«Все ждут новостей, как сводки с фронта». Владимирские предприниматели рассказывают, как готовятся к возможному карантину из-за коронавируса

Отказ от новых брендов, переход в онлайн и игры для тех, кто попал на карантин: Зебра ТВ поговорила с бизнесменами Владимирской области о коронавирусе и его последствиях
Новости Автор: 20 марта 2020, 09:31 19 14423
Коронавирус

Эксперты со всего мира говорят, что коронавирус давно перестал быть просто болезнью, а превратился в значимое политическое, экономическое и социальное явление. Быстрое распространение инфекции и последовавшие за ним экономические потрясения, согласно самым пессимистичным сценариям, могут надолго погрузить мировую экономику в глубокую рецессию. Из-за жестких ограничительных мер пострадают практически все отрасли, уверены специалисты, сложнее всего будет малому бизнесу. Режимы изоляции практически одномоментно оставляют предпринимателей без клиентов, а вкупе с обязательными платежами и вовсе вынуждают сворачивать дело.

В России ситуация пока далека от той, что сложилась в Италии или Франции, но даже из-за профилактических мер бизнес уже пошатнулся – в первую очередь это ощутили туроператоры (границы закрыты), кинотеатры (им нельзя продавать больше 50 билетов на сеанс), торговые центры (в режиме самоизоляции нельзя посещать места общего пользования). Предприниматели стараются минимизировать риски, усиливая санитарные меры, но все равно признаются, что без поддержки государства им не выжить.

Во Владимирской области, где с 17 марта действует режим повышенной готовности, ситуация пока не настолько критична: официально заболевших коронавирусом не выявлено, на карантин помещен 181 человек. Однако даже в таких условиях предприниматели не видят поводов для оптимизма и готовятся к самому худшему. Зебра ТВ узнала у представителей различных сегментов бизнеса, как они борются за клиентов и что собираются делать, чтобы без колоссальных потерять переждать пандемию.

Константин Марковский, управляющий ресторанным бизнесом («Бюргер», «Чески Крумлов»)

IMG_9624_Markovsky.jpg
Две недели назад я не мог подумать, что ситуация с коронавирусом выльется во всеобщую панику. Боюсь, что нас ждет существенное снижение спроса. Люди начинают реже посещать общественные пространства, рестораны, бары, кафе, торговые центры.

Я не вижу какого-то явно пессимистичного сценария, но затрудняюсь сказать, как дальше ситуация будет развиваться. Если спрос все же существенно упадет, рынок где-то сам себя отрегулирует. Кто-то в связи со снижением спроса не выдержит раньше, кто-то закроется чуть позже. Часть клиентов, которая останется, переориентируется на другие места. Ресторанный рынок во Владимире сам по себе достаточно насыщен. Реальные доходы населения не растут, а количество хороших, достойных мест с каждым годом увеличивается – конкуренция плотная.

По одному из наших ресторанов оттока клиентов мы не наблюдаем. Во втором ресторане несколько клиентов отказались от проведения мероприятий, именно из-за ситуации с распространением коронавируса.

В данный момент наши рестораны работают в штатном режиме. Дополнительно мы запустили собственную службу доставки, продолжаем сотрудничать с «Delivery Club». Клиенту предоставлена возможность бесконтактной доставки. Большинство ресторанов столицы делают именно так, чтобы хоть как-то поддержать спрос. Сервис доставки стал развиваться гораздо стремительнее из-за коронавируса. Доставка еды – это немного другие деньги для ресторанов: с одной стороны это возможность увеличить, а в данный момент – удержать оборот, а с другой стороны – это дополнительные издержки. К тому же в ресторане клиент может позволить себе немного больше.

Как поддержать бизнес? Наверно, надо и на правительственном, и на нашем региональном уровне начать с того, чтобы просто не допускать паники, необходимо, чтобы люди немного успокоились. Уже сейчас мы видим, что люди отказываются от посещения торговых центров – соответственно, страдают арендаторы, арендодатели, вся цепочка. Страдает вся сфера услуг. Поэтому главная задача властей, помимо отсрочки выплаты страховых взносов и других мер поддержки – сделать так, чтобы потребитель не заперся дома. Да, нужно соблюдать базовые меры предосторожности, будь то маска, частое мытье рук, использование антисептических средств. Уверен, что рекомендации по профилактике распространения коронавируса, данные управлением Роспотребнадзора, в большинстве заведений города, во всех торговых центрах выполнятся и даже перевыполняются. Предприниматель, как никто другой заинтересован, чтобы человек не отказывался от посещения общественных пространств. Да, может, и не следует собирать стадионы, но торговля сможет выжить, если будет покупатель.


