В контексте неизбежного в 2021 году роста цен на автомобильное топливо, на рынке обязательно произойдёт увеличение объёмов некачественных нефтепродуктов. Об этом на совещании по подведению итогов первого этапа проекта «Трасса: комплексная безопасность автомобилистов» сообщил руководитель Межрегиональной общественной организации по защите прав потребителей «Народный контроль» Алексей Смирнов. Мероприятие прошло на площадке Торгово-промышленной палаты Владимирской области.
Смирнов пояснил, что общественники уже получают сигналы от бюджетников, в частности, от сотрудников скорой помощи, о том, что в рамках контрактов по госзакупкам им поставляется некачественное топливо:
«В условиях борьбы с коронавирусом скорая помощь должна быть обеспечена всем необходимым. По факту получается так, что когда мы пытаемся людям помочь, кто-то пытается на этом заработать. Это — неправильно. Напомню, что благодаря всем нам бренд MULLER ушёл из региона. Эта компания — ООО «Кайзер» - была ключевой по госзакупкам, через неё прокачивались сотни миллионов рублей, но дело компании осталось живо, потому что люди остались здесь. И искушение на получение денежных средств осталось.
Например, люди, которые работали на базе MULLER, делали вот эту мешанину, сейчас работают на ДСУ-3. Как вы думаете, что случилось с качеством топлива в ДСУ-3?
Буквально на днях Счётная палата Российской Федерации заявила о повышении стоимости топлива в оптовом звене. Для меня это означает повышение в рознице на заправках, и неизбежно появится некачественное топливо под видом качественного, и мы вернёмся в 2018-2019 годах. Мы хотели бы это предупредить.
Дело в том, что частные потребители собирают информацию по разным источникам, и они не поедут на заправку, про которую говорят, что там продаётся некачественное топливо. У государственных учреждений нет такой возможности избежать этой «русской рулетки» - они играют именно по тем правилам, которые им установил департамент имущественных и земельных отношений Владимирской области. И вот здесь ситуация очень сложная: с одной стороны - в бюджете нет денег; с другой стороны - мы все говорим “не хватает денег на маски, на защитные костюмы для работников скорой помощи". При этом мы видим, что топливо для скорой помощи продаётся по завышенной цене, что оно некачественное, начинается ремонт двигателей, и по факту на линии выходит чуть ли не половина машин от норматива. Это всё — угроза нашему здоровью. Честно говоря, я не знаю, как победить систему госзакупок. Складывается такое ощущение, что рынка в сфере поставок топлива для государственных нужд нет, а есть какие-то вопросы договорённостей».
Алексей Смирнов и Иван Аксенов
Президент Торгово-промышленной палаты Владимирской области Иван Аксёнов повторил уже ранее озвученный им тезис о том, что навести порядок в сфере госзакупок (не только топлива, а вообще любых товаров и услуг) можно с введением предварительной квалификации участников торгов. Речь идёт о том, чтобы к конкурсным процедурам допускать только те организации, которые имеют положительную репутацию на рынке. Этот вопрос с подачи Торгово-промышленной палаты России обсуждается на федеральном уровне. Кроме того, Аксёнов предложил участникам топливного рынка и бюджетным организациям, выступающим в качестве заказчиков, использовать наработки ТПП по сертификации товаров и созданию типового контракта, в котором предусмотреть пункты, гарантирующие защиту заказчиков от недобросовестных поставщиков. Подобными контрактами пользуются госучреждения при закупках продуктов питания:
«Есть несколько недобросовестных поставщиков. И хотя им запрещают участвовать в торгах, им ничего не мешает открыть новую организацию. Проблема в том, что это - битьё по хвостам, а нужны системные упреждающие меры. Федеральный закон №44 о госзакупках постоянно меняется. По нашему мнению, должна быть предквалификация участников торгов, то есть нужно не наказывать их за поставки плохого топлива, а в принципе не допускать их до участия в торгах, а для этого нужна предварительная аккредитация и аттестация участников этих процедур. Полагаем, что мы будем услышаны на федеральном уровне.
Начиная с 2017 года мы добились сертификации госзакупок в сфере питания, создали типовой контракт, его согласовали со всеми заинтересованными сторонами. Мы убрали из этого контракта ряд положений, установленных ещё в хрущёвские времена, которые ставили заказчика в зависимость от поставщика. Вместо этого, мы включили в контракт ряд пунктов, защищающих заказчиков. У нас база есть, и если будет воля, то мы готовы отработать и по составлению типового контракта для госзакупок топлива. А дальше — уже воля заказчика, использовать его или нет».
Исполнительный директор Ассоциации предприятий автомобильного транспорта Владимирской области Андрей Васьков заявил, что при закупках некачественного топлива для бюджетных организаций проблема не в поставщиках, а в заказчиках. Он предложил выявлять случаи, в которых получатели топлива намеренно не закладывают в конкурсные требования механизмы усиления контроля за закупками, и предавать их огласке.
Васьков пояснил, что перевозчики сами выбирают себе поставщиков топлива без конкурсов, правда, они «привязаны» к тем заправкам, которые находятся максимально близко к обслуживаемым ими маршрутами. И если кого-то из крупных предприятий не устраивает качество топлива на местных АЗС, то они переходят на работу напрямую с нефтеперерабатывающими заводами. Перевозчики поменьше, как правило, заправляются на местных заправках:
Алексей Смирнов в ответ на это предложил всем желающим пристроиться на машине «в хвост» любому автобусу условного предприятия АДМ:
Что касается частных потребителей автомобильного топлива, то активисты «Народного контроля» с ноября 2020 года по март 2021 года проехали с рейдами по пяти муниципалитетам. На 29 АЗС были взяты 27 проб бензина и 26 — дизельного топлива. В итоге общественники выявили только одну АЗС в Вязниковском районе, на которой под видом дизеля продавали дистиллят, что запрещено.
Лидер «Народного контроля» добавил, что в 2019 году во Владимирской области были два проблемных, с точки зрения качества топлива на АЗС, района — Вязниковский и Гороховецкий. В последнем, видимо, ситуация исправилась. Смирнов пояснил, что добиться определённых успехов удалось благодаря усилиям общественников, предпринимательского сообщества и областной прокуратуры, которая координировала эту работу. Но расслабляться не стоит, особенно в преддверии роста цен на топливо, и, как заявил Алексей Смирнов, активисты продолжат свою работу:
Самые яркие события дня — в инстаграме Зебра ТВ.