Бизнесмен Юрий Ковалев, обвиняемый в незаконном получении «мусорного дохода» на сумму более чем в 90 миллионов рублей в связи с нелегальной эксплуатацией закрытой Гусевской свалки, изложил Зебра ТВ свою позицию по возбужденному в отношении него уголовному делу.
О том, что Следственный Комитет по Владимирской области закончил расследование уголовного дела московского предпринимателя Юрия Ковалева и передал его в суд стало официально известно 5 июня 2018 года. Само дело было возбуждено около 2 лет назад — все это время силовики разбирались в запутанных механизмах мусорных хитросплетений 33 региона.
В уголовном деле речь идет о сборе и вывозе мусора в Гусь-Хрустальном районе Владимирской области. По версии следствия, Ковалев, собирая отходы, не вывозил их на легальный полигон в Марьинку, а незаконно складировал на закрытой к тому времени и переполненной свалке в Гусе. Вся эта работа проходила под прикрытием исполнения подписанного на региональном уровне инвестиционного соглашения. Деньги «сэкономленные» на транспортировке и утилизации мусора и были засчитаны Ковалеву в качестве незаконно извлеченного дохода.
Юрий Ковалев инкриминируемой ему вины не признает. По его словам, предъявляемые СледКомом обвинения ничем не обоснованы. Вкратце суть его позиции очень проста: бизнесмен заявляет, что не имеет к работе проштрафившейся компании «ВторРесурс Гусь-Хрустальный», вообще, никакого отношения. Ковалев рассказывает, что собственником компании был совершенно другой человек — бывший заместитель начальника УМВД по Владимирской области Владимир Денисов. А оперативным управлением компании на протяжении половины обозначенного СледКомом срока (с июля 2014 по февраль 2016) сначала занимался экс-директор владимирского водоканала Вячеслав Зеленин, а затем — исключительно сам Владимир Денисов.
При этом СледКом в своем официальном сообщении называет Юрия Ковалева «фактическим руководителем» компании. А формальный экс-директор и экс-собственник компании Владимир Денисов (а также целый ряд других причастных к делу лиц) проходит по делу в качестве свидетелей. Расследующие дело силовики называют Денисова номинальным руководителем мусорного предприятия.
Перед публикацией этого материала редакция Зебра ТВ связалась с Владимиром Денисовым с просьбой прокомментировать ситуацию. Но Денисов сообщил, что в данный момент не готов обозначить свою позицию.
«В отношении Денисова нет ничего — ни дела уголовного, ничего. Мы следствие спрашиваем «На каком основании вы считаете, что Ковалев — фактический руководитель?» Ответ: «Следователь так думает». Понимаете, все строится на показаниях Денисова. А почему так происходит? Куча распорядительных документов подтверждает его фактическую деятельность. И это не та ситуация, как, знаете, иногда в новостях говорят: «Взяли бомжа, и фирму по поддельному паспорту изготовили». Денисов в банк ходил, с бухгалтерией общался, каждый день проводил свои служебные совещания. А я во Владимир приезжал один-два раза в неделю. Предлагаю следствию сверить мои мобильные звонки — там отчетливо видно, что я с Денисовым не разговаривал вообще.
Говорят, он был номинальным. Но этот человек, который был на всех совещаниях, на всех общественных слушаниях в Гусь-Хрустальном. И выступал от своего имени — не от моего, а от своего: как инвестор, как строитель этой площадки, как учредитель этой организации. Есть в том числе видеосъемки, которые тоже почему-то не приобщаются. А потом — раз, и он генеральный директор. С какого перепугу-то он номинальный директор?», - комментирует Юрий Ковалев позицию Следственного Комитета.
Собеседники Зебра ТВ (на встрече с Ковалевым присутствовал еще один связанный с мусорным бизнесом предприниматель Альберт Скворцов) показывают фотографии встреч, протоколы публичных слушаний и другие материалы, поясняя, что Ковалев не имел к принятию спорных решений никакого отношения:
«Две трети этих людей я не знаю. Я с ними ни разу не виделся, по телефону не разговаривал и даже не знаю, кто это такие. Я говорил: «Давайте сделайте нам очную ставку, мы с ними поговорим, встретимся». Ни одной очной ставки, кроме как с Денисовым, мы не провели.
И как мне могут говорить про 91 миллион, если я деньгами не распоряжался? А по отношению к другим договорам, в том числе Денисову, есть платежные поручения, чековые книжки, выдача зарплаты: миллион и один документ. А люди все говорят: «Нам Ковалев никаких команд не давал, мы не знаем, кто это такой. Нам давал Денисов».
