Больше полувека назад Владимир Солоухин и его закадычный друг владимирский писатель Сергей Никитин отправились путешествовать по Владимирской области. Посидев-подумав они решили, что если пойдут вместе - то и напишут об одном и том же. Поэтому друзья-писатели отправились в путь разными маршрутами. В результате получились две совершенно непохожие книги: «Владимирские проселки» и «Живая вода», которые, несмотря на то, что это литературные произведения, можно читать как источник информации о населенных пунктах, людях и событиях владимирской земли полувековой давности.
Путешествие Солоухина энтузиасты-литераторы, краеведы, биологи и просто туристы уже не раз повторили со скрупулезной точностью. Маршрут Сергея Никитина восстановить сложнее, поскольку автор не всегда указывает, где происходят описываемые им события.
Спустя несколько лет Никитин с сыном и друзьями отправился в еще одно путешествие вниз по Клязьме от Владимира. Появилась вторая книга «Меж лесных берегов», написанная совместно с редактором газеты «Призыв», писателем Сергеем Лариным. Некоторые географические точки Владимирской области встречаются в обеих книгах.
Например, село Клязьминский городок, расположенное в 17 километрах к северо-востоку от Коврова. Городок - одно из древнейших селений Владимирской области:
Теперь принято считать, что город Стародуб был основан в 1152 году Юрием Долгоруким. Хотя многие историки подвергают сомнению эту дату и утверждают, что Стародуб появился позднее чуть ли не на полвека. Были тут и валы, и крепостные стены, и церкви, и княжеский двор.
Потом на Русь напали татары. Легенда утверждает, что узнав о приближении татарских полчищ, князь с дружиной и всеми горожанами тихо покинул город, унеся с собой все ценное, и укрылся в местных дремучих лесах. Татары штурмовали совершенно пустую крепость. А когда увидели, что грабить и убивать некого, в ярости спалили Стародуб дотла.
Городу не повезло и позднее. Татары вновь сожгли его в 1410 году, казанский царь Сафа-Гирей с 30 тысячным войском разорил Стародуб в 1541, а в 1609 году его разграбили поляки во главе с паном Лисовским.
Так город, каждый век опустошаемый очередными варварами, и превратился в заштатное село.
За 50 лет изменилось немного. Старую Покровскую церковь 1803 года с огромной колокольней, видной за много километров, обнесли забором, который кое-где уже упал. От пекарни ничего не осталось. Часовня стоит, но салом с «ликьором» в ней уже не торгуют. Вокруг огороды с капустой и огурцами, заросли цветов, горбатый «запорожец» времен посещения села Сергеем Никитиным, дома с эркерами, напоминающими церковные апсиды.
Путешественник Никитин, страдавший от полного отсутствия путеводителей по интересным местам Владимирской области (кстати, ситуация спустя 50 лет в лучшую сторону не изменилась), зашел в местный сельсовет, где получил, по его словам, «урок краеведения».
«Мне давно уже мозолила глаза большой и стандартный плакат с жирной надписью: "Изучайте и охраняйте исторические памятники!". Под верхним плакатом от руки было написано чернильным карандашом: "Граждане села Клязьминский городок, бывшего удельного города Стародуба! Вы живете в историческом месте!"
- А какие у вас исторические памятники? - поинтересовался я...
- Какие? - равнодушно переспросила ответственная девушка. - Церковь... Бугры да ямы.
- Как же называется эта церковь?
- Не знаем.
- Ну, а охраняете вы ее?
- Как же! Сторожа охраняют. Там пекарня, склады».Теперь местным жителям о древности их селения напоминает белокаменный памятник 850-летия города Стародуба, увенчанный сказочной птицей. В местной школе в начале 1990-х годов открылся музей, куда аборигены приносят найденные на своих огородах древности. В ковровском районном музее есть материалы про Стародуб. Так что, жители села Клязьминский городок в плане краеведения теперь более подкованы. А вот с буграми да ямами - все та же история как во времена Никитина.
Писатель несколько раз упоминает в Клязьминском городке текстильную фабрику.
«Внизу - корпуса текстильной фабрики. К ней ведет такой крутой спуск, что диву даешься, как ухитряются фабричные шоферы ездить по этой дороге с грузом».
«Снизу, с берега, приходится задирать голову, чтоб высоко на круче увидеть его дома и колокольню, окруженную березами, липами и вязами. Наверху домам стало тесно, они сползли вниз крутыми улицами, а внизу их как бы остопоривают кирпичные корпуса текстильной фабрики».
«Эта фабрика всегда оттягивала из колхоза рабочую силу, и до объединения здешний колхоз иронически называли "Семь Петров", потому что в нем было только семь мужчин и все Петры».
Паровая бумаготкацкая фабрика была построена в 1909-1910 годах местным зажиточным крестьянином Федором Носковым. Местное население, до этого уезжавшее на заработки в Ковров и другие города, теперь могло найти работу на малой родине.
Историки до сих пор пеняют Федору Носкову за то, что при строительстве зданий предприятия была уничтожена часть древних валов Стародуба. Многие, когда видят корпуса фабрики и почти вертикально срезанный холм за ними, удивляются необходимости таких тяжелых и затратных земляных работ.
Фабрика прекратила свое существование в середине 1990-х. Сейчас от постройки сохранились одни стены. От крыши не осталось и следа. Там где стояли станки - растут березы и кустарники. А местное население, как в старые «добрые» времена, трудится на стороне.
Прямо за фабрикой течет красавица Клязьма, за которой на территории девяти тысяч гектаров в 1935 году был организован государственный заповедник по размножению выхухоли. В 1940 здесь начали разводить исчезнувших в свое время бобров, которые теперь заполонили все реки Владимирской области.