Молдалиев на федеральном ТВ

В ближайшем выпуске программы «Романтика романса» на телеканале «Россия К» в числе финалистов конкурса «Романс – ХХI век» примет участие певец и композитор из Владимирской области Алексей Молдалиев
Новости Автор: 11 июня 2018, 13:05 11 9099

Записи 1049 романсов и лирических песен прослушали члены оргкомитета конкурса, чтобы выбрать 15 лучших. Авторы стихов и композиторы - профессионалы и любители - могли подать заявку на участие в конкурсе, организованном по инициативе редакции программы «Романтика романса». Те, к кому была благосклонна фортуна или арбитры, стали участниками финального этапа конкурса, где их композиции исполняли профессиональные певцы и актёры. Исполнителей романсов выбирали члены оргкомитета конкурса. В числе победителей — певец и композитор Алексей Молдалиев.

Зрители увидят запись концерта, уже смонтированную и отредактированную. Вот почему было интересно расспросить Алексея и владимирцев, попавших на запись финала, о том, что, возможно останется за кадром.

Авторы из Иркутска, Краснодара, Москвы, Перми, Санкт-Петербурга, Сыктывкара и Владимира. В жюри: композиторы Максим Дунаевский и Стас Намин, поэт и исполнитель своих песен Вероника Долина, оперный певец, заслуженный артист России, солист Государственного академического Мариинского театра Владимир Самсонов, поэт и эссеист Дмитрий Воденников, актриса мюзиклов Лика Рулла, заслуженный артист России Евгений Дятлов.

6.jpg

Место действия – концертный центр «Москвич». Место, в какой-то мере, культовое – здесь когда-то велась запись одного из первых советских шоу – «А ну-ка, девушки!» с молодым Александром Масляковым. Наша идеологически выверенная версия конкурсов красоты, невероятно популярная у зрителей тех лет.

Билеты на концерт-съемку телевизионной программы «Романтика романса» можно было без проблем купить по интернету, в кассе они стоили 450 рублей, при онлайн-заказе – 499 На подобных мероприятиях много завсегдатаев, которые не прочь попасть в объектив телекамеры и увидеть себя на экране.

Вот только быть зрителем такого концерта не так-то просто. Постоянные участники знают, что им придётся смотреть повторы выходов, дубли ведущих концерта и исполнителей, в итоге запись длится 5 или даже 6 часов.

Наша землячка, многолетняя поклонница Молдалиева, мечтавшая услышать незнакомую ей композицию, к тому же в исполнении столичной актрисы, уехала, не дождавшись выхода Алексея, иначе не успела бы на электричку. И не только она не дождалась окончания концерта.

Алексей Молдалиев и Ирина Климова, исполнявшая его романс «Уговори меня» на слова Галины Орловой, выходили на сцену 14 номером – предпоследними. Ирина Климова, актриса театра им.Моссовета, заслуженная артистка России, известная зрителям по фильму «Зимняя вишня», в «Романтике романса» участвует не впервые. Но одно дело – запись передачи, и совсем другое – конкурс. Ирина в концертном платье и гриме отрепетировала свой выход в 15 часов, а спеть для жюри её вызвали в 22 часа 38 минут! И все эти часы томительного ожидания она слушала критику членов жюри в адрес конкурсантов, иногда болезненно резкую.

Юлия Зинякова из Владимира просидела в зале от начала и до последнего выступления:

«Съёмки программы очень отличаются от обычного концерта или привычного финала музыкального конкурса. После того, как ведущие Екатерина Гусева и Евгений Кунгуров объявляли выход исполнителя и авторов, повисала пауза – этого требовали технические условия. Но не это самое сложное. Все участники, а они сидели в зале, дожидаясь своего выхода, слушали, как члены жюри разбирали конкурсные работы. Складывалось впечатление, что жюри с записями произведений, присланных на конкурс, не знакомо, всё слышали впервые. Рассуждали между собой: романс это, или всё же лирическая песня. Приходили к выводу, что всё уже написано до нас, и конкурсантом нечем удивить публику – зачем же тогда объявлять конкурсы? Очень жёстко критиковала авторов Вероника Долина», - рассказывает Юлия Зинякова.

Поэтесса из Иркутска после сурового препарирования её текста, улыбаясь, произнесла: «Мне не важно, что сейчас сказали. У меня сегодня день рождения, я стою на этой сцене, и я счастлива».

Жюри не только обсуждало авторскую работу, но и, как полагается, ставило оценки. Когда Вероника Долина вкатила Алексею «семёрку», зал возмущённо загудел. И было от чего – профессиональные музыканты Стас Намин и Максим Дунаевский, прекрасный оперный певец Владимир Самсонов, поэт Дмитрий Воденников, когда-то провозглашённый коллегами «королём поэтов», оценили романс в 11 баллов из 12 возможных.