Ирина Залевская, генеральный директор сети салонов красоты Cesare Ponti, клиник «Лавиани» и «Бэбибум»

Zalevskaya.jpg

Действительно, сейчас все ждут новостей про коронавирус как сводки с фронта. И все эти дни владельцы малого бизнеса спрашивают у меня, что делать. Многие советуются по системам дезинфекции, чтобы перенять опыт «Бэбибума». И конечно же, все предприниматели хватаются за голову. Бизнес в закрытых чатах обсуждает меры поддержки от государства: платежи по кредитам и аренде, зарплаты, налоги – что со всем этим делать? К тому же, мы отвечаем не только за себя, но и за своих сотрудников, у которых семьи, дети, ипотеки. Остановка производства, закрытие малых предприятий может привести к не меньшей беде в экономике, чем коронавирус. Тут важно сохранять спокойствие и делать всё, что от тебя зависит. Предприниматель должен работать, а не паниковать. 

Да, ситуация не могла не отразиться на потоке, и мы все, особенно в сфере гостеприимства, видим, что гостей стало меньше. Однако в Cesare Ponti, например, учитывая, что мы ввели в первый же день все меры безопасности, гости отмечают, что им у нас спокойнее. У нас очень просторно, нет толп, мы можем держать дистанцию между гостями и более двух метров, ввели новые стандарты дезинфекции и безопасности, контролируем самочувствие сотрудников, поменяли систему записи, чтобы разделить потоки. Для того чтобы уменьшить количество физических посещений в клинику «Бэбибум», мы вводим Skype-консультации.

Если во Владимирской области введут жесткий карантин, то в случае сферы гостеприимства в целом – это однозначно закрытие, опять же, судя по опыту других стран. У нас такой бизнес, что в онлайн, как это делают, например, рестораны и кафе, перейти мы просто не можем. Поэтому план «Б» на самый худший расклад уже есть. Он состоит из наших экономических показателей и психологической поддержки команды. Мы уже сейчас урезаем косты на маркетинг, сервисные нововведения, внедрение новых аппаратов и брендов, остановили набор новых сотрудников. Готовимся.

С введением карантина поток пациентов вырастет в разы, и мы готовы с этим помочь. Опять же, департамент здравоохранения Москвы недавно объявил, что частные клиники могут рассматриваться как стратегический резерв. Правда, мы пока не можем делать тесты на коронавирус. Сейчас Роспотребнадзор разрешает проводить тестирование только тем лабораториям, которые имеют лицензию на работы с патогенами II группы опасности, такие как сибирская язва, бруцеллез, холера, туляремия. Как вы думаете, много таких лабораторий во Владимирской области? Если эти требования изменятся и будут разработаны экспресс-тесты на коронавирус как, например, на грипп, то мы сможем проводить их у себя.

Насколько губительными будут последствия для малого бизнеса, зависит от сроков пандемии в том числе, а это пока прогнозировать рано. В любом случае, даже при самом позитивном сценарии мы все долго будем оправляться от этой ситуации. Уверена, многие в принципе уйдут с рынка. И то, что привычки людей по всему миру изменятся – это точно.

Андрей Серан, генеральный директор фитнес-клуба «Атмосфера»

III-8149.jpg

Нельзя однозначно сказать, что на фоне новостей люди вдруг резко задумались о здоровом образе жизни и пошли в фитнес-клубы. Сейчас мы наблюдаем эскалацию всей этой ситуации с коронавирусом, люди стараются быть максимально сдержанными в действиях, скажем так. Но и посещаемость у нас не упала, каких-то сильных изменений в принципе еще не произошло по состоянию на вчерашний день (разговор состоялся 19 марта – Зебра-ТВ).

