Судьба владимирского комбината «Тепличный» прояснится в течение двух месяцев. Власти до сих не договорились с инвесторами

До конца 2020 года станет ясно, как в дальнейшем будет развиваться акционерное общество «Владимирский тепличный комбинат», на 100% принадлежащий администрации Владимирской области. Если не привлечь частные инвестиции в модернизацию, то через пять лет предприятие утратит конкурентноспособность, несмотря на «космические» бюджетные вливания
Новости Автор: 9 сентября 2020, 08:30 22 5136

В своём текущем состоянии акционерное общество «Владимирский тепличный комбинат» сможет поддерживать относительную конкурентноспособность на рынке свежих овощей максимум пять лет. Об этом на пресс-конференции 8 сентября сообщил вице-губернатор Владимирской области Александр Ремига, курирующий вопросы развития промышленности и экономики. Он пояснил, что в настоящее время областной бюджет субсидирует предприятие, принадлежащее на 100% обладминистрации, и скоро размеры этих субсидий станут «космическими».

Напомним, в 2020 году государственное унитарное предприятие (ГУП) «Комбинат Тепличный» было реорганизовано в АО «Владимирский тепличный комбинат». 100% акций принадлежат департаменту имущественных и земельных отношений Владимирской области.

Региональные власти хотели бы развивать комбинат в рамках частно-государственного партнёрства. Это подразумевает либо передачу предприятия в концессию, либо привлечение средств частных инвесторов. С первым вариантом всё не так просто, так как концессионные соглашения заключаются в основном в сфере ЖКХ, поэтому ставка, скорее всего, будет сделана на инвестиции. О какой сумме идёт речь — Александр Ремига не уточнил.

Он также отметил, что продукция «Тепличного» широко не представлена в торговых сетях, что сдерживает развитие комбината.

1806-Remiga_AVO.jpg

Вопрос:

  • Вы сказали, что концессии частно-государственные у нас пока только в ЖКХ. Я так понимаю, что одна из форм рассматривается «Тепличного» как раз частное государственное какое-то партнерство. На каком это этапе и к чему вы склоняетесь больше?

Александр Ремига, первый заместитель губернатора Владимирской области:

  • Тут вопрос даже не прихоти или нашего желания. Мы проработали буквально все сценарии. Что сейчас на повестке стоит, могу озвучить.

  • Если концессионное соглашение, то концессионное соглашение должно быть за рамками тепличного комплекса, потому что тепличный комплекс у нас до недавнего времени был собственностью государства, сейчас это акционерное общество. И концессионное соглашение мы не можем проводить не на свое имущество.

  • Вторая причина в том, что это не является направлением первой необходимости, предписанное по федеральному закону «О концессионных соглашениях». Если бы мы строили аэропорт или вокзал, например, или школу, это без вопросов, государство участвует. Тепличный комплекс — это не то направление, для которого концессионное соглашение в принципе придумывали. Это первый сценарий. Если мы проводим концессию, мы проводим ее в открытом поле.

  • Мы же почему в принципе озадачены вопросом привлечения инвестиций, потому что специалисты — это не только те, которые работают на тепличном комплексе, это не только консалтинговые агентства, не только «Ассоциация тепличных комплексов России», которых мы приглашали, то есть мы разносторонне подошли к изучению этого вопроса.

  • К сожалению, несколько лет, буквально до пяти лет, наш тепличный комплекс еще хоть как-то будет выдерживать конкуренцию. Вы знаете, что он сейчас субсидируется. Эта цифра будет из года в год расти. Нам надо будет давать туда все больше и больше средств, и выходить на какие-то космические субсидии. Понятно, что это невыгодно региону, нецелесообразно просто. Концессионное соглашение возможно как сценарий, но на отдельном участке, вне зависимости от нашего тепличного комплекса.

