Фрески Андрея Рублева в Успенском соборе дышат на ладан

Известный реставратор Александр Скворцов считает, что Успенскому собору во Владимире срочно нужна специальная программа музеефикации, иначе велик риск навсегда потерять мировой шедевр
Новости Автор: 20 января 2014, 08:26 3 10908

«УЗБЕКИ» И КОНДИЦИОНЕРЫ

Все хорошо, что хорошо кончается. Известный владимирский реставратор Александр Скворцов рассказал, что скандально начавшаяся реставрация фресок XIX-XX веков в Успенском соборе, закончилась вполне мирно. Претензий к подрядчику - московской фирме «Вифания» у Скворцова, осуществлявшего авторский надзор, поначалу была масса: сырые и необработанные доски лесов, плохая защита рублевских фресок от пыли, ведение расчистки снизу вверх. Потом приехали хорошие художники, закончившие «строгановку», а не "узбеки", как выразилась губернатор Орлова, и дело пошло. Минус в том, подчеркивает Александр Скворцов, что у молодых варягов-реставраторов нет серьезного опыта работы со старыми фресками. Сегодня они пишут в церквях-новоделах, завтра еще где-то, а послезавтра их зовут памятник ЮНЕСКО. Поэтому, говорит Скворцов, опыт владимирских мастеров, которые многие годы занимались реставрацией росписей своих соборов и знают все ее особенности, предпочтительнее. По его мнению, определение подрядчика для таких работ с помощью торгов - дело в корне неправильное. Реставрация — это не коммерция, подчеркивает Александр Скворцов.

17.jpg  23.jpg

Параллельно с работами по фрескам, в Успенском соборе монтировали новую систему, поддерживающую определенный температурно-влажностный режим. Благодаря кондиционерам воздух в соборе постоянно будет очищаться от копоти, будет поддерживаться оптимальная для росписей температура и влажность. Скворцов говорит, что добивались этого чуть ли не три десятка лет: «Отопление старое было, но без кондиционирования, без очищения, поэтому грязный воздух клубился там денно и нощно».

Но и этого, по словам реставратора, не вполне достаточно. Он утверждает, что установленные кондиционеры не смогут очистить воздух под сводами собора, в труднодоступных местах — как раз там, где разрушения живописи максимальны. Время и постоянный мониторинг покажет, как скажется нововведение на судьбе памятника.

14.jpg

«У ЦЕРКОВНИКОВ СВОИ ВЗГЛЯДЫ НА ЭТИ ВЕЩИ»

Попытки реставраторов и музейщиков спасти бесценный памятник Русская Православная Церковь, мягко говоря, не ценит. Скворцов перечисляет, что он замечает при посещениях собора.

Кануны со множеством свечек, от которых идет чад, стоят вплотную к фрескам и иконам. Почему их нельзя отодвинуть - реставратору понять сложно. Аналой с евангелием в процессе богослужений ставят вплотную к росписям, задевают их и даже чиркают по краске. Отчего на фресках в одном месте уже процарапана полоса. То же самое происходит в архиерейской ложе, где резной стул задевает древние росписи.

Пожилые прихожане, с трудом выстаивающие длинные богослужения, нередко прислоняются к фрескам, в том числе Рублевским, и обтирают их одеждой. Больше всего Скворцова тревожит, что входные двери в собор постоянно открываются и закрываются, впуская потоки теплого или холодного воздуха. В результате чего состояние фресок, в том числе XII века, вблизи дверей находятся в «жутком состоянии». А еще на росписи попадает «святая вода», которой священники окропляют прихожан.

02.jpg

«В советские годы такое было невозможно, - говорит Скворцов, - тогда был более жесткий контроль за состоянием и фресок Рублева, и за температурно-влажностным режимом, и за организацией музейно-паломнических потоков, и за религиозными службами. Богослужения велись 3-4 раза в год. Теперь же все спустили на тормозах. У церковников свои взгляды на эти вещи. "Да Рублев, да иконописец, но если даже его фрески разрушатся и на их месте появятся другие, если их освятить - они будут для храма значить не меньше. Это такой же Рублев будет", - примерно такова позиция церкви.