В документах по пунктам расписано: кто заключал договор, как шло «освоение лесов» и так далее по этому участку. Мне предъявляют, что я этим занимался, но я не занимался. Причем Зеленин (первый директор «ВторРесурс Гусь-Хрустальный») подтверждает, что ни я и ни Денисов, а он сам это делал: сам заключал договоры, а лесничество само делало проект освоения лесов. Зеленин, имея полномочия генерального директора на тот момент, сам заключал договор аренды земельного участка, под его руководством строилась перегрузка, он организовывал работу с перевозчиками: не я, а он.
Зеленина уволил Денисов и сам себя назначил. Ко мне, вообще, никакого отношения это не имеет. Мы писали кучу заявлений, в том числе и Бастрыкину, по сговору Денисова и его бывших милиционеров, которые дают ложные показания, чтобы привлечь их к уголовной ответственности. Но ничего, кроме отписок, типа «Следствие будет разбираться и разберется» так и не получили. Просто голословно меня назначили фактическим руководителем. Как я мог этим управлять? Денисов утверждает, что это я уволил Зеленина, но Зеленин говорит, что его уволил Денисов. Я тут, вообще, не при делах. Это первая часть. Вторая - финансовыми средствами я не распоряжался ни одной минуты и даже секунды. Распоряжались директора: в один период Зеленин, в другой — Денисов. Ко мне это не имеет никакого отношения. И нет не то что одной бумаги, а показаний даже таких нет о том, что я распоряжался».
Сама сумма насчитанного ущерба, то есть, извлеченной предпринимателями незаконной прибыли, у Юрия Ковалева тоже вызывает вопросы:
Еще одним аргументом в пользу того, что Владимир Денисов был не номинальным (как считает СледКом), а фактическим директором компании, незаконно заработавшей десятки миллионов рублей на нелегальной утилизации мусора, Юрий Ковалев считает то, что бывший полицейский продал зарегистрированную в Гусе компанию третьему лицу в обход его интересов:
«В конце 2015 года Денисов заявил, что хочет эту свою фирму «ВторРесурс Гусь-Хрустальный» продать. Он предложил ее купить мне и моему партнеру за 5 миллионов рублей. И за неизвестно какую сумму он предложил то же самое Шешенину. В результате он, вроде, со мной заключил соглашение, от меня взял предоплату 500 тысяч рублей — он фактически ее взял. И на краткий промежуток времени назначил меня туда директором. Но в какой-то момент он передумал и продал эту фирму, фирме, подконтрольной Шешенину.
Кучу уголовных дел в отношении меня я и мой адвокат связываем с тем, что он хотел с нас получить не только 500 тысяч, а значительно больше и кинуть. Собственно, это и является подтверждением того, что Денисов являлся и собственником, и руководителем всех принадлежащих ему организаций. И встав перед выбором, кому продавать, он продал ООО «ВторРесурс Гусь-Хрустальный» не мне, а другому юрлицу. Возникает вопрос: «Как я мог манипулировать Денисовым, бывшим заместителем начальника УМВД области по общественный безопасности, который принимал самостоятельное решение по продаже бизнеса? Да ещё получив аванс от одного, продал бизнес другому. А полученные 5000 тысяч рублей дал взаймы на развитие предприятия ООО «ВторРесурс Вязники». Если, по его словам, он номинальный директор, то зачем свои деньги отдавал на развитие чужого бизнеса?».
На вопрос о том, совпадает ли срок его двухнедельного руководства компанией с обозначенным Следственным Комитетом сроком правонарушения, Юрий Ковалев отвечает так:
Собеседники Зебра ТВ рассказывают, что неоднократно жаловались на действия владимирских следователей на федеральный уровень. Однако жалобы не принесли никаких результатов:
Кстати, именно Максим Зашкалов, расследующий хитросплетения мусорных интересов во Владимирской области, ведет дело «профильного чиновника» - директора департамента природопользования и охраны окружающей среды администрации Владимирской области Алексея Мигачева, которого обвиняют в правонарушении, не связанном с «мусорным вопросом».
