История завтрашнего дня

Вице-президент компании «ТВЭЛ» Илья Галкин предложил бизнесменам и изобретателям Владимирской области вместе делать товары будущего
Новости Автор: 6 июня 2018, 15:44 16 9784

У экономики Владимирской области, возможно, появился шанс поменять «агрегатное состояние» и перейти из статуса догоняющего игрока в статус убегающего вперед. Среди громких заявлений и красочных мероприятий VI Экономического форума незаслуженно незамеченной в информационном пространстве оказалось интересное предложение, сделанное вице-президентом по стратегическому развитию и маркетингу компании «ТВЭЛ» Ильей Галкиным.

Если совсем просто, руководитель крупной федеральной корпорации раскрыл планы о принципиально новом направлении, к которому могут присоединиться крупные предприятия, начинающие бизнесмены и даже талантливые одиночки из Владимирской области.

Топливная компания, специализирующаяся на ядерном топливе, хочет использовать свои технологии, производственные мощности и рынки сбыта для создания неядерных товаров, которых еще нет на рынке. И приглашает владимирских бизнесменов и инженеров к партнерству.

Зебра ТВ попросила вице-президента компании «ТВЭЛ» Илью Галкина объяснить, в чем же заключается предлагаемое партнерство, кто и с какими идеями может на него рассчитывать и не является ли это предложение своеобразным «бонусом» за то, что компания «ТВЭЛ» перевела основные мощности с завода «Точмаш», лишив это некогда градообразующее предприятие Владимира прежнего статуса.

Можно ли воспринимать предложение компании «ТВЭЛ» по совместному развитию производств инновационной продукции как некую компенсацию за то, что происходит с заводом «Точмаш» в городе Владимире?

Нет. То, о чем я говорил на Владимирском экономическом форуме не связано напрямую с сюжетом «Точмаша». У нас стратегический выбор компании - развитие второго ядра бизнеса с привлечением внешних компетенций. В то же время, мы планируем использовать производственный и технологический потенциал наших предприятий. Для создания нового бизнеса или производства вполне может быть использована производственная площадка «Точмаша», на которой планируется создание индустриального парка. На производственные площади предприятия будут привлекаться стратегические инвесторы для организации и развития новых производств и выпуска перспективной продукции.

Значит, местные наблюдатели неверно трактовали инициативу «ТВЭЛ», воспринимая ее в качестве ложки меда в бочке дегтя?

Слушайте, у нас помимо Владимирской области, где у «ТВЭЛ» два завода во Владимире и Коврове, есть еще заводы в Красноярском крае, в Иркутской области, два завода в Свердловской области, в Московской области завод, завод в Удмуртии. У нас много производственных активов. Когда принимается решение о развитии нового направления в бизнесе, учитываются весь комплекс наших компетенций и возможностей.

Оставим в покое «Точмаш». Объясните простыми словами, что же нового «ТВЭЛ» предложил бизнесменам и промышленникам Владимирской области на Экономическом форуме?

Речь идет о том, что мы много чего умеем, но это пока не коммерциализируем, помимо нашего основного бизнеса, который связан с производством ядерного топлива и его компонентов. Наше предложение, представленное на Владимирском экономическом форуме, озвучивалось уже и в других областях, и не только в тех регионах, где есть наши заводы. Для нас это большая и не только федеральная история по выстраиванию новых направлений неядерного бизнеса.

Можете назвать ожидаемую цифру проектов во Владимирской области?

Именно к Владимирской области ожидаемые цифры не привязаны, они привязаны в целом к стране. У нас задача в обозримой перспективе выйти на сопоставимую выручку с нашим основным ядерным бизнесом. Если сейчас за ядерное топливо мы в год получаем где-то порядка 180 миллиардов рублей, то в течение 10 лет мы должны выйти на такие же цифры по неядерному бизнесу. Мелкие проекты при таких планах неэффективны. Поэтому мы сделали нижнюю планку отсечения для проектов — на старте не меньше 3-5 миллиардов годовой выручки. По сути это масштабы завода. У нас должно быть от 30 таких серьезных проектов по всей стране. Естественно, мы прежде всего опираемся на те регионы, где у нас есть свои заводы. Примерно восьмая часть должна прийтись на Владимирскую область. Но это в большей степени аналитические цифры, чем практические.

Насколько интересен потенциал Владимирской области в рамках неядерной стратегии «ТВЭЛ»? Проводился ли мониторинг 33 региона?

Мы начали зимой 2018 года этот сюжет отрабатывать во Владимирской области. Что-то мы уже сами знали про потенциальных партнеров, что-то для нас стало, ну не открытием, но мы по-новому взглянули на те предприятия, которые есть во Владимирской области. Естественно, аналитику провели. Мы не закрываем ворота ни для кого. Но у нас есть некий шотр-лист из 5-7 предприятий, с которыми мы будем в первую очередь отрабатывать возможные партнерства. Потому что технологических их рыночные компетенции таковы, что они могут быстрее всего выстрелить.

Приведите примеры, какие бизнес-идеи могут заинтересовать «ТВЭЛ» и получить поддержку?

Тут или очень общо можно говорить, или предельно конкретно, но тогда мы уходим в коммерческую тайну. Идеальный вариант, что уже есть какой-то прототип товара с понятным ответом на вопрос, кто потенциально это может купить. И в этом случае мы своим рыночным, финансовым, технологическим ресурсом вкладываемся в этот прототип. Проверяем рыночные гипотезы, доводим его до серийного производства и вместе с тем, кто этот прототип создал, делаем бизнес-историю. Есть и вариант контрактного партнерства, когда мы с определенной периодичностью делаем заказ на какую-то продукцию под наши нужды.

Может, хотя бы назовете направления, на которые распространяются интересы вашей неядерной стратегии?

Среди наших приоритетов есть, например, сверхпроводники. Для примера, мы их поставляем «Дженерал электрик» и «Сименс» для производства томографов. Это пока не владимирская история. Но если кто-то берется за производство томографов, естественно, мы делаем совместную бизнес-историю на сочетании наших компетенций.

А пример для предприятий Владимирской области можете привести?

Ну, взять тот же завод «Волгабас», который пытается войти на рынок электротранспорта. «ТВЭЛ» единственный в стране, кто серьезно работает с литием. И мы будем первыми, кто будет делать литий-ионные накопители, не просто собирая их из китайских ячеек, а делая все это в стране.

Но просто сделать аккумулятор и пытаться продавать его непонятно кому, эта история сейчас неинтересна рынку. Нужно комплексное предложение. Грубо говоря, был электрокар на свинцовых аккумуляторах и просто поставить на него литий-ионный накопитель, потому что это будет экономичней, это история вчерашнего дня.

А история сегодняшнего дня или даже завтрашнего дня — это, когда мы предлагаем конфигурацию. Кто-то производит хорошие тележки, а мы к ним даем уникальную систему накопления энергии и плюс сверху еще вешаем систему оптимизации логистических потоков внутри большого предприятия.

Вот для таких комплексных решений, которые реально востребованы на рынке, мы эти партнерства и ищем.

И предприятия Владимирской области уже сейчас могут включаться в создание элементов для таких заводских электрокаров на автопилоте?

Мы начали уже разговаривать в первом приближении с владимирскими предприятиями. И как нам представляется, внутризаводской транспорт как один из таких примеров мы можем попробовать сделать. И это будет не только история «ТВЭЛа» во Владимирской области. К ней будут подключаться и другие регионы.

Стоит ли вас беспокоить различным непризнанным гениям и изобретателям, которые ходят со своими идеями ко всем? Есть ли шанс у талантливого одиночки реализовать с помощью «ТВЭЛ» свою разработку?

У нас в «ТВЭЛе» уже есть конкретный пример талантливого одиночки. Это еще не закончивший университет студент. Он у себя в гараже сделал прототип реактивного двигателя очень малой мощности. Он совсем маленький, например, для небольших дронов. Вроде бы, это совсем не наша тематика. Но мы увидели за этим перспективу. С одной стороны, мы поняли, где потенциальный рынок сбыта, понятно, кто это может купить. С другой стороны, мы знаем, как это можно масштабировать. Мы уже вместе с этим студентом этот двигатель доработали и сделали его практически на 80%. Мы его напечатали на 3D-принтере. И сейчас он проходит испытания, мы доводим его до требований заказчика.

То есть, вас интересуют не только крупные предприятия?

Может, это не так акцентировано на Владимирском экономическом форуме прозвучало, но мы готовы работать и со стартапами, и со студенческими командами. Но главное, что мы не в состоянии работать просто с идеями типа «Давайте, полетим на Марс». Идея должна проявиться в чем-то ощутимом - образец, прототип. И должно быть понимание, кто за это потенциально готов заплатить деньги, купить. Делать какой-то продукт просто из своего личного представления, что это кому-то, возможно, пригодится, так бизнес не работает.

С руководством Владимирской области «ТВЭЛ» формализовали свои отношения в рамках стратегии развития неядерного бизнеса? Насколько нам известно с правительством Удмуртии уже подписан некий документ.

С Удмуртией на Петербургском международном экономическом форуме «ТВЭЛ» подписал не соглашение, а утвердил некую дорожную карту. Просто в Удмуртии мы чуть побыстрее сработали и уже определили, по каким направлениям и с какими предприятиями мы работаем. Удмуртские власти нам оказывают информационную и логистическую поддержку.

Мы рассчитываем, что и во Владимирской области у нас получится выйти на подписание похожего документа. Но все регионы разные. У всех свой стиль поддержки региональных предприятий.

Отмечу, что администрация Владимирской области уже нам помогает. А как мы оформим эти отношения, это вопрос уже вторичный. Но я рассчитываю, что это не будет очень уж закрытый документ. Вполне возможно, что мы его в каком-то виде опубличим. Но вы должны понимать, что эти дорожные карты не являются самоцелью, они являются инструментом.

И главный вопрос, когда «ТВЭЛ» рассчитываете получить во Владимирской области первые результаты неядерного направления?

Лично моя задача - в каждой области до конца года на один проект выйти. Конкретный проект с понятной бизнес-историей. А как мы сможем вместе с партнером дальше двигаться, это уже танго, которое танцуют вдвоем, и от другого партнера это тоже будет зависеть. А будет ли до конца года лишь один проект во Владимирской области или их будет 2-3, это уже зависит не только от компании «ТВЭЛ». Мы настроены двигаться быстро. У нас задачи достаточно амбициозные. Нам нужен кратный рост выручки по новым направлениям. А для того, чтобы этого достичь, надо быстро собрать компетенции, быстро сделать продукт, который будет востребован рынком, и быстро поставить его на производство.