Суммарный балл Алексея – 69, не такой уж плохой результат. Но Ирина Климова была очень расстроена, ведь ей романс очень нравился. Алексей Молдалиев сходу не скажет, сколько конкурсов в его послужном списке, точнее: сколько побед и лауреатских дипломов. Он побеждал в престижных конкурсах, как исполнитель. Не случайно Екатерина Гусева спросила со сцены: «А правда, что у вас четыре октавы?»

Но есть одна награда, которая особенно важна для Молдалиева – это Гран-при конкурса композиторов имени Андрея Петров в Санкт-Петербурге. Его организует фонд композитора, чьи песни так любимы слушателями многие годы. Этот конкурс отличает то, что имена авторов музыки не известны жюри, и не объявляются перед исполнением. Авторам не разрешается исполнять свои песни. За композитора говорит не имя и послужной список, а его мелодия. И песня владимирского композитора «Лето моё» стала фаворитом музыкантов оркестра задолго до решения жюри.

Что-то подобное произошло и на конкурсе «Романс – ХХI век». Произведения финалистов исполнял центральный пограничный ансамбль ФСБ России. После концерта, уже на улице, Алексея догнал молодой музыкант оркестра, сказал, что он из Владимира и очень рад видеть именно Молдалиева в финале, а его романс – один из самых красивых, исполненных в этот вечер.

Хотя конкурс заявлен как конкурс романсов, в условиях в скобках значилось: лирическая песня. Вот почему члены жюри с удивлением обнаружили в финальной программе всего пару-тройку романсов. Алексей с юмором вспоминает о том, что происходило на съёмках финального концерта: «Когда члены жюри слышали просто песню, комментировали: «Ну, это же не романс», а если это был именно романс: «А, это типичный романс».

Но тогда, 1 июня, конкурсантом было не до смеха. Поэты и композиторы с удивлением услышали, что им придётся выходить на сцену вместе с исполнителем, и сидеть там весь номер, а потом достойно принять то, что услышат от жюри.

«Это невероятная нагрузка: сидеть на сцене, слушать исполнение своего произведения, зная, что ты ничем не поможешь исполнителю, и ждать реакции. Нет, не зала, зал был очень доброжелательным, а жюри. Я для себя решил – постараюсь быть невозмутимым. Каменное лицо, и никаких эмоций. В сторону жюри – не смотреть, зрители в зале это могут заметить, да и вообще… И всё равно, было ощущение, что ты на экзамене, но не выучил билет», - делится впечатлениями Алексей Молдалиев.
IMG_20180601_152010 (1).jpg

Неизвестно, что из происходящего увидят зрители в «Романтике романса», но вряд ли покажут, как возмущена была Ирина Климова замечанием актрисы Лики Рулла, посчитавшей, что музыка не так глубока и драматична, как стихи, к которым она написана.

По отзывам музыкантов, Молдалиев – прекрасный мелодист. Он и сам пишет стихи, поэтому тонко чувствует драматургию текста, а музыка рождается у него в голове целыми фразами, он не вымучивает её - нота за нотой. С автором слов Галиной Орловой они вместе учились, она тоже музыкант. И, как рассказал Алексей, стихи у неё возникали словно сами собой. Они вместе участвовали в конкурсах: иногда пели дуэтом, иногда он ей аккомпанировал. К несчастью, Галины уже нет – тяжёлая болезнь. Но романс написан ещё при её жизни.

Его первая исполнительница не могла сдержать слёзы, настолько он проникновенный. По мнению автора музыки, это очень интимный романс, и лучше всего он звучит в сопровождении фортепьяно. В исполнении пограничного оркестра он утратил ауру доверительности. «На репетиции, когда я услышал аранжировку, не сдержался, попросил убрать ударные», - говорит композитор.

Владимирский музыкант не стал победителем престижного конкурса. Высшей оценки жюри удостоен петербуржец Анатолий Кальварский, чьи песни исполняли в своё время Магомаев, Захаров, Боярский, Караченцов, Миронов, Пьехи, Гурченко. Но Алексей был самым молодым финалистом.

IMG_20180531_140647.jpg

Кстати, в передаче «Романтика романса», посвящённой конкурсу романсов, будет объявлено имя финалиста, ставшего обладателем приза зрительских симпатий. Стоит поболеть за Алексея Молдалиева. Эфир — сегодня, 11 июня, в 17.25 на телеканале «Культура».

Владимирский музыкант говорит, что свою награду уже получил – это овации зала, слова одобрения зрителей, которые подходили после концерта и говорили, как им понравилась музыка, мнение Стаса Намина, что это именно романс, по всем канонам жанра. «А ещё мне было очень приятно встретить на конкурсе давних знакомых, прекрасных музыкантов, с кем встречался в Санкт-Петербурге на конкурсе, кто-то не раз вступал на Фатьяновских праздниках», - говорит Алексей.

2.jpg

Через неделю после концерта в КЦ «Москвич» Алексею позвонили из музыкальной редакции канала «Россия К», просили прислать диски с его песнями, над пятым – на стихи санкт-петербургского поэта Юрия Баланжарова он как раз сейчас работает. А ещё в планах у музыканта выпустить нотный сборник своих песен и музыкальных композиций.