31 марта состоялось итоговое пленарное заседание Общественной палаты Владимирской области (ОПВО) второго созыва, на котором её председатель Наталья Юдина представила ежегодный доклад о состоянии гражданского общества в регионе.
Ранее Зебра ТВ сообщала о том, что Наталья Владимировна посетовала на СМИ — после того, как в палате наладился консенсус, пресса не считает для себя нужным ходить на заседания ОПВО. А вот раньше, когда на лестнице у Белого дома чуть ли не жгли чучела оппозиционных бывшему губернатору членов данного института гражданского общества, репортёры ломились на все мероприятия Общественной палаты.
Сегодня редакция предлагает вашему вниманию основную часть выступления Натальи Юдиной по презентации доклада о развитии гражданского общества во Владимирской области. Так как каждое сказанное ей слово бесценно для понимания того, как развивается это самое гражданское общество, то сопроводим высказывания председателя ОПВО всего лишь одним комментарием:
Наслаждайтесь.
- Глубокоуважаемая Светлана Юрьевна (Орлова, губернатор Владимирской области)! Уважаемые Ольга Николаевна (Хохлова, заместитель председателя Законодательного), Сергей Станиславович (Мамеев, главный федеральный инспектор по Владимирской области)! Дорогие коллеги!
- Безусловно, зачитывать доклад о состоянии гражданского общества во Владимирской области, который выглядит очень внушительно и серьёзно, я не могу себе позволить в рамках нашего сегодняшнего заседания, и в этом не вижу необходимости, тем более что сейчас уже наши уважаемые коллеги и гости сказали о том, что наше гражданское общество и его состояние динамично развиваются, и это является основанием для того, чтобы посмотреть доклад Общественной палаты Владимирской области в том проекте, который он сегодня имеет
- Безусловно, это проект доклада, и ежегодно, а мы это делаем на площадке Общественной палаты в третий раз, мы обсуждаем доклад о состоянии гражданского общества, который написан и составлен по итогам работы Общественной палаты, по итогам работы, взаимодействия (Общественной палаты) с органами государственной власти, это и с органами законодательной, и исполнительной власти, муниципальных образований, и, безусловно, по итогам работы Общественной палаты
- Принципиальным является то, что каждый год он (доклад) меняется, и меняется в плане своих тенденций, в плане своих задач, и в плане своих ориентиров. Но не меняется главное — не меняются те люди, которые вносят огромный вклад в развитие гражданского общества на территории Владимирской области
- Я всегда с огромным уважением, с искренним почтением отношусь к каждому, кто ведёт общественную работу. И, конечно, сейчас, во времена информационных технологий, очень много мы о себе лично можем услышать негативных эмоций, негативных реакций в наш адрес, в адрес тех общественников, которых называют системными, близкими к властям. И это в действительности основание для того чтобы нам работать ещё лучше
- Потому что именно мы призваны сделать так, чтобы власть услышала голос людей, чтобы власть услышала те мысли, которые возникают у людей на кухнях, те мысли, которые люди высказывают не публично, и иногда боятся об этом заявить. Поэтому я знаю, что каждый из членов Общественной палаты (Владимирской области) обладает огромной общественной позицией и не боится сказать властям о том, что беспокоит и тревожит население Владимирской области
- Если говорить о докладе, то он выстроен в той же структуре и последовательности, в которой мы, члены Общественной палаты, посчитали необходимым это сделать. А именно — это три главы
- Первая глава — некоторые особенности становления гражданского общества во Владимирской области и роль общественных объединений в его формировании в 2014 году
- Вторая глава — связана с органами власти и взаимодействием с некоммерческим сектором, и третья глава непосредственно посвящена работе Общественной палаты Владимирской области
- Какие основные ориентиры в плане выявления тенденций, системных тенденций в состоянии гражданского общества не только на территории Владимирской области, но и в Российской Федерации в целом?
- Безусловно, многие хорошо помнят, как формировалась Общественная палата Владимирской области. Закон был принят в 2009 году, и здесь необходимо заметить огромную роль Законодательного Собрания Владимирской области и лично (его председателя) Владимира Николаевича Киселёва и Ольги Николаевны Хохловой в том, что Общественная палата как структурный и системный орган работы во Владимирской области состоялся
- И только в 2011 году Общественная палата Владимирской области сформировалась, это был последний (по появлению) системный орган Общественной палаты в Центральном федеральном округе. И сейчас об этом сказал Сергей Станиславович (Мамеев), что по рейтингам доверия к Общественной палате есть тенденция в динамике положительная
- Хотя и многие из сегодня присутствующих здесь журналистов (ранее) справедливо отмечали м говорили о том, что это «мёртворождённый орган», что он не способен работать качественно и динамично, что здесь никогда не будет консенсуса, и здесь никогда не будет того, чтобы правильно стать мощным индикатором взаимодействия людей и общества. Но первый состав Общественной палаты как раз доказал то, что этот орган будет работать, и, несмотря на то, что у нас были различные политические разногласия, мы сделали много серьёзного и полезного
- В частности, мне кажется, большой заслугой взаимодействия гражданского общества и Общественной палаты стало помилование Дмитрия Максимова, это было первым объединяющим фактором Общественной палаты первого состава. Инициатива тогда была Наталии Новожиловой, человека совершенно далёкого от идей и представлений приближенности к власти. Но, тем не менее Общественная палата пошла вслед за этими мыслями (Новожиловой), и, мне кажется, что мы много сделали для того, чтобы спасти жизнь отдельно взятого человека
- Говоря об Общественной палате второго состава... Там было всё принципиально по-другому
- Светлана Юрьевна (Орлова) была назначена исполняющим обязанности губернатора (Владимирской области) 25 марта (2013 года), а 25 апреля у нас состоялось пленарное заседание Общественной палаты второго состава. И когда (на заседание) пришёл вновь назначенный губернатор, когда присутствовали председатель Законодательного Собрания и главный федеральный инспектор, это было основанием для того, что во Владимирской области начинается обращение внимания на гражданские инициативы, именно с этого периода пошла серьёзная, системная работа на благо развития Владимирской области
- Как справедливо говорит Светлана Юрьевна, иногда отсутствие серьёзной оппозиции даёт возможность нам расслабиться и подумать, что всё очень хорошо и положительно. Но в действительности это абсолютно не так, потому что не дремлют все — не дремлют враги, не дремлют друзья, и не дремлют равнодушные и неравнодушные люди. Поэтому никто не давал нам возможности отдыхать, спать, и не давать двигаться вперёд
- Светлана Юрьевна уже предложила статистику по тому, как выглядит состояние некоммерческих организаций во Владимирской области, я должна сказать, что динамика здесь определённая есть. В принципе, по сравнению с аналогичным периодом 2014 года, не изменилось количество общественных организаций, всего лишь увеличилось на 14 штук. О чём это говорит, какая это динамика? Ну, в первую очередь, конечно, любая стабильная динамика свидетельствует о стабильности. И здесь в этом смысле можно констатировать факт стабильности развития гражданского общества и некоммерческого сектора на территории Владимирской области
- Но, с другой стороны, общественно-политические процессы показывают нам другое, показывают то, что в настоящее время и на протяжении нескольких предыдущих лет, и тем более сейчас, в такой острый политический период истории развития России, у нас происходит стихийное развитие многих организаций, многих общественных объединений, представителей некоммерческого сектора. Они носят динамичный характер, но я вам повторяю ещё раз, что эти объединения несистемны, стихийны, и они создаются чаще всего под какое-то конкретное событие или под какой-то конкретный заказ
- И в этом смысле задача людей, думающих стратегически верно, думающих во имя развития (Владимирской) области, во имя развития Российской Федерации как раз участвовать в этих процессах, которые имеют возможность (?) на адекватность этого развития. То есть, как только мы начинаем понимать, что есть серьёзный политический и социальный градус недовольства какой-то конкретной инициативой властей, обязательно Общественная палата реагирует, и обязана реагировать на эти инициативы