«К ШЕДЕВРАМ ПУТЬ ДОЛЖЕН БЫТЬ ТРУДНЫМ»

Александр Скворцов настаивает, что без специальной программы по музеефикации Успенского собора реставрировать храм бессмысленно. В программе должно быть четкое виденье, как необходимо эксплуатироваться памятник, чтобы верующие и туристы не наносили ему вред. Реставратор понимает, что, принятие такой программы, скорее всего, повлечет за собой определенные ограничениям.

out01.jpg

«Путь к гениям, путь к шедеврам должен быть достаточно трудным. Это я наблюдаю в современной жизни. Например, попасть в музей в Ватикане - ой, какие очереди надо выстоять, если тебя предварительно не запишут. Или попасть в Уфицци, или в Академию художеств в Венеции... К шедеврам путь должен быть трудным. Почему мы сегодня пытаемся сделать максимально простым доступ широчайших масс к шедевру? Для меня вопрос. Я понимаю, нужно распахивать двери, но не в ущерб этим ценностям», - размышляет реставратор Скворцов.

Скворцов считает, что культурной общественности надо сесть и подумать, как правильно организовать посещение Успенского собора, чтобы не наносить ущерб ценностям. У реставратор нет конечной программы, но отдельные предложения - есть. В первую очередь, по мнению Александра Скворцова, нужно отрегулировать вход в храм так, чтобы ограничить приток контрастного воздуха. Это можно сделать либо установив некие загородки за дверьми, либо пропускать людей в Успенский собор через Георгиевский придел.

Необходимо каким-то способом оградить фрески от соприкосновения с плечами и рукавами верующих и туристов. А еще ограничить богослужения, убрать загромождающие проходы церковные лавки, сделать раздевалку, отвести специальное место для предварительных лекций экскурсоводов, чтобы долго не держать туристов в пространстве под рублевскими фресками.

«Почему не сделать бы раздевалку, элементарно, как должно бы и быть при посещении музейных учреждений. Вот я побывал в капелле дель Арена в Падуе, фрески Джотто в идеальном состоянии. Но там режим жесточайший. Там раздевалка, там обуваются в бахилы. И в предбаннике лекцию прочтут, чтобы долго не стоять внутри, а осмысленно осматривать шедевры», - приводит европейский пример бережного отношения к культурному наследию реставратор Скворцов.

ДИСКУССИОННО И ПУБЛИЧНО

Александр Скворцов говорит, что все вопросы, связанные с Успенским собором, должны решаться исключительно широким кругом культурной общественности города. Он предлагает создать специальный научно-методический Совет по охране объектов культурного наследия Владимирской области, в который бы вошли реставраторы, историки, музейщики, церковнослужители, а также представители интеллигенции: художники, писатели, скульпторы.

Научно-экспертный Совет по охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия при Государственной инспекции по сохранению культурного наследия уже существует, но, по словам Скворцова, он отодвинут на второй план. Новый научный Совет он видит, созданным при департаменте культуры и туризма администрации Владимирской области.

Реставратор подчеркивает, что Совет обязательно должен будет заняться памятниками федерального значения. Дело в том, что областная Госинспекция по охране культурного наследия за них не отвечает и, в случае возникновения разного рода проблем, отсылает в Министерство культуры, куда не допишешься и не наездишься.

19.jpg

«Нонсенс. На нашей земле выдающиеся памятники, а наша культурная общественность не может участвовать в судьбе этих памятников. Одеяло перетащило на себя Министерство культуры, при нем есть научно-методический совет, специалисты. Но эти специалисты приезжают сюда раз в год, появятся, попиарят чего-нибудь, ценные указания дадут. А ведь работа с памятниками - это каждодневный труд. Вот была реставрация фресок - я каждый день там был, даже леса снимали уже, я и то присутствовал при этом. А как же иначе», - говорит Александр Скворцов.

ПРОДОЛЖЕНИЕ РЕСТАВРАЦИИ В УСПЕНСКОМ

Если областной научно-методический Совет будет создан, ему придется, в частности, обсуждать проблему дальнейшей реставрации Успенского собора. В частности, говорит Скворцов, ремонта требует главный барабан храма, где скапливается грязный воздух и где фрески находятся в «жутком состоянии». Требует реставрационных работ и иконостас.

21.jpg  10.jpg

Что касается фресок Рублева, «дышащих на ладан», Александр Скворцов, убежден, что за них нужно браться в последнюю очередь, когда все росписи, располагающиеся выше, будут отреставрированы. Ни в коем случае, предупреждает реставратор, нельзя браться за рублевские шедевры в авральном режиме.

05.jpg  04.jpg