Во Владимирской области идет судебный процесс, связанный с конфликтной ситуацией, развернувшийся вокруг строительства огромного торгового центра на выезде из Владимира в сторону Суздаля — площадка напротив гипермаркета «Глобус».
Заказчиком проекта выступает компания, основанная известным владимирским бизнесменом и депутатом Госдумы от «Единой России» Григорием Аникеевым. На этапе сдачи готовой документации, заказчик и нанятое им московское архитектурное бюро не договорились о стоимости, работа по проекту была заморожена, и стороны начали разбираться друг с другом в суде.
Зебра ТВ представила позицию заказчика в материале «Компания Аникеева подала в суд на московских проектировщиков».
Спустя некоторое время свою позицию представили и исполнители проекта - архитектурное бюро Blank Architects.
Главный архитектор и партнер бюро Магда Чихонь подчеркивает, что команда архитекторов под ее руководством работает в России уже 17 лет. Список реализованных проектов приведен на официальном сайте компании.
Но с такими проблемами, которые возникли во Владимирской области, московское архитектурное бюро еще не сталкивалось.
Расскажите о вашем видении современной архитектуры Владимира. Чего, по вашему мнению, не хватает нашему городу?
Если честно, во Владимире практически нет качественной современной архитектуры. Нет хорошей архитектурной среды, нацеленной на качество жизни и общение. Есть неплохие дома советского периода – конструктивизм, модернизм. Среди немногочисленных зданий, интересных, с точки зрения архитектуры, можно назвать городской железнодорожный вокзал – отделанное белым камнем просторное светлое здание, у него есть свое «лицо». Немного обидно за город, такой контраст - выдающиеся памятники Владимиро-Суздальского зодчества и безликие постройки, в которых нет ни красоты, ни функциональности.
Современной застройке во Владимире не хватает человечности. Чтобы все было разумно, комфортно организовано, людям удобно было передвигаться по городу и решать свои какие-то задачи, проводить время, работать, отдыхать, покупать. Архитектор работает, в первую очередь, для города и для людей. Проверка этой идеи проста. Нужно спросить себя: станет ли город с моим проектом лучше, чем без него? Если ответ – «да», значит, вы все делаете правильно.
Чем ваш проект принципиально отличается от остальных? Что нового он может дать городу?
Перед началом работы над проектом мы всегда внимательно изучаем окружение, в которое здание будет вписано. Застройку, ландшафт, исторический контекст, навигацию, социальное окружение. И в случае с этим торговым центром мы работали над тем, чтобы он был проницаемым, был гармонично интегрирован в среду. Мы серьезно проработали связи с домами вокруг, подумали о доступности не только для машин, но для пешеходов – в том числе, для мам с колясками, людей с ограниченными возможностями, пенсионеров.
Торгово-развлекательный центр продуман так, чтобы посетителям было приятно и комфортно в нем время проводить. Выделены пространства для общения, проведения разных мероприятий, праздников, потенциальных социальных программ. Здесь будет, чем заняться помимо шоппинга. Идея в том, чтобы объект стал не просто торговой территорией, а центром притяжения района, да и всего города.
Мы предоставили заказчику три варианта проекта, которые он опробовал на фокус-группах, собранных из местных жителей. Именно они выбрали именно проект в форме круга – самый сложный по архитектурным решениям, но самый перспективный, с точки зрения возможностей. Доступ в торговый центр обеспечивается со всех сторон. Все пять входных зон максимально остеклены. Это создает визуальную связь между экстерьером и интерьером, обеспечивает хороший уровень естественного освещения, который очень важен для хорошего самочувствия посетителей. Северный вход ориентирован на основное общественное пространство торгового центра. Это обеспечит пешеходную связь ТРЦ с будущим жилым районом на севере.
За какую часть проекта во Владимире вы отвечали? Ваша команда проектировала только торговый центр или еще какую-то часть нового микрорайона напротив гипермаркета «Глобус»?