  • Второй момент - есть такой сценарий, мы можем через инвестсоглашение реализовать этот проект. Каким это образом выглядит? То есть инвестор приходит, берет на себя обязательства по модернизации тепличного комплекса, естественно, количество лет с сохранением того персонала, который есть, с сохранением объемов выпуска готовой продукции, который мы на сегодняшний день имеем. Конечно же, если модернизация проводится, нам надо стремиться к тому, что эти показатели вырастут.

  • На сегодня у нас есть ограничения определенные по направлениям, что тепличный комплекс очень слабо работает с сетями. Вызвано это, во-первых, технологическим процессом на самом тепличном комплексе и еще рядом обстоятельств. Сети крупные «X5 Retail», «Магнит» не заключают соглашение именно по этой причине. Соответственно, мы довольствуемся мелкой розницей. Для себя сами выставляем ограничение определенное. Для того, чтобы товары по большому счету с грядки прямо доходили до потребителей, до жителей Владимирской области, конечно же, нам надо выходить и в сети в том числе. Поэтому мы сейчас два сценария доработаем и проведем предварительные встречи с потенциальными инвесторами, с банковскими представителями, потому что помимо технической модели есть еще и финансовая. Надо, чтобы кто-то вдолгую кредитовал такие проекты. И, естественно, юридическая вся составляющая. Поэтому это все в проработке. Я думаю, что займет у нас порядка двух месяцев. После этого мы обязательно презентуем тот сценарий, по которому пойдем, вас соберем и предметно все расскажем.

Вопрос:

  • Если этот проект прокредитовать, когда он окупаться начнет? Понятно, что этот пока бизнес-план имеет предварительные цифры какие-то, все равно же просчитывается. Инвестор, наверно, какую-то цифру в голове держит вместе с банками?

Александр Ремига:

  • Мне тяжело ответить, потому что у нас банки не кредитуют в принципе больше 10-12 лет. Соответственно, под концессионное соглашение финансовую модель чаще всего инвестор закладывает, что у него есть срок окупаемости в течение десяти лет. Потом он уже генерит какую-то прибыль, если простыми словами. Концессионное соглашение заключается на 15-20 лет. После этого по концессионному соглашению имущественный комплекс переходит в пользование государства. Это значительное отличие от второй модели.
_MG_2698_Demidov.JPG

Ранее, 3 сентября, больше конкретики по поводу ситуации на «Тепличном» прозвучало на пресс-конференции директора департамента сельского хозяйства и продовольствия Владимирской области Константина Демидова. Он пояснил, что для развития предприятия необходимо полностью заменить теплицы и коммуникации на площади 18 гектаров, а лучше — на всех 24 гектарах. Это потребует инвестиций в размере 7 миллиардов рублей. Областной бюджет такие затраты не потянет. Демидов заявил, интерес к комбинату проявляют пять инвесторов, но стороны пока никак не договорятся:

«Инвесторы пока на пороге “Тепличного” так и стоят. Но пока мы еще не готовы. Интерес есть в работе пять инвесторов, с которыми мы общаемся практически в ежедневном формате. Пока мы с ними обсуждаем вопросы механизма вхождения их в качестве инвесторов, потому что есть определенные проблемы. У большинства инвесторов есть желание войти через концессионное соглашение, у нас есть некоторые ограничения законодательные по такому вхождению, поэтому мы с ними прорабатываем схему по вхождению.

Инвестирование в комбинат жизненно необходимо, потому что комбинат в 1973 году строился, он уже двукратно срок свой морально и физически отработал. 67% тех теплиц, которые есть, они на сегодня, кроме как сноса, ничего не ждут: они устарели морально и физически. В дальнейшем их использование будет требовать с каждым годом все большего субсидирования. Стоимость инвестиций в оборудование современного гектара теплиц со светокультурами — порядка 300 миллионов рублей. Нам нужно как минимум 18 гектаров заменить, а лучше — все 24 гектара. То есть, объем инвестиций — порядка 7 миллиардов. Плюс инвестиции в энергетику, газификация комбината, собственная генерация тепла, никакой экономии не будет на покупном тепле. Объем инвестиций громадный, области такие инвестиции не по карману».

Самые яркие события дня — в инстаграме Зебра ТВ.