В Палатах Владимиро-Суздальского музея-заповедника новый гендиректор Сергей Рыбаков встретился с частными гидами — и уже аккредитованными, и теми, кто не имеет аккредитации. На встрече обсудили проблемы частных гидов во взаимоотношениях с музейными сотрудниками, получении аккредитации, экзаменах, возможности гидам самим выбирать маршруты, на которых они хотели бы работать. Речь шла про оплату посещения музейных экспозиций и про расширение перечня музейных объектов во Владимире и Суздале, куда пускают частных гидов.
Гендиректор Владимиро-Суздальского музея-заповедника Сергей Рыбаков по итогам встречи отметил, что государственный музей не намерен отгораживаться от частных гидов, а, наоборот, планирует выстраивать отношения на более гибких условиях:
«О проблеме частных гидов я узнал в момент назначения. Суть проблемы в том, чтобы наладить какие-то правильные взаимовыгодные отношения. У каждого свои цели — музею нужно увеличивать число своих посетителей, добиваться большего количества посещений экспозиций, успешно организовывать экскурсии по городу. Частные гиды, естественно, хотят заработать денег, и это не возбраняется. При этом они тоже нацелены на привлечение посетителей. Существенным в этом вопросе является достижение взаимного интереса как организационного, так и финансового.
Для музея принципиально качество проведения экскурсий, качество обслуживания посетителей, здесь мы обязаны держать высокую планку. Мы этого добиваемся от наших собственных гидов и экскурсоводов, которые проводят экскурсии как по экспозициям, так и по городу. И для нас главный вопрос, что те частные гиды, с которыми мы будем работать, также должны держать планку.
Для этого уже организована система взаимодействия, включающая аккредитацию, сдачу соответствующих экзаменов, проверку квалификации, но она требует дальнейшего совершенствования в сторону дальнейшей гибкости, чтобы сделать ее более удобной как для нас, так и для частных гидов, которые ее проходят.
Мы хорошо понимаем, что нуждаемся в частных гидах также, как они нуждаются в музее, потому что Владимир, Суздаль и другие города — они наши общие, мы все заинтересованы в привлечении посетителей и все заинтересованы в том, чтобы посетители получали качественную услугу.
Считаю, что ни в коем случае нельзя допустить какого-то отношения свысока к частным гидам, потому что мы все работаем в одном направлении и делаем важную и нужную работу. Мы собрали все предложения, и подумаем, как сделать гибкую систему подготовки экскурсоводов, систему проверки квалификации, оплаты труда и денежного взаимодействия.
С сегодняшнего дня начинается наше тесное сотрудничество, направленное на рабочее взаимодействие. Принципиальная позиция музея — не отгораживаться забором, не выстраивать препоны, а найти точки соприкосновения».
Частные экскурсоводы, которые присутствовали на встрече, отметили, что впервые директор главного государственного музея Владимирской области вышел на контакт с частными гидами, чтобы поговорить о проблемах.
«Это нужный формат. Нет цели воевать, ставить подножки друг другу, должна быть командная работа, которая пойдет в плюс всему владимирскому региону в сфере туризма.
Очень много моментов человеческого характера, которые всплывали во взаимоотношениях музея и частного гида — недоверие к профессионализму, осуждение какое-то. Не хватает доверия, не хватает активной совместной работы, обучения совместного. Я согласна, что в музее-заповеднике работают, по сути, непревзойденные специалисты, которые многому могут научить, многое могут дать, но и мы, частные гиды, которые организуют порой сложнейшие тематические программы, имеем определенный опыт, которым можем поделиться с музеем», - прокомментировала ситуацию частный гид Татьяна Сурикова.
В пресс-службе музея-заповедника подчеркнули, что музей настроен сотрудничать со всеми категориями гидов — аккредитованными и неаккредитованными частными гидами, внештатными и штатными экскурсоводами. Это обусловлено и тем, что в высокий туристический сезон музею может не хватать «экскурсоводческого ресурса», и тогда могут подключиться частные гиды, поскольку туристам, по большому счету, неважно какую «принадлежность» имеет гид — главное, получить положительные эмоции и исчерпывающую информацию.
Однако не все известные во Владимирской области частные гиды попали на встречу с новым гендиректором музея-заповедника. На ней не присутствовали, к примеру, Алексей Рагимханов, известный как Валентиныч, который и настаивал на встрече с новым руководителем музея-заповедника после назначения Сергея Рыбакова, и основатель Ассоциации частных гидов и экскурсоводов Владимирской области Александр Варламов.
Во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике отсутствие Валентиныча официально комментировать не стали. Зато сам экскурсовод на своей странице ВКонтакте разразился гневным посланием к руководству музея:
«Итак, встреча нового генерального с гидами была, но меня не пригласили. Набрали кого попало и провели с ними вечерний «саммит». Написал ему вот такое письмо, но сомневаюсь, что он их вообще читает.
Уважаемый Сергей Евгеньевич! Могу ли я узнать причину, по которой я, наиболее топовый и востребованный местной публикой гид города, человек, который заслужил свою популярность трудом и талантом (и под этим подпишется множество граждан, давших мне имя «народный экскурсовод») не был приглашён на Вашу встречу с частными гидами? Это что — предвзятость? Или продолжение былой «линии» на унижение всего новаторского и живого в музейном и экскурсионном деле города? На встрече были, не побоюсь этого сказать, мои ученики, люди которые посещают мои мероприятия в качестве слушателей (да, я единственный de facto местный экскурсовод для местных экскурсоводов). Хотелось бы узнать, откуда эта предвзятость».
В телефонном разговоре с Зебра ТВ Валентиныч подчеркнул, что у него есть концепция, которую он готов предложить руководству Владимиро-Суздальского музея-заповедника, и даже указал, что при личной встрече пофамильно может назвать сотрудников музея, которые мешают взаимодействию с частными гидами и разрушают экскурсионную работу:
«Я хочу увидеться с Рыбаковым с глазу на глаз, решить проблему с частными гидами, например, введением экскурсионного сбора. У нас, например, кафедральный собор разваливается: я людям показываю бардак — валятся стены, валится позолота, внутри стоит полу-уголовного вида человек, а все это нужно посетить за билет. Я за то, чтобы в конце концов отстали от частных гидов, чтобы дали экскурсионный сбор. Второе, я хочу, чтобы сделали жесткий экзамен для гидов. Я считаю, что самой встречи с частными гидами, по сути, не было, потому что не было представителей, которые известны и понимают, о чем говорят. То, что меня не позвали, я считаю, что меня просто боятся.
Экскурсионная работа — это очень размытое явление, и у меня есть куча наработок по этой теме, есть концепция, а у музея ничего такого нет. Экскурсионная работа сейчас в музее развалена. Если выйти на улицу и спросить людей о чувствах, которые вызывает у них музей, 8 из 10 человек ответят - «скука». А я бы добавил эпитет «смертная скука», потому что никому не интересны старухи, которые говорят заученный текст и показывают муляжи. Если Рыбаков будет взаимодействовать с обществом, мы получим интересный музей».
Самые яркие события дня — в инстаграме Зебра ТВ.