Blank Architects разрабатывали как генпроектировщик формально только торгово-развлекательный центр. Но в переговорах мы обсуждали потенциальное развитие территории вокруг него, делали эскизы. Это и парк, и будущая застройка. Сам проект плотно связан с ландшафтом, и мы разрабатывали парковую зону. Здесь запланирован амфитеатр с сухим фонтаном и местом для проведения мероприятий. В центре парка расположен холм, с которого открывается прекрасный вид на площадь перед ТРЦ. Зонирование парка предусматривает зону яблоневых садов, зону дикого леса, огороды, детские и спортивные площадки. И даже на парковке мы запланировали высадку зеленых насаждений.
На каком этапе начались проблемы с заказчиком? Из-за чего произошел конфликт?
Наши отношения с заказчиком сегодня – это спор хозяйствующих субъектов, и мы решаем его в правовом поле, то есть в суде. Единственное, что могу сказать, мы стремимся реализовывать свои проекты именно в том виде, в котором они были задуманы. Архитектор всегда смотрит вперед с горизонтом лет на 10, он устремлен в будущее. Принимая во внимание ожидания заказчика, мы, тем не менее, стараемся предлагать новые идеи и решения, убеждать, аргументировано отстаивать свою профессиональную точку зрения.
Можно ли сказать, что вы специализируетесь на торговой недвижимости?
Мы любим работать над крупными mixed-use проектами – это всегда сложно, но очень вдохновляюще. Проекты, связанные с ритейлом, - это то, с чего мы когда-то начинали. Конечно, накопили большой опыт в этой сфере. Но, в целом, мы работаем во всех сегментах – жилая, офисная, коммерческая недвижимость, проекты благоустройства. Выступаем как генпроектировщики, выполняем проекты на всех стадиях, от идеи до реализации. Можем все: создаем креативные идеи и концепции, разрабатываем проектную и рабочую документацию, занимаемся интерьерным дизайном, выполняем архитектурный надзор над строительством.
Например, у нас есть знаковый проект - станция метро «Ржевская» в Москве. Мы выиграли конкурс на проектирование архитектурного облика станции. Она уже строится, открытие планируется в 2022 году. Этот проект, кстати, вошел в шорт-лист World Architecture Festival – Всемирного архитектурного фестиваля. Это самая престижная премия, «Оскар» в мире архитектуры, и наши проекты регулярно проходят в ее шорт-листы.
Изменился ли сегодня подход к шопингу?
Изменился, и очень сильно. В наше время все очень быстро меняется, увеличивается скорость, появляется новый образ жизни. Ритейл ищет новый подход к покупателям, торговые центры должны меняться в соответствии с актуальными тенденциями. Общая тенденция, которую мы наблюдаем, - уход от «покупок ради покупок». Общество гиперпотребления уходит в прошлое. Сегодня люди покупают не просто вещи, а эмоции, образы, атмосферу. Они приходят в торговые центры развлекаться, поесть, встретиться с друзьями – и заодно что-то купить. Именно на эту тенденцию и надо ориентироваться при проектировании торговых центров.
И все-таки, каким должен быть современный торговый центр?
Рынок торговой недвижимости находится в постоянном поиске новых уникальных концепций — инновационные фасадные решения, качественное благоустройство окружающих территорий, новые востребованные форматы внутренних пространств, интересные интерьеры, понятные планировки. Все это конкурентные преимущества.
Торговые центры стремительно устаревают по всей стране, в том числе в столице. Поэтому сейчас пошла волна реновации торговых площадей. Мы тоже активно в этом участвуем: анализируем проекты с точки зрения траффика, комфорта, функциональности, придумываем новое зонирование, создаем общественные пространства, меняем интерьеры. Например, сейчас мы работаем над редевелопментом московского торгового центра «Афи-молл сити».
Важно, чтобы торговое пространство не было безликим, всегда нужна какая-то история, мифология, привязка к окружению, встроенность в исторический контекст. Например, для ТЦ ВТБ Арена Плаза (Центральный стадион «Динамо» в Москве) мы придумали целый ряд разных отсылок – к истории этого места, спорту, парку рядом. Мы понимали, что место легендарное и старались подчеркнуть архитектурную преемственность проекта. Сделали, например, копии барельефов советского скульптора Сергея Меркурова, которые в прошлые годы украшали входы стадиона. На колоннах и стенах внутри ТРЦ изображены силуэты спортсменов и болельщиков, зона фудкорта выполнена в виде баскетбольной площадки, настенные принты, напоминающие зелень деревьев, напоминают соседний парк.