Новостройки не самой маленькой кубатуры и высоты все ближе подбираются к Золотым воротам. Пустыри на Студеной Горе отдают инвесторам для строительства то громоздких отелей, то многоэтажных жилых домов. О том, что новые строения нарушат (и у же нарушают) восприятие архитектурной панорамы исторической части древнего Владимира и памятника белокаменного зодчества XII века Золотые ворота, в мэрии столицы Владимирской области, похоже, не задумываются.
Отношение к городскому пространству западнее Золотых ворот у архитекторов советского времени было разным. Тем не менее, Театральную площадь и Студеную Гору в XX веке не застроили ни сталинским «ампиром», ни хрущовками, ни небоскребами. Драмтеатр, ЦУМ и другие здания достаточно деликатно вписались в архитектурный ландшафт древнего города. Не были, по счастью, реализованы и несколько проектов, которые кардинально изменили бы облик площади возле Золотых ворот. Например, планы 1970-х годов поставить на месте Польского костела здание Облсовета отдаленно похожее на нынешний владимирский Белый Дом.
К другому проекту Дома Советов середины 1940-х годов архитектора Георгия Гольца, который тоже должен был появиться западнее Золотых ворот, у историков архитектуры отношение не столь отрицательное, хотя строительство этого монументального здания у древнего памятника с точки зрения градостроительства Владимира было бы ошибкой.
Архитектор, академик Георгий Гольц (1893-1946) - автор множества зданий фабрик, дворцов, театров, павильонов, метрополитенов, мостов, клубов, гостиниц, памятников и гидротехнических сооружений в разных городах СССР. Проект владимирского Дома Советов был одной из его последних работ. Создавать его по заказу властей Гольц начал победной весной 1945 года, в начале 1946 года проект был утвержден.
До этого руководство только что созданной Владимирской области (в августе 1944 года) занимало здание бывших Присутственных мест (ныне -Палаты) и бывший дом владимирского губернатора (ныне - ГТРК).
Место для нового Дома Советов выбрали юго-западнее Золотых ворот на Московской улице, куда предполагалось вынести административный центр города. В то время нынешняя Театральная площадь была сплошь застроена частными домами, среди которых возвышались Троицкая старообрядческая церковь и Польский костел. Все это подлежало сносу. Вместо исторической застройки должна была появиться главная городская площадь и громада Облсовета.
фото проекта Лестница
Об интересном моменте реализации проекта упоминает в 1947 году газета «Призыв»: для строительства здания Гольца потребовалось бы передвинуть в глубину квартала (вниз к улице Дзержинского) школу №1. Каким методом предполагалось произвести перемещение здания бывшей женской гимназии в газете не указано.
Тот же «Призыв» пишет:
Два объема - это два трапециевидных здания с внутренними дворами.
Восточная трапеция здания Облсовета должны была встать примерно там, где сейчас находится драмтеатр. Монотонность фасада Дома Советов разрешала 5-пролетная лоджия с полукруглыми фронтонами и достаточно высокими угловыми башнями.
Западная трапеция, в которой должен был разместиться Владимирский городской Совет, размещалась примерно на месте современного ЦУМа «Валентина». Ее фасад был более скромным. Только северо-восточный угол здания венчала 100-метровая башня с часами и шпилем, которая бы эффектно доминировала на главной городской площади и венчала бы перспективу проектируемого в то время проспекта имени Сталина (ныне - Октябрьский проспект) со стороны поселка Тракторного завода (от улицы Горького).
Оба объема соединялись переходом на уровне второго этажа, под которым были предусмотрены две арки для проезда.
Бывший главный архитектор мастерской градостроительства института «Владимиргражданпрокт» Сергей Голубев, изучавший вопросы архитектуры советского периода во Владимире, так отзывался о проекте Облсовета Гольца:
Историк владимирской архитектуры Римма Коноплева считает, что в целом Георгию Гольцу удалось спроектировать «дом-фон» для уникального памятника старины Золотых ворот:
При этом, спустя много лет, никто не отрицает, что отказ от проекта Гольца для Владимира было благом. Строительство Облсовета и Горсовета на нынешней Театральной площади и перенос сюда деловой зоны ничем хорошим для исторического центра не обернулся бы.
фото проекта Le Talo
Проект не был реализован, как вспоминают архитекторы, в основном из-за того, что оказался слишком дорогостоящим. Не успели, к счастью, власти города и начать расчищать площадку под новостройку. Поэтому не были разрушены ни Троицкая церковь, ни Польский костел, ни здание, где сейчас располагается ОДРИ. Хотя, как вспоминает Сергей Голубев, часть фундаментов будущего Облсовета все-таки была заложена и ими даже воспользовались при строительстве драмтеатра в начале 1970-х годов.