Можно ли назвать автобусным заводом предприятие «Волгабас»?

Компания «Бакулин Моторс Групп» показала, что же производят в цехах завода, открытого в конце 2017 года в Собинском районе Владимирской области
Новости Автор: 31 августа 2018, 17:13 51 35957

30 августа в Собинском районе на заводе «Volgabus», принадлежащем группе компаний «Бакулин Моторс Групп», состоялась конференция транспортников. По сути, это была презентация продукции завода для руководителей транспортных предприятий Владимирской области, организованная с помощью руководства владимирского Белого дома.

XII-7675.jpg
XII-7663.jpg
XII-7664.jpg
XII-7813.jpg

Собственников и управляющих транспортными компаниями провели по цехам завода и дали возможность пообщаться с руководством «Волгабаса». На презентацию приехал не гендиректор группы компаний Алексей Бакулин, но его отец Анатолий Бакулин - основатель бизнеса.

XII-7639.jpg

Об успехах завода «Волгабас», построенного в Собиснком районе, совсем недавно уже рассказал вице-губернатор Владимирской области Алексей Конышев. Заместитель губернатора Орловой, отвечающий за промышленность, и на презентации начал с заявления о том, что публичное мероприятие — еще и попытка развеять слухи, «которые распространяются о том, что это и не завод вовсе». Алексей Конышев уверен — в Собинском районе Владимирской области функционирует один из лучших заводов в Европе, имеющий большое будущее.

XII-7689.jpg Анатолий Бакулин и Алексей Конышев

Производственный проект начал развиваться около 4 лет назад. «Освоение мощностей» стартовало с большой задержкой от первоначального плана — в декабре 2017 года. По официальной информации, на заводе во Владимирской области трудоустроено 415 человек.

XII-7500.jpg
XII-7559.jpg
XII-7585.jpg
XII-7589.jpg

Объем уже реализованной продукции предприятия, по информации руководства, чуть более 1,1 миллиарда рублей. Но с конкретными цифрами получается некоторая чехарда. Так, по данным завода, номенклатура выпущенной заводом продукции такая:

- Электробусы низкопольные - 30 единиц (12 м.)

- Городские автобусы газомоторные - 19 единиц (10 м.)

- Городские автобусы дизельные - 10 единиц (10 м.)

- Газомоторные городские автобусы - 36 единиц (12 м.)

Общий объем реализованной продукции - 1 115 575 875 рублей.

А по информации вице-губернатора Конышева, «здесь произведено на сегодняшний день 95 автобусов. 60 из них работают на газомоторном топливе и 35 электробусов — произведенных именно здесь».

XII-7609.jpg

В ходе визита выяснилось, что основная продукция предприятия - вовсе не готовые к употреблению машины, а комплектующие, используемые для сборки корпуса.

XII-7507.jpg

Сейчас на площадке в Собинском районе в основном работают с металлом, производя элементы кузова, которые затем отправляются на предприятие в Волгоград. Именно там собираются корпуса для поставляемой заводом техники. По словам Бакулина-старшего, два его завода за минувшие полгода изготовили около 500 автобусов. От ответа на вопрос о номенклатуре продукции, производимой на заводе во Владимирской области, являющимся отдельным производственным предприятием, Бакулин-старший ушел:

«Можно по-разному говорить: в денежном выражении, в объемах. Я вам говорю, сегодня мы работаем двумя площадками на один автобус. И еще раз повторяю, сегодня нет такого, чтобы без владимирского вот этого завода что-то произошло в Волжском. А объем я вам сказал: наши мощности нам сегодня позволяют делать более тысячи автобусов в год. Мы сегодня не делимся и работаем по кооперации. И можно сказать, что Волжский сегодня не может без Владимира, а Владимир не может без Волжского».
XII-7705.jpg
«У предприятия есть объемы продаж в рублях и есть выпуск продукции, которая имеет конечного потребителя - здесь надо разделять», - уточнил вице-губернатор Конышев.

Собственник завода не стал отвечать и на вопрос о том, какие меры поддержки (в том числе в виде налоговых преференций и субсидий) завод «Волгабас» уже получил во Владимирской области. А вице-губернатор Алексей Конышев сообщил лишь следующее:

«Их можно назвать беспрецедентными, этот проект признан масштабным. Земельный участок предоставлен в аренду без торгов. И, соответственно, есть ряд льгот, которые предусматривает областное законодательство. Кроме этого, есть федеральная поддержка — субсидирование автобусов, которые работают на газомоторном топливе. И если раньше эти средства проходили через муниципалитеты, то сейчас эти средства напрямую направляются на компанию-производителя».
XII-7679.jpg Елена Аникина

Чуть конкретнее о том, что именно производится на предприятии, в разговоре с Зебра ТВ рассказала заместитель директора по производству Елена Аникина:

«Мы специализируемся не только на выпуске готовых автобусов, но и на выпуске узлов для «Волгабас-Волжского». Эти элементы кузова мы видим на сварке. И как нам с вами говорить о том, сколько мы выпустили - мы выпустили много. Вот прямо сегодня модули грузили: это передняя арка, задняя арка, средняя вставка, передний пол, задний пол, передняя часть боковины, задняя часть, крыша. Это элементы кузова. То есть, около 40% кузова 12-метрового автобуса, изготавливающегося на «Волгабас-Волжский». Все это изготовлено на наших дронах. Мы им поставляем узлы, а они там уже собирают автобусы — свои модификации. Так как мы являемся совместными предприятиями, мы им помогаем. В Волжский сейчас ежемесячно отправляется около 40 узлов. Мы, например, изготовили автобусы: 20 - на Липецк, 10 - на Подмосковье. Параллельно еще мы порядка 10 комплектов узлов отправляем еженедельно на Волжский. 10-15 — в зависимости от объема заказа».

По словам Аникиной, всю продукцию, заказанную для Петербурга, производит предприятие, расположенное в Волжском.

Версии о том, для кого делают стоящие на сборке в Собинском районе автобусы, у представителей компании также разошлись. Елена Аникина сообщила Зебра ТВ, что 10 газомоторов заказаны владимирской транспортной компанией АДМ:

«То, что для Питера — это изготавливается там, в Волжском. У нас есть питерский, но мы его еще не приступили делать. На сборке по правой стороне 10 газовых автобусов — это АДМ (город Владимир), а все, что на сварке с вами видим, это Хабаровск, там 15 штук. И 50 штук на шасси — на Оренбург».
XII-7563.jpg
XII-7515.jpg

А сам Анатолий Бакулин заявил, что детали заказа для владимирского перевозчика АДМ еще только обговариваются, и никакого решения по производству техники нет.

XII-7709.jpg

Вопрос:

  • Для Владимира сейчас здесь что-то производится?

Анатолий Бакулин:

  • Мы это рассматриваем, но это должна быть модель очень современная и отвечающая всем требованиям для Владимира.

Вопрос:

  • Но еще ничего не производится?

Анатолий Бакулин:

  • Мы рассматриваем, потому что тут есть вопросы и финансовых институтов, и кредитных институтов, лизинговых компаний и перевозчиков самих. Мы работаем с перевозчиками Владимирской области.
XII-7600.jpg
XII-7599.jpg
XII-7596.jpg

Анатолий Бакулин признал, что с перевозчиками Владимирской области работать не так просто. К качеству первых «Волгабасов», поставленных владимирским предприятиям, очень много вопросов. Но собственник компании заявил, что на сегодняшний все проблемы уже позади:

«Первые машины на газомоторном топливе мы поставляли во Владимирскую область. Это были, конечно, проблемные машины. Да, проблема была, но мы ее сняли. И именно здесь — на владимирском заводе — у нас сегодня рождается очень хорошая служба сервиса. И если раньше этого не было, то сегодня мы сопровождаем каждую машину. У нас есть в элементах диагностики такая аппаратура, которая показывает, как она эксплуатируется. И здесь мы поставили где-то порядка 80 автобусов».
XII-7564.jpg

По официальной информации, представленной пресс-службой компании «Бакулин Моторс Групп», в будущем на заводе во Владимирской области будет развиваться работа, связанная с производством металлоконструкций:

«Обладая одним из самых современных в России роботизированных металлообрабатывающих комплексов, завод «Бакулин Моторс Групп» полностью обеспечивает потребности всего холдинга в сложных металлических конструкциях, требующих высокой точности обработки. Благодаря отлаженной логистике, завод «Волгабас-Волжский» имеет возможность получить всю номенклатуру металлоизделий, применяемых при сборке кузова автобуса. Это позволило заводу в Волжском увеличить объем выпуска на 70%».
XII-7631.jpg

Журналистам показали большой кузовной цех, где детали корпуса частично производятся на роботизированной линии, а частично - вручную. Замдиректора по развитию и науке «Волгабаса» Андрей Григорьев рассказал, что в будущем расчетная мощность кузовного цеха во Владимирской области составит около 2 тысяч машин в год. Пока же предприятие в Собинском районе при наличии соответствующего объема заказов может выпускать продукцию для 1 тысячи машин в год. На вопрос о том, почему с металлом до сих пор работают вручную, Андрей Григорьев отвечает так:

«Мы переходим с одного модельного ряда на другой — сам автобус будет немного современнее. В итоге все размеры поплыли».
XII-7469.jpg
XII-7646.jpg
XII-7478.jpg
XII-7504.jpg
XII-7510.jpg
XII-7503.jpg

Замдиректора по развитию и науке «Волгабаса» Андрей Григорьев пояснил, что сейчас произведенные во Владимирской области комплектующие для шасси отправляются на завод в Волжский, где их них уже собирают сами шасси. А затем, если автобус определен на сборку во Владимирской области, готовое шасси, собранное из владимирских компонентов, везут обратно в Собинский район:

«Это шасси. Металл собирается здесь, потом оно собирается в Волжском. Затем приезжает сюда самоходное готовое шасси. Дальше мы здесь надеваем кокон. Просто именно в Волжском есть линия для сборки шасси — это быстрее гораздо собирается. И затем — красится. Мы считаем, что нам выгоднее. У нас гораздо быстрее делается металл».
XII-7527.jpgАндрей Григорьев

О перспективах перехода завода «Волгабас» в Собинском районе на автоматизированные линии производства, пресс-служба компании сообщила следующее:

«В цехах работают более 30 промышленных роботов, и даже внутрицеховая логистика будет в ближайшее время автоматизирована с помощью беспилотных грузовых платформ. Техника такого уровня позволяет снизить затраты на материалы на 30%, в 2 раза увеличивает производительность труда, однако требует высокой квалификации персонала. На сегодняшний день средняя заработная на заводе «Бакулин Моторс Групп» в Собинском районе составляет 48 410 руб».
XII-7494.jpg

Цех покраски металлоконструкций сейчас работает в ручном режиме. О количестве занятых на покраске человек на заводе отвечают: «Много». Параллельно в одном из цехов тестируется новое дорогостоящее оборудование для автоматической покраски. Как пояснил настраивающий его по договору специалист, закуплено три робота, цена каждого их которых около 13 миллионов рублей.

XII-7543.jpg

Автоматическая линия окраски еще не введена в эксплуатацию, но это, по заверению руководства завода «Волгабас», произойдет в самое ближайшее время. Подготовкой и наладкой оборудования (обкатка траекторий и настройка программы) занимаются представители компании «Самес Кремлин». Как только автоматическая линия будет запущена, качество покраски деталей должно улучшиться: в частности, равномерность окраски и коррозионная стойкость.

«В ручном режиме этим занимается очень много человек, начиная от подготовки к окраске. И на это уходит до 12 часов на один автобус», - пояснил начальник цеха окраски Евгений Пеняга. Максимальная мощность ручного цеха покраски, по его словам, два автобуса в день.
XII-7547.jpg
XII-7548.jpg

На вопрос о том, будут ли после введения автоматической линии уволены занятые на ручной покраске сотрудники, Пеняга ответил так:

«Этих людей мы будем в дальнейшем обучать и развивать. Нам нужны те операторы, которые будут настраивать эти роботы. Я думаю, что это не единственная модель, которую мы будем запускать. Поэтому ни о каком сокращении речи быть не может».
XII-7550.jpg

Что касается, «начинки» автобусов, часть из которых все-таки собирается в Собинском районе, то в настоящее время она вся импортная.