Историю, связанную с работой ООО «ВторРесурс Гусь-Хрустальный» в рамках заключенного с Белым домом инвестиционного соглашения, прокомментировал партнер Юрия Ковалева Альберт Скворцов. По словам владимирского бизнесмена Скворцова, который в Корпорации развития Владимирской области отвечал на тот момент за работу «Регионального системного оператора», так же, как и Ковалев считает, что мусорная система в Гусе начала сбоить именно с приходом к управлению свалкой Владимира Денисова:
«ООО «ВторРесурс Гусь-Хрустальный» создавалось для реализации Схемы очистки территории Владимирской области от отходов производства и потребления, утверждённой губернатором. В то время я занимался реализацией Схемы, как представитель ООО «Региональный системный оператор». Этим же занимался департамент природопользования (А. Мигачев) и Росприроднадзор (В. Цевелев). По этой Схеме, в том числе и в Гусь-Хрустальном, и в других районах области, должны были стоять мусоросортировочные станции.
Сначала, прежде чем строиться, утвердили инвестиционный проект строительства мусоросортировочной станции. С планом работы государственно-частного партнерства, схемой движения мусора и описанием того, кто за что отвечает. В документах есть расчет стоимости строительства и эксплуатации для того, чтобы определить тариф.
Проект строительства мусоросортировочной станции предприятием ООО «ВторРесурс Гусь-Хрустальный», которое выступало, как инвестор, обсуждался на общественных слушаниях. На слушаниях граждане согласились: ладно, бог с ним, пусть тариф будет такой, главное, чтобы было чисто. Тем более, подразумевалось, что старая городская свалка должна была закрыться, а мусор надо было куда-то везти. А чтобы меньше везти, его нужно сначала сортировать, а потом уже хвосты на Марьинский полигон отвозить.
Построили станцию перегрузки, и все «поехало». При Зеленине все еще нормально было. Тем более, что мусор, который складировался для сортировки, по закону мог храниться до 11 месяцев, отсортировываться и увозиться. По моему мнению, не было тогда никакого нарушения закона. Во всяком случае, я о каких-либо нарушениях в плане захоронения отходов на Гусевской свалке информирован не был. А потом, видимо уже при Денисове, там пошло все наперекосяк».
Бизнесмены Ковалев и Скворцов отказались говорить о том, с какими событиям они связывают появление интереса силовых структур к происходящему вокруг свалки мусора в Гусь-Хрустальном.
Гусевской кейс, скорее всего, не локальная история, а часть большой мусорной игры, связанной в том числе и с крупнейшим во Владимирской области Марьинским полигоном. Ведь Юрий Ковалев вместе с бизнесменом Алексеем Мельниковым организовывали Марьинку. Ковалев и сейчас является владельцем 60-процентной доли. Правда, с зимы 2016 года, когда Марьинку начали банкротить во второй раз, Ковалев не имеет права принимать на полигоне никаких управленческих решений. Марьинской свалкой командуют конкурсные управляющие. О том, что происходит на полигоне - в материале «Марьинка не принимает мусор».
Альберт Скворцов и Юрий Ковалев напоминают, что Владимир Денисов во время его активного присутствия на мусорном рынке владел и управлял не только ООО «ВторРесурс Гусь-Хрустальный», но и другими организациями ООО «ВторРесурс Ковров», ООО «ВторРесурс Вязники», ООО «Спецтехавто», а также руководил работой самого Марьинского полигона. Бизнесмены настаивают, что все решения их бывший партнер и экс-полицейский принимал исключительно сам.
На вопрос, почему Ковалев, как основной учредитель Марьинки, не интересовался фактической поставкой на свалку заявленных объемов мусора (а значит и денег) из Гусь-Хрустального, собеседник Зебра ТВ отвечает так:
Ковалев и Скворцов считают, что Владимир Денисов ушел от ответственности, сумев убедить следствие в виновности «теневых игроков», и рассказывают, что экс-полицейский был человеком Алексея Мельникова.
Зебра ТВ обратилась в Следственный Комитет по Владимирской области в связи с обозначенной позицией обвиняемого Юрия Ковалева. На вопросы редакции в СледКоме пояснили, что ту же самую позицию Ковалев занимал и на протяжении всего периода следствия. Но фактическим руководителем «гусевской истории» он назван не случайно, настаивают в СК - следователями была досконально изучена ситуация в мусорной отрасли Владимирской области и проанализировано системное влияние на происходящее приехавшего из Московской области бизнесмена. По версии следствия, Ковалев, действия которого были связаны с выстраиванием работы «Регионального системного оператора», использовал ситуацию в собственных корыстных целях.
Первое заседание суда по уголовному делу Юрия Ковалева назначено на 2 июля 2018 года.