Танкер «Владимир» - «корабль героических дел»

60 лет назад в Ленинграде на воду сошел океанский танкер, названный в честь города Владимира, ставший одним из самых передовых кораблей Черноморского флота, награжденный в 1966 году высшей наградой СССР — Орденом Ленина
Новости Автор: 25 августа 2017, 16:43 16 4315

Копаясь в сети интернет, можно найти фотографию с изображением большого судна с трубой в акватории неизвестного порта. Из аннотации к снимку следует, что корабль этот — Ордена Ленина танкер «Владимир».

Наливной океанский теплоход, названный в честь столицы Владимирской области, созданный на ленинградских судоверфях, сошел на воду ровно 60 лет назад — в середине августа 1957 года.

IMG_0007.JPG

Владимирская газета «Призыв» в честь этого события писала: «...На днях в воды Финского залива вышел еще один океанский танкер, названный по имени древнего русского города Владимира. Рассекая могучим форштевнем воды Балтики свежеокрашенный в серый цвет, с белоснежными палубными надстройками и золотистым серпом и молотом на красной кайме трубы, танкер «Владимир» совершил переход из Ленинграда в Таллин перед уходом в первое дальнее плавание».

«Владимир» был действительно могуч. Длинна — 145,44 метра, ширина — 19,24 метра. У судна было два главных двигателя мощностью в 4 тысячи лошадиных сил, он мог развивать скорость в 12,2 узла. Водоизмещение танкера составляло 16250 тонн, дедвейт — то есть полная грузоподъемность — 11615. «Призыв» так описал это: «десять железнодорожных составов с нефтепродуктами принимает в свои грузовые помещения новый танкер». Корпус судна был приспособлен для плавания во льдах.

«Четыре насоса выкачивают до одной тысячи тонн груза за один час. Широко внедрена на судне автоматика и сигнализация. А радиолокационная станция танкера обеспечивает бесперебойное плавание при полном отсутствии видимости, предупреждает о столкновении со встречными судами и подводными препятствиями», - писал рупор Владимирского обкома КПСС.

Газета сообщала, что танкер, носящий имя города в скором времени посетит множество портов Европы, Азии, Африки и Америки, что на его борт придут иностранные матросы и рабочие, чтобы поразиться великолепному быту советских моряков:

«Есть чем похвалиться морякам с танкера «Владимир». Где в какой еще стране на грузовом судне имеется бассейн для плавания? А советские моряки во время рейсов будут пользоваться им. На танкере введено много новшеств — технических и бытовых. Увеличены размеры иллюминаторов для освещения помещений. В каютах экипажа — индивидуальные радиоприемники, холодильные шкафы. Каюты отлично отделаны и оборудованы, во всех помещениях имеются телефоны. В распоряжении экипажа — библиотека, музыкальные инструменты, спортивный инвентарь, настольные игры».

«Владимир» приписали к Черноморскому пароходству. Чтобы доставить танкер в Черное море, в Таллин из Одессы 18 августа 1957 года прибыл его новый экипаж.

«Большинство моряков — молодежь, комсомольцы. Они хотят установить связь с организациями Владимира, обмениваться письмами дружбы с молодежью, бывать в гостях друг у друга при возвращении судна из дальних рейсов», - сообщала владимирская газета.
morvokzal_odessa_60-e.jpg

В составе Черноморского пароходства танкер «Владимир» плавал 10 лет. В эти годы судно перевозило нефтепродукты, а затем (впервые в СССР) было переоборудовано для транспортировки жидкого аммиака. Его экипаж выполни ряд ответственных и сложных правительственных задач, корабль перевез сотни тысяч тонн грузов.

Слова: «Впервые на Черном море», «впервые на флоте» очень часто употребляются по отношению к «Владимиру». В числе первых экипаж танкера начал внедрять двухгодичную систему технической эксплуатации судовых систем и механизмом без заводского ремонта. В разных источниках указывается, что рационализаторские предложения моряков судна дали государству экономию, которая измерялась десятками тысяч рублей.

В 1962 году экипаж «Владимира» одним из первых на морском транспорте был удостоен звания экипажа коммунистического труда. В 1966 году танкер был награжден высшей наградой страны — Орденом Ленина.

Интересные воспоминания о своей службе на «Владимире», о походах на Кубу, о переоборудовании судна для транспортировки аммиака, об интернациональной помощи братским странам оставил бывший первый помощник капитана танкера Г. Менушкин:

«Вся моя сознательная жизнь связана с Черным морем. Еще в конце 30-х годов я пришел на флот. Когда началась Великая Отечественная война, подразделения морской пехоты, в которых мне довелось служить политруком, сражались с врагом у стен Севастополя и на Малой земле, освобождали от гитлеровцев Кавказ, Крым, Одессу, затем —Румынию и Болгарию.

После увольнения в запас в 1960 году партком морского транспорта города Одессы направил меня первым помощником капитана на наливной теплоход «Владимир». Трудилось на нем немало людей, которых без преувеличения можно назвать замечательными. Капитан В. И. Ваверов — сын питерского рабочего-корабела — был человеком высокой культуры. Безукоризненная внешняя подтянутость и аккуратность сочетались в нем с блестящей эрудицией, обширными знаниями и глубоким уважением к окружающим. Он был требовательным и одновременно чутким к нуждам подчиненных. Искусством судовождения владел до тонкостей. Все мы считали его идеалом наставника молодежи. Со старшим механиком А. А. Доценко судьба уже сводила меня ранее. В нашем 143-м батальоне морской пехоты он был воспитанником. Несмотря на свои юные годы — ему было только 14 лет,— этот паренек участвовал в десантных операциях под Анапой и в Крыму, а в 1945 году А. А. Доценко удостоился высокой чести пройти по Красной площади в строю воинов — участников Парада Победы.

Работать с такими людьми было для меня не только честью, но и большой ответственностью. Партийная организация на