«Двигатели не делают в России, коробки передач не делают в России, мосты-оси не делают в России», - объяснил ситуацию заместитель директора по развитию и науке «Волгабаса».
XII-7568.jpg

Вопрос о закупаемых за границей узлах и агрегатах для автобусов «Волгабас», тоже оказался непростым. По словам Андрея Григорьева, все зависит от желаний заказчика: может закупаться совершенно разное оборудование под согласованный с покупателем проект:

«Все зависит от заказчика — от того, какое техническое задание. Если техническое задание идет на машину с немецким двигателем, с немецкой коробкой передач и с немецкими осями, это будет машина с немецкими компонентами. Если заказчик хочет сэкономить, мы можем поставить и китайский двигатель, китайскую коробку передач, китайские мосты. За счет этого он экономит, и не всегда он экономит в качестве. На самом деле, немецкое бывает гораздо более капризно».
XII-7593.jpg
XII-7605.jpg
XII-7573.jpg
XII-7619.jpg
XII-7592.jpg
XII-7582.jpg

В компании «Бакулин Моторс Групп» поясняют, что стремятся увеличить долю отечественных компонентов в своих автобусах и закупать в России, в том числе и во Владимирской области, все то, что может производиться на территории нашей страны. Во Владимирской области, например, закупают стекла (Гусь-Хрустальный район) и электропроводку (Киржачский район). Всего, по заверениям пресс-службы, заказами от «Бакулин Мотос Групп» сейчас загружены около 20 предприятий, расположенных на территории Владимирской области. Правда, даже ориентировочная доля локализации не может быть определена - слишком много переменных условий:

«Это смотря как посчитать. Можно в деньгах, можно еще в чем-то. И все автобусы — они разные. Опять же, есть коробки передач, которые сейчас локализовали в Казани. Они сделаны в России, но, опять же, это локализация».
XII-7626.jpgАндрей Князев

Активнее всех из перевозчиков Владимирской области вопросы руководству «Волгабаса» и владимирского Белого дома (во встрече принимал участие директор дорожного департамента Алексей Романенко) задавал депутат Собинского райсовета, генеральный директор ООО «Альянс-Авто плюс» Владимир Князев, оказывающий транспортные услуги населению Собинки.

XII-7633.jpg

Князев заявил, что его предприятие готово рассмотреть вопрос о покупке «Волгабасов». Но пока есть целый ряд вопросов, до разрешения которых сделка невозможна. Во-первых, в Собинском районе (как и во всех муниципалитетах 33 региона, за исключением города Владимира) нет газовых заправок. Во-вторых, качество комплексного обслуживания (а также наличие запчастей) поставляемой техники все еще не отлажено. А в-третьих, объем поддержки государства при покупке газомоторной техники с каждым годом снижается:

«С каждым годом эти программы почему-то уменьшаются. Или их делают несовместимыми. Например, поддержка по газомоторной технике в том году совмещалась с программой Минпромторга. А в этом году эти программы уже не совмещают, конечно, это печально. Соответственно, с поддержкой государства и с этими программами можно было бы покупать эту технику. Без программы это невозможно сделать.

Нам пока сейчас точно не хватает заправочных объемов автобусов - у них пробеги 300 километров, а хотелось бы, чтобы это было 500. Второй момент, у нас не хватает газовых заправок, у нас сейчас открывается еще одна заправка. И говорят, что в Собинском районе тоже будет открываться газовая заправка. Мы тоже с нетерпением ждем, так как здесь и завод, и перевозчики, которые хотели бы перейти на это топливо. А так, я думаю, что за этой машиной будущее, ее надо дорабатывать. И нужны запасные части, сопровождение, потому что техники идеальной не бывает, вся техника ломается».

XII-7607.jpg
XII-7613.jpg

На вопрос перевозчиков, есть ли у руководства Владимирской области понимание, как развивать газозаправочную сеть, чтобы успешнее продвигать автобусы «Волгабас», вице-губернатор Алексей Конышев ответил:

«На днях компания «Газпром газомоторное топливо» открывает еще одну заправочную станцию. И так как первая уже на пределе работала, у нас появляется возможность увеличения количества транспорта именно на газомоторном топливе. Во Владимире в начале сентября открывается вторая заправка. В Коврове есть передвижная газозаправочная станция. По трассе М-7 в перспективе появится еще не менее двух заправок».
XII-7645.jpg

Ключевым событием первой половины 2018 года в «Бакулин Моторс Групп» считают поставки в Москву и Подмосковье, которые являются ключевым покупателем автобусов в России:

«Всего за 1 полугодие отправилось более 300 машин различного класса и назначения, произведенных как в Волжском, так и во Владимире. Самой популярной моделью среди покупателей автобусов «Волгабас» стали городские и пригородные машины длиной 10 метров, которые выпускаются как с дизельными, так и с газомоторными двигателями. Компанией освоена уникальная технология болтового крепления кузова к шасси, что позволяет в 2 раза снизить трудозатраты при сохранении жесткости конструкции».
XII-7558.jpg