Если говорить про индустрию в целом, в России и за рубежом. Вчера была интересная онлайн-конференция, в которой участвовали сотни человек, в том числе спикеры из других стран. В Америке, Германии, Прибалтике фитнес-клубы закрывают по распоряжению властей. Все ожидают возможного закрытия и в России, но пока не теряют оптимизма, продолжают работать. Мы планируем работать до последнего момента: если люди не будут двигаться, не будут заниматься спортом, все это повлияет на иммунитет и, в конечном счете, повысит риск заражения.

Ожидаем, что после окончания кризисной ситуации будет увеличение интереса к здоровому образу жизни в целом и к фитнес-клубам в частности. Надеемся, что люди начнут задумываться о том, что без регулярных занятий спортом нельзя в полной мере чувствовать себя в безопасности, надо быть более активными, вести правильный образ жизни, в том числе и пожилым людям.

На той конференции, про которую я говорил, обсуждали, кто как тактически действует в сложившейся ситуации, изучали опыт иностранных коллег, и один из самых главных вопросов – как нам сохранить отношения с нашими клиентами на период изоляции, чтобы они оставались вовлеченными в здоровый образ жизни. Мы, конечно, будем через соцсети как-то мотивировать, показывать интересные, познавательные видео – сейчас готовим большое количество контента по тренировкам, мастер-классам, полезному питанию и так далее. На следующей неделе, на базе собственной игровой цифровой платформы запускаем бесплатную игру для жителей города Владимира с простыми заданиями, за которые можно получать баллы и обменивать их на призы, например, бесплатный абонемент в фитнес-клуб – все для того, чтобы мотивировать людей оставаться активными, двигаться, даже во время карантина, когда сидишь дома в четырех стенах.

Дмитрий Рабоволик, генеральный директор сети магазинов «Флора Центр»

Rabovolik.jpg

Ситуация на цветочном рынке двойственная. С одной стороны, сильно пострадали зарубежные производители. Планировалось много крупных мероприятий и поводов, поэтому экспортеры нарастили объемы. Но из-за коронавируса многие страны закрылись на карантин, и теперь производители просто не могут никуда больше поставлять цветы – в этом плане у российского рынка преимущество.

Продажи цветов идут по аукционной системе и сильно зависят от спроса. Производители после торгов выбрасывают по несколько миллионов цветов. Цветы растут каждый день, спроса почти нет, и получилось то, чего, наверно, никогда не было на рынке – себестоимость упала до минимума. Поэтому, даже несмотря на подскочивший валютный курс, мы практически не ощутили скачков. Спрос, конечно, упал, процентов на 10 за последние дни по сравнению с прошлым годом, причем началось на днях вместе с паническими настроениями. Нам уже пришлось закрыть свой магазин в Москве.

Но, думаю, что через пару недель ситуация кардинально поменяется. Все, конечно, начнется с Москвы, а мы – следующие, скорее всего. Как только введут чрезвычайное положение, сразу встанет вся логистика. Уже сейчас машины вместо трех дней стоят на границах в Германии и Польше целую неделю. Водителей досматривают, температуру проверяют, машины обеззараживают. Иногда в пути водители узнают, что запретили въезд в страну – тут же выкидывают цветы, разворачиваются и едут обратно. Сейчас пока мы возим цветы, ждем следующие машины, но никакой ясности пока нет: доедут они или не доедут, пропустят ли их на границе или нет.

Сейчас мы готовимся постепенно к тому, что будет карантин. Возможно, придется уходить в отпуск, просить «каникулы» у арендодателей, думать, как удержать сотрудников. Сейчас мы стараемся не сокращать расходы на маркетинг даже, наоборот, усиливаем рекламную кампанию, налаживаем контакты с российскими производителями. А так будем смотреть по ситуации. Будем ориентироваться на онлайн-доставку; если спроса не будет – распродадим все, что осталось, если нет – выбросим и уйдем в отпуск. Других вариантов особо нет, если только от государства ждать какой-то поддержки. В Европе та же самая ситуация, магазины не работают. Нам в этом плане чуть проще: наторговали, закрыли, переждали, открыли снова, мы же не производители.

Цветы, конечно, не товар первой необходимости, но их покупают все равно – свадьбы, дни рождения, праздники никто не отменял. Конечно, многое будет зависеть от покупательской способности, от цен на цветы, насколько сильным будет рубль. Что будет дальше - я вам не могу сказать.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате