В администрации Владимирской области вынуждены были провести брифинг, чтобы «внести ясность» в скандальную ситуацию с полным запретом на продажу крепких алкогольных напитков на территории 33 региона. Предыстория с казусом о «сухом законе» в отдельно взятой области здесь.
Несмотря на то, что по оценкам некоторых наблюдателей исполнительная власть 33 региона, мягко говоря, села в лужу, чувство глубокого сожаления и раскаяния чиновники Белого дома не испытывают. Напротив, председатель государственно-правового комитета администрации Владимирской области Елена Шаломенцева, можно сказать, даже идет в атаку.
Ссылаясь на 16 статью федерального закона № 171 о госрегулировании оборота этилового спирта «главный законник» Белого дома пояснила, что губернатор Владимирской области была вправе ограничить розничную продажу крепких алкогольных напитков на территории отдельно взятого региона вплоть до полного запрета на продажу. Кроме правовых аргументов, в ход пошли и морально-нравственные императивы, и рассуждения о вреде алкоголизма.
Более того, в Белом доме выражают сожаление о том, что «позиция нашего общества такова, что оно не готово к радикальным мерам». А по поводу ошибки с выпадением временного отрезка из постановления губернатора на запрет по продаже крепкого алкоголя заявляют, что она даже пошла на пользу. Якобы «правовая коллизия» с тотальным ограничением позволила протестировать правоприменительную практику и наработать опыт по контролю за исполнением губернаторского антиалкогольного постановления.
Несмотря на то, что во время действия «неправильного антиалкогольного постановления» за его несоблюдение никого не оштрафовали, запрет тем не менее, по уверениям чиновников обладминистрации, все равно работал. За соблюдением антиалкогольного постановления губернатора следили дежурные чиновники обладминистрации. Они говорят, что сами видели, что крепкий алкоголь в магазинах Владимирской области в новогодние праздники не продавали.
Что же касается «технической ошибки» с выпадением из постановления губернатора ключевой фразы о том, что крепкий алкоголь запрещено продавать только с 21:00 до 9:00, то ее возникновение объясняют достаточно туманно. Мол, подготовка документов - это ювелирная работа, в которой задействовано много людей и разных служб, мол, документы проходят не одну редакцию, а вдобавок еще и пересылаются по электронной почте.
Примерно также витиевато объяснили и то, почему ошибку, допущенную 31 декабря, исправили только 9 января: сначала были праздники, потом не было губернатора, а в итоге - вышел конфуз на всю Россию.
О том, кто виноват и как его или ее накажут в Белом доме, похоже, еще даже не задумывались. Но судя по комментариям, ничего серьезного не будет.
Если же оставить за скобками шумиху по поводу ошибки в губернаторском антиалкогольном постановлении, которое стоило Владимирской области определенной доли внимания со стороны федеральных СМИ, то кроме ощущения атмосферы безалаберности и головотяпства, остается еще несколько невнятных моментов.
Например, руководство департамента развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области, в чьих недрах и разрабатывалась антиалкогольная инициатива, заявило, что пока еще не посчитало выпадающие доходы от введения ограничительных мер. Чиновники обладминистрации, ответственные за развитие торговли, предлагают думать в первую очередь не о доходах от продажи спиртных напитков, а о человеческих судьбах, которые калечит алкоголь. Конечно, забота об отрезвлении общества похвальна, но при снижении налоговых отчислений, которые неизбежно будут у продуктовых магазинов, людям будет сложно объяснить, что в бюджете мало денег из-за того, что ограничили продажу крепких спиртных напитков.
Недоумение возникает и от того, что авторы «полусухого закона» не могут сразу ответить на вопрос о том, что же грозит нарушителям антиалкогольных мер и отсылают к Кодексу административных правонарушений. А Кодекс удивляет своей лояльностью к тем, кто несмотря на губернаторский запрет будет продолжать торговать водкой после 9 часов вечера. Согласно статье 14.16 КоАП, штраф налагается либо на директора магазина в размере от 5 до 10 тысяч рублей, либо на сам магазин в размере от 50 до 100 тысяч рублей. Согласитесь, не так уж и много в сравнении с выручкой от подпольной продажи водки.
И уж совсем темная история выходит с оповещением населения и бизнесменов о введении "полусухого закона". Ведь получается что, если бы не ошибка в губернаторском постановлении, то о запрете на продажу крепкого алкоголя никто бы так и не узнал. Громкая реакция в СМИ была вызвана именно ошибкой с тотальным запретом. Неужели вводить ограничение на продажу спиртных напитков надо было практически в новогоднюю ночь и так, чтобы об этом никто не догадался? Странно как-то это все выглядит. Нелогично.
Тем не менее, в администрации Владимирской области заверяют, что не собираются останавливаться лишь на расширении ночного коридора на запрет по продаже крепкого алкоголя. Вслед за постановлением губернатора готовится еще и областной закон. Зебра ТВ уже сообщала о том, что в Законодательное Собрание Владимирской области направляется законопроект о дополнительных мерах, ограничивающих продажу спиртных напитков на территории 33 региона. Например, введение полного запрета на продажу крепкого алкоголя в такие праздничные дни как: последний звонок, День семьи, День защиты детей, День знаний, День молодежи и другие праздники. Подробнее с инициативами по ужесточению оборота спиртных напитков во Владимирской области можно ознакомиться здесь.
Кстати, как заявила руководитель губернаторской пресс-службы, на ошибочное постановление о тотальном запрете по продаже алкоголя на территории Владимирской области была весьма позитивная реакция со стороны. По словам Риты Шляховой, на сайт обладминистрации пришло множество сообщений со словами поддержки. Так что нельзя исключать, что в недалеком будущем, ошибка станет правилом, а 33 регион — зоной, полностью свободной от алкоголя.