- Поэтому сейчас Светлана Юрьевна привела примеры относительно пешеходной зоны, и здесь, конечно, я очень благодарна губернатору за то, что это мнение людей (о недопустимости перекрытия движения по Большой Московской во Владимире) было услышано. Это (общественные слушания по проекту создания пешеходной зоны на Большой Московской) было несанкционированное мероприятие, несогласованное с властями. Мы его провели, потому что считали это сделать необходимым, потому что видели, насколько серьёзен накал, и насколько он специально подпитывается рядом политических партий и сторонних конкурентов. И здесь важно заметить, что это одна из заслуг, в том числе, и Общественной палаты, но в первую очередь - властей, которые готовы слушать
- Поэтому я приглашаю оппозицию, которая считает себя несистемной, говорящую о том, что мы свободны от всех и вся, всё-таки прийти в какие-то системные организации, зафиксировать свои общественные объединения, с тем, чтобы их голос был услышан. Потому что любое стихийное действо, и нам показывает это история, не даёт возможности для движения или роста настоящего некоммерческого сектора и для того, чтобы этот голос был услышан
- Какие, основные, безусловно, яркие движения, и об этом сейчас было сказано, это обстановка в сфере ЖКХ, и вчера (30 марта) было проведено серьёзное мероприятие сторонников политической партии «Единая Россия», Союз сторонников сейчас возглавил Вячеслав Юрьевич Картухин, депутат Законодательного Собрания
- И я вообще сейчас считаю необходимым всем общественникам и представителям политических партий объединиться во имя одного центрального дела — во имя здравого смысла, потому что он (здравый смысл) необходим, и мы об этом очень много говорили, о том, должны ли быть члены Общественной палаты членами политических партий, общественных объединений? На федеральном уровне этот вопрос решается в пользу того, что такого быть не должно, но тем не менее у каждого из нас есть свои политические пристрастия, есть свои политические задачи. И это абсолютно точно, что мы все должны работать в рамках серьёзной конструктивной идеи, и она у каждого своя. Она у каждого есть профессиональная, она у каждого есть экспертная, серьёзная
- Мы очень часто на Общественной палате обсуждали, является ли общественное мнение равным мнению экспертному? Безусловно, нет, потому что общественное мнение — это мнение, высказанное каждым из нас, не имеющие иногда никаких объективных оснований для этого. Просто мы получаем, например, платёжку по ЖКХ, и видим, что нам не нравится то, что там стоит в этой платёжке. Но для того чтобы понять и оценить адекватно, в действительности, насколько это правильно, и какие мы вопросы будем задавать властям, мы должны иметь экспертное мнение, компетентное мнение
- Поэтому рост (числа) товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов, это та перспектива, которая сегодня необходима, о которой мы сегодня говорим
- Серьёзное развитие приобретают волонтёрские общественные организации, поэтому мы сегодня пригласили нашу Молодёжную Думу при Законодательном Собрании Владимирской области, Роман Сергеевич Александров (председатель Молодёжной Думы) кивает головой, Иван Дмитриевич Осипов, член Общественной палаты второго состава и председатель Молодёжной Думы первого состава, поэтому наша молодёжь мыслит серьёзно, адекватно и серьёзно
- И я ещё раз повторяю для наших средств массовой информации, которые хотят подчеркнуть системный характер многих общественников, в том числе и молодёжи - говорят о том, что у нас есть такая молодёжь, которая уже с пелёнок считает себя политическими деятелями и общественными деятелями. Это во многих смыслах хорошо, потому что за лидерами, за теми, кто чувствует свою яркую позицию, - будущее, и люди должны идти вперёд
- Что касается взаимодействия с органами власти, с органами законодательной власти, органами исполнительной власти, я не буду об этом говорить, об этом очень много и серьёзно написано у нас в докладе (о состоянии гражданского общества во Владимирской области), об этом сказала Светлана Юрьевна подробно. Мы работаем действительно в совокупности, но это вовсе не значит, что мы работаем, аплодируя, потому что мы можем позволить себе сказать, выразить своё конструктивное мнение, и я знаю, что при серьёзной аргументации оно обязательно будет услышано
- Что касается Законодательного Собрания, то здесь у нас тоже есть диалог, и он безусловен как на уровне личностных характеристик, так и на уровне взаимодействия в плане законотворческой инициативы, очень много общественных, социально значимых проблем обсудили
- Я хотела бы остановиться на том, что нам необходимо в перспективе, и эта необходимость связана с работой с органами местного самоуправления
- Так как в 2014 году принят закон об общественном контроле, то, естественно, сейчас Общественная палата наделяется особыми полномочиями, и в этой связи такими полномочиями наделяются общественные советы, которые должны быть созданы при всех органах муниципальной власти. Мы этот процесс начали в муниципальных образованиях, но нам ещё очень далеко до того идеала, который должен носить системный характер
