«Мертвые петли» суздальских автобусов

Путешествия на автобусе из Владимира в Суздаль и обратно в 20-е годы прошлого века были полны неожиданностей
Новости Автор: 8 августа 2014, 11:03 2 4850

Как известно, по Владимиру автобусы стали циркулировать в 1935 году. Междугороднее автобусное сообщение появилось на Владимирщине гораздо раньше. В частности за 10 лет до запуска первого владимирского автобуса между Владимиром и Суздалем уже циркулировало подобное транспортное средство, предназначенное для массовой перевозки пассажиров.

Описания этих «веселых» и достаточно рискованных рейсов сохранились. Если сейчас автобус до Суздаля идет в среднем минут 40, то тогда, в штатном режиме, добирались полтора-два часа. Но штатный режим практически никогда не получался. Водители то и дело вынужденно останавливались: меняли покрышки, заливали «холодильный бак» водой, чинили неисправности. Путешествие затягивалось на 3-5 часов, а то и на весь день.

И это при том, что ехали иной раз «без тормозов» - в прямом смысле слова. Тормоза по дороге то и дело отказывали. Были случаи, что автобусы выходили из гаража в рейс уже с неработающими тормозами.

Одно такое «валидольное» путешествие, случившееся 29 июля 1925 года описано в газете «Призыв». Второй вечерний рейс вышел из Суздаля в 20:25 вечера. До Борисовского доехали относительно благополучно когда уже стемнело. Около села был спуск со значительным уклоном.

«Неожиданно для пассажиров шофер машины, подъехав к этому спуску и опасаясь «слететь с него в реку со всей машиной» и в тоже время, не имея средств остановить машину делает вдруг изумительнейший (вроде мертвой петли) поворот машины, больше чем на 90 градусов, не опрокидываясь по случайности, но налезая на угол какого-то вынырнувшего из темноты дома.

Ловкий шофер не теряется, делает ход назад, но в диком ужасе пассажиры кричат: канава! Канава!

Застопоренная машина останавливается поперек полотна дороги. Напуганные пассажиры спешат выскочить. Спуск с горы и дальнейший подъем пассажиры совершают пешеходом», - сообщает «Призыв».

На вершине холма водитель с кондуктором успокоили людей и те снова сели в автобус. В так называемый «Косой овраг» за Борисовским спустились нормально, но на подъеме машина «потеряла скорость» и поехала задом в обратном направлении.

«У шофера нет тормоза. Он при своей «ловкости» и поставил бы ее поперек полотна, но ширина последнего только три сажени, а по бокам глубокие канавы.

Машина ковыляет по изрытой колеями и выбоинами грунтовой обочине, грозя свалиться в канаву и придавить пассажиров.

Последние начинают выбрасываться в канаву и на дорогу, падая и получая ушибы и сотрясения.

Выпрыгнувшие, стремительно поднимаются, догоняют машину, хватаются за ее крылья и бока, стараясь руками затормозить ее», - пишет автор газетной заметки В. Трошин.

Кое-как остановили и ДТП удалось избежать. Наученные горьким опытом до самого Владимира пассажиры на каждом спуске и подъеме выбегали из автобуса и шли пешком. Так добрались они до длинного спуска от Доброго села к Владимиру.

«Пассажиры сдались на уговоры и объяснения шофера, давшего слово, что они благополучно съедут по спуску при помощи какой-то «третьей скорости», что ему жизнь так же дорога, как и пассажирам.

С Добрянской горы спустились благополучно», - заканчивает журналист.

«Веселое» путешествие из Суздаля во Владимир на автобусе закончилось в 1 часу ночи. Продлилось оно более 4 часов и стоило его участникам, наверно, немалых нервов.

Автор статьи предложил владимирскому губтрантресту обратить внимание на организацию пассажирского междугороднего сообщения и сделать выводы.