Как вести бизнес во время карантина? Несколько советов от специалиста по маркетингу

Директор маркетингового агентства «Метод» Александра Кузнецова — о том, что делать бизнесу во Владимирской области, чтобы максимально безболезненно пережить режим всеобщей самоизоляции из-за коронавируса
Новости Автор: 31 Марта, 18:40 12 5919

Важное замечание. Всё, что написано ниже — это частное мнение специалиста в сфере маркетинга. Применять ли советы эксперта на практике или нет — каждый должен решить для себя сам.

Финансовый кризис, спровоцированный пандемией коронавируса, кардинально изменил малый бизнес. Первой пострадала сферы обслуживания и досуга: практически моментально выручки рухнули у туристических операторов, кафе и ресторанов, за ними последовали гостиницы, частные кинотеатры, торговые центры. Например, в Китае, первой стране, пострадавшей от Covid-19, к 27 марта навсегда закрылись 2263 киноцентра и 5328 предприятий из сферы кино и телевидения.

Правительство декларирует меры поддержки бизнеса, но предприниматели называют их недостаточными. Ситуацию ухудшает резкое снижение покупательской способности, апатия и полная неопределенность. Когда закончится пандемия? Как это скажется на финансовых рынках? Сколько времени потребуется на восстановление? Сможет ли население оправиться от кризиса? Сейчас на эти вопросы вряд ли кто-то ответит.

«Слишком много переменных, чтобы однозначно сказать, как быстро все закончится. Скорость преодоления этапа неопределенности очень сильно зависит от того, как строго и четко население будет соблюдать режим изоляции и другие рекомендации. Рассчитать все наперед, к сожалению, трудно.

Чувство тупика, которое сейчас можно увидеть среди предпринимателей, чем-то напоминают кризис 2008 года. Тогда бизнес не был настолько развит онлайн, и большинство думало, что все, это конец. Однако это единственная схожая черта. Нынешняя ситуация сильно отличается от той, что была 12 лет назад, искать параллели и пользоваться опытом прошлых лет может быть неосмотрительно», — рассуждает директор маркетингового агентства «Метод» Александра Кузнецова.

Кузнецова.jpg Александра Кузнецова

Основная суматоха и паника возникают из-за необходимости срочно принять важные, практически судьбоносные решения. Бизнес зачастую вынужден идти ва-банк, из-за чего растет психологическое давление на менеджеров и сотрудников, обстановка становится нервозной.

На этом отрезке выигрывают те компании, в которых разработаны долгосрочные стратегии, где четко понимают свою цель и как к ней двигаться, анализируют себя, поведение рынка и окружающую обстановку. Тогда не придется импровизировать, и принимать срочные управленческие решения будет чуть легче, считает Александра Кузнецова. Кроме того, наличие плана и знание собственных возможностей экономит время на аккумуляцию ресурсов компании:

«Сейчас ситуация следующая. Благодаря кризису выяснилось, как много у нас компаний, которые плавали на рынке как плоты, например, за счет исторически сложившихся обстоятельств, или за счет входящего трафика клиентов, или просто планеты сошлись. Сейчас рынок жестко перевернулся, борьба идет за каждого клиента, и не воевать за этого клиента, на мой взгляд, не самое правильное решение на текущий момент.

Существует, так называемая, стратегия кактуса, когда компания, накопившаяся определенное количество ресурсов, начинает их постепенно, по капельке тратить на поддержание жизнеспособности. Например, ресторанный бизнес. У большинства заведений сложился какой-то определенный остаток средств на счетах, и они думают над тем, как его правильно использовать. Кто-то судорожно перестраивается на доставку. Это здорово, что они успевают прыгнуть в последний вагон, но если бы эта компания изначально беспокоилась о таких важных вещах, как присутствие онлайн, смена концепции заняла бы меньше времени, трат, она была бы более продуманной».

Какое поведение в условиях кризиса предпочтительнее — выжидать и экономно расходовать запасы или, наоборот, вкладывать все ресурсы здесь и сейчас — однозначно сказать нельзя. Решение нужно принимать, исходя из конкретных реалий, после тщательной оценки всех имеющихся ресурсов, понимания того, сколько времени компания может позволить себе бороться и на каких условиях, советует собеседник Зебра ТВ.

Так, по словам Александры Кузнецовой, она всегда советует своим клиентам в последнюю очередь прибегать к инструменту скидок, но в чрезвычайной ситуации — а кризис, вызванный коронавирусом, таковой и является — не стоит пренебрегать этой возможностью ради сохранения лояльных клиентов и хотя бы части заработка.

«Нужно четко отслеживать все свои итерации, направленные на привлечение клиентов. Нужно максимально установить аналитику на процесс конверсии от лида к клиенту, внимательно отслеживать динамику, находить недостатки и их исправлять. Отсутствие управленческой аналитики, с точки зрения маркетинга и в целом с точки зрения ведения бизнеса — самая распространенных ошибка среди предпринимателей, с которой я сталкивалась в своей практике», — говорит эксперт.

Немаловажная часть оценки собственных сил — работа с командой. В малом бизнесе каждый сотрудник должен нести для компании экономическую выгоду. Александра Кузнецова полагает, что кризис — не время для того, чтобы тратить ресурсы на то, что оттягивает или замедляет выполнение поставленных задач. Если есть возможность оставить человека на 2-3 месяца, то лучше так и сделать, но если такой возможности нет, то нужно принимать жесткие управленческие решения. Главное — расставаться с сотрудниками нужно максимально открыто, так выше шанс избежать ненужных конфликтов.

В КАЧЕСТВЕ РЕЗЮМЕ

  • Не стоит искать подсказок в опыте преодоления предыдущих финансовых кризисов — нынешний похож на них только чувством безысходности;

  • Прежде чем принимать решение относительно дальнейшего ведения бизнеса, проанализируйте свой продукт, как вы его преподносите клиенту, оцените количество имеющихся в компании ресурсов;

  • Подумайте над стратегией. Компании с четким понимаем цели и путей ее достижению лучше переживают финансовые потрясения;

  • Если вы твердо решили сохранить бизнес или даже расширить его — боритесь за каждого клиента. Продолжайте вкладывать деньги в продвижение, используйте различные инструменты вплоть до скидок. «Авось» не поможет;

  • Ваши сотрудники — это тоже ресурс, который должен приносить экономическую выгоду. Оцените каждого члена команды и готовьтесь принимать психологически трудные решения. Но если есть возможность оставить работника на 2-3 месяца — оставляйте;

  • Если вы все-таки решили уволить сотрудника — делайте это максимально открыто. Объясните свой поступок лично.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате