниже.
№ п/п |
Наименование, единицы измерения |
Показатели |
1 |
Вид строительства |
Новое строительство |
2 |
Категория дороги |
II |
3 |
Значение дороги |
Региональная |
4 |
Строительная длина (автомобильной дорога), км |
8,34317 |
5 |
Строительная длина (транспортной развязка), км |
2,3908 |
6 |
Расчетная скорость (автомобильная дорога), км/ч |
120 |
7 |
Расчетная скорость (съезды развязки левоповоротные и правоповоротные), км/ч |
40/60 |
8 |
Ширина земляного полотна (автомобильная дорога), м |
15,0 |
9 |
Ширина земляного полотна (съезды развязки левоповоротные и правоповоротные), м |
10,0/10,5 |
10 |
Ширина проезжей части (автомобильная дорога), м |
7,5 |
11 |
Ширина проезжей части (съезды развязки левоповоротные и правоповоротные), м |
5,5/5,0 |
12 |
Тип дорожной одежды, вид покрытия |
Капитальный, асфальтобетонное (ЩМА) |
13 |
Максимальный продольный уклон |
23‰ |
14 |
Минимальный радиус кривой в плане (автомобильная дорога), м |
800 |
15 |
Минимальный радиус кривой в плане (съезды развязки левоповоротные и правоповоротные), м |
60/150 |
16 |
Транспортные развязки в разных уровнях |
1 (1/2 «Полного клеверного листа на пересечении с а/д Владимир – Муром – Арзамас) |
17 |
Путепроводы |
1 (путепровод через ж/д Москва – Казань, 77,53 м) |
18 |
Круглые ж/б трубы (автомобильная дорога) отв. 1,50 м, шт/м отв. 1,25 м, шт/м |
1/27,96 6/198,70 |
19 |
Прямоугольные ж/б трубы (2x4ч2,5), шт/м |
1/72,31 |
20 |
Круглые ж/б трубы (транспортная развязка) отв. 1,00 м, шт/м отв. 1,25 м, шт/м |
2/36,15 2/90,9 |
21 |
Продолжительность строительства, мес. |
18 (по факту – 10) |
22 |
Сметная стоимость, тыс. руб. |
1582311,57 |
23 |
Нормативная трудоемкость, тыс. чел.-ч |
361,867 |
Практически все строительные материалы – местного производства: бетон изготовлен на муромском заводе железо-бетонных конструкций, песок добыт намывным способом из поймы реки Оки. И лишь гранитный щебень завозили с Урала.
По словам вице-губернатора Владимирской области Алексея Конышева, открытие объезда положительно скажется не только на экологической обстановке в Муроме, но и принесет серьезные экономические выгоды округу. Например, в непосредственной близости от трассы в скором времени развернет свое производство «Центральный металлокомбинат» - инвестиционный проект китайских партнеров.
Мэр Евгений Рычков заметил, что Муром, благодаря объезду, превратился из «коммуналки с проходным двором в отдельную квартиру».