- Многие члены палаты приезжали в разные муниципальные образования, и в ряде случаев мы имели совершенно разные картинки. Приезжаем мы в муниципальное образование, Светлана Юрьевна, и председателем общественного совета (при главе администрации) является глава администрации. И он собирает общественников, и говорит: «Ну, что, дорогие? Есть у вас вопросы?». Ну какие могут вопросы, когда глава администрации является председателем общественного совета. То же самое бывает в других случаях, когда руководителями общественных советов являются председатели Советов народных депутатов районов. Поэтому здесь наша задача на перспективу - создать настоящие общественные объединения, которые будут активно работать, и которые будут являться основанием для того, чтобы эта работа стала системной, и общественный контроль пошёл на места
- Вот ещё есть такая интересная констатация фактов, прежде чем написать доклад, мы обратились ко всем руководителям муниципальных образований с тем, чтобы они нам показали, как они работают с общественными объединениями. Вот, в частности, какие ответы мы получили. Есть там и позитивные примеры, я хотела бы сказать, вот, например, администрация Ковровского района ответила нам на запрос Общественной палаты следующее: общественные объединения, ведущие активную деятельность и реализующие значимые проекты, в Ковровском районе отсутствуют, не созданы. В районе не созданы общественно-консультационные структуры, а также не принят нормативно-правовой акт, направленный на поддержку общественных организаций. Вместе с тем, по данным портала государственных услуг, в Ковровском районе создано четыре общественные организации, они официально на сайте минюста есть. Грустно мне как-то от этого
- То же самое в ответах из Гусь-Хрустального и Муромского районов
- Это, конечно, перспектива нашей дальнейшей работы, и это то, что необходимо сделать — заставить власти на местах обратить внимание на общественников. Если они (главы) в письмах пишут, что у них никаких общественных организаций нет, естественно, они с ними и не работают, естественно, они их мнение не учитывают, о каком общественном контроле можно здесь говорить, и что здесь вообще можно делать?
- Третья глава нашего доклада посвящена непосредственно деятельности Общественной палаты, здесь очень много серьёзных идей и вопросов. Вот первое, о чём я бы хотела сказать, по итогам 2014 года были внесены изменения в закон об Общественной палате Российской Федерации, теперь каждый регион имеет возможность предложить своего кандидата в Общественную Палату (РФ), и у нас Ольга Александровна Деева очень серьёзно представляет Общественную палату Владимирской области на федеральном уровне, организуя много интересных общественных социально значимых проектов, которые жизненно необходимы
- Огромное количество работ связано и с проведением серьёзных общественных слушаний, который имели и мощный резонанс, и не мощный резонанс, и обсуждение наших государственных программ, и приём и консультации граждан
- Особенно я хочу сказать о приёме и консультациях граждан и обращениях граждан, потому что это, конечно, очень серьёзная работа, которую проводят члены Общественной палаты, в том числе
- И когда мы открывали общественную приёмную, многие говорили: «зачем ещё одна общественная приёмная, их уже и так большое количество, люди не знают, куда бежать»? Вот именно, люди часто не знают, куда бежать, поэтому стучатся во все двери, и как раз, мы очень часто помогаем найти правильную дверь, которую откроют, и человеку помогут. Есть конкретные примеры в разных районах нашей области, где люди говорят «спасибо, у нас есть письма», и это, конечно, самый главный результат работы, который у нас, безусловно, есть и существует
- Особо хотела обратить внимание на то, что сейчас люди обращаются с социальными вопросами — на первом месте жилищно-коммунальные, на втором- здравоохранение, на третьем — нарушения прав человека, на четвёртом — состояние дорожной инфраструктуры
- По дорожной инфраструктуре в 2013-2014 годах мы включились в эту работу по поручению Светланы Юрьевны, и каждый член Общественной палаты был закреплён за районом по дорогам, и здесь, конечно, есть положительные тенденции
- Члены Общественной палаты не подписывали акты о приёме (работ), и мне звонили руководители, говорили «пусть он подпишет», мы говорили «нет», и (дорожники) переделывали такие участки. Валерий Юрьевич Романычев несколько раз такими вопросами занимался, было (на него) давление серьёзное, но эти вопросы удалось решить
- Люди беспокоятся о культурном наследии, люди беспокоятся об экологической безопасности региона, и это те системные вопросы, которые нам необходимо нам учитывать