В Палатах города Владимира в течение нескольких дней будут выставлены работы забытой в России, но известной в мире художницы Ольги Розановой. Выставка на малой Родине организована к столетию со дня смерти революционной авангардистки
Во Владимиро-Суздальском музее-заповеднике открылась выставка уроженки Владимирской земли, известной, но во много забытой, художницы Ольга Розановой.
Проект под названием «Ольга Розанова. Возвращение» посвящен столетию со дня смерти художницы, которая умерла 7 ноября 1918 года. Несмотря на то, что энтузиасты-исследователи уже некоторое время занимаются возвращением имени Розановой на малую Родину, открывшаяся в главном музее Владимирской области экспозиция — первая выставка Розановой, состоящая из подлинников ее работ.
«Во Владимире нет ни одной ее картины и ни одной ее работы. У нас никогда не было выставок Ольги Розановой с ее подлинными произведениями. И этот год - 2018-й - год столетия с того момента, как Ольга Розанова очень рано, в 32 года, заболев во время работ, которые проводила на улицах Москвы, готовя ее к первой годовщине Октябрьской революции... Она умерла в ноябре. Нам захотелось исправить эту историческую несправедливость и пригласить во Владимир Ольгу Розанову, то есть предоставить ей виртуальную возможность вернуться в небезразличный ей город Владимир через свои произведения. И за помощью мы обратились в музеи, в которых эти работы есть», - рассказывает куратор выставки и заместитель директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника Мария Родина.
Во Владимир привезли более двадцати графических работ и футуристических книг из московского музея Маяковского и, пожалуй, самую известную работу Ольги Розановой под названием «Зеленая полоса», которая только за последний год экспонировалась в 18 странах. Именно этот полотно из музея-заповедника «Ростовский Кремль» при наличии копий в разных коллекциях признано подлинником.
Марина Родина рассказала, что музей начал готовить выставку Розановой с весны 2018 года, но несколько раз открытие экспозиции по разным причинам оказывалось под угрозой срыва.
«Я думаю, что эта выставка памяти даст новый толчок для Владимирской земли продолжать это возвращение и в дальнейшем делать более длительные и более подготовленные выставки для того, чтобы Ольга Розанова присутствовала в музейном пространстве Владимира и Владимирской области», - сказал на открытии выставки уроженец Владимира, а ныне руководитель музей Маяковского Алексей Лобов.
Дмитрий Сарабьянов и Алексей Лобов
Мария Родина, куратор выставки:
«Они предложили нам список экспонатов и мы выбрали 22 — нам показалось просто хронологически, что они показывают ее творчество. Здесь и по хронологии можно пройти. Самое начало - это 1920-е годы, реалистические юношеские работы. Дальше — переход к кубизму, примитивизму, футуризму, супрематизму — то есть, всего понемножку. У них хранятся не живописные, а графические работы, поэтому здесь одна графика. У нас не было задачи познакомить зрителя с ее творчеством целиком — для этого нужны другие масштабы и больше времени. И не рассказать ее биографию — мы ее здесь даже специально не печатали. Но если человек приходит и смотрит на работы, он виртуально проходит ее жизненным путем. А заканчиваем одной из ее последних и знаковых работ. И среди историков искусства существует мнение, что, если бы не ранняя смерть, то неизвестно, кто был бы более известен: Малевич с «Черным квадратом», который родился позже, или Ольга Розанова с «Зеленой полосой» или с чем-то другим. Она стремилась к этой цветописи и светописи».
Дмитрий Сарабьянов, искусствовед, историк искусства:
«У Розановой после ее смерти было всего три выставки. Первая — посмертная в 1918-м году. Там были все ее произведения, она была грандиозная, о ней писали современники. И я представляю все эти яркие залы, которые были полны ее работ. Такой полной выставки после этого, конечно, не было. Потом ее работы были раскиданы по России, по городам, много вещей было уничтожено. Я видел списки из десятков номеров — рисунки, этюды — все шло под ликвидацию. Кое-что из этого пропало и иногда всплывает со временем. А потом, уже в наше время, ее первая персональная выставка была уже в Финляндии. Потом, правда, она переехала в Москву, но была совершенно незаметной, ее разместили где-то на улице Горького, в двух каких-то жалких залах, и там она не прозвучала. И поэтому про Розанову — как про человека выставки — мы сегодня до сих пор не знаем ничего. И сегодняшняя выставка, мне кажется, должна стать первым звеном карьеры этой великой художницы. Я не побоюсь этого слова сказать — это великая, гениальная женщина. Она столько нового предвидела в своем искусстве, что потом воплотилось через 30-40-50 лет. Она предчувствовала такие вещи, которые ее современники даже не ощущали. И эта цветопись, которую вы сегодня видите, это абсолютно новое слово».
Игорь Конышев, директор «Владимиро-Суздальского музея-заповедника»:
«Мы благодарны нашим партнерам и надеемся, что в следующий раз, но уже заранее, нам удастся привозить сюда какие-то интересные работы. Конечно, для Владимира это знаковая история - «Зеленая полоса» никогда во Владимире не была. И поскольку на федеральном уровне проще договариваться с партнерами, мы будем надеяться, что и в дальнейшем эти договоренности будут также продуктивными. В нашем собрании нет ни одного оригинала Розановой, но вы понимаете, что это не такие частые предложения. И боюсь, что восполнить эту лакуну музейной коллекции нам не удастся. Если вы помните выставку «1917 год», у нас там был рецепт морковного кофе Ольги Розановой — вот это один из элементов, в том числе этой исследовательской работы».
Анна Бражкина, секретарь «Фонда Ольги Розановой»:
«У нас были сомнения и немного странные ожидания, но когда ты видишь, что в итоге все получилось вменяемо, то это просто обалденно. Мне очень нравится. И вы понимаете, что эти вещи никогда нигде не публиковались и не показывались. «Зеленую полосу» за последний год показывали раз восемнадцать. Она — самая ездящая картина, потому что это символ революции. А этих блокнотов, вообще, даже никто не знает, сколько осталось: заявлено было девять, два из них из Америки пропали. Это уникальные материалы. В рамках открытия выставки мы планировали лекцию и интеракцию — повторение «Зеленой полосы» с помощью художников. Но этого, к сожалению, не состоялось».
Куратор выставки Мария Родина отметила, что несмотря на отсутствие в проекте просветительской или образовательной программы, часть мероприятий «Ночи искусств» (4 ноября) будут приурочены к выставке Розановой:
«У нас здесь предлагаются на «Ночь искусств» небольшие экскурсии — именно небольшие, чтобы не собирать большие толпы людей и не задерживать процесс, провоцируя столпотворения. У нас есть сотрудник, который подготовил занятие и для младших школьников, и для детей старшего возраста, наверное, и взрослые могут прийти. А к «Ночи искусств», поскольку есть «Зеленая полоса», будет предложен даже балет - посвящение «Ольге Розановой». И новый актовый зал будет презентоваться».
Новости о работе недавно созданного во Владимире Фонда «Розановский центр» рассказала его директор Полина Вахотина:
«Розановский центр» в настоящее время живет в режиме очень интенсивной внутренней работы. Главное направление — издательская деятельность. Так странно получилось, что к столетию Ольги Розановой мы выпустили первую книгу, в которой была переопубликована ее работа на обложке. Константин Уманский — он никогда не был переведен в России, но это очень знаковая фигура и очень знаковая книга для мирового искусствоведения, но так получилось, что не для русского по ряду причин. Она уже есть в живом виде, но мы сейчас уже сразу же готовим ее переиздание — дополненное и исправленное. Потому что переводил мы быстро — нам нужно было успеть к определенному сроку, а чистовой вариант будет чуть позже. Константин Уманкий «Новое искусство в России», она была издана в 2018 году в Берлине, написана на немецком языке. Уманский — в будущем дипломат, а тогда он был эмиссаром «Интернационала искусства», была такая затея, кроме обычного интернационала, в 1917-18 годах сделать интернационал искусств, и он был послом этого интернационала в Германии. И он выпустил книгу, которая очень многое дала для понимания Запада того, что происходит в России. И там сформулированы такие вещи, которые у нас не очень-то звучат, и мы решили вот таким кавалерийским наскоком поднаверстать».
Полина Вахотина отметила, что «Розановский центр» приступил к работе над каталогом художницы, но эта долгая и кропотливая работа растянется на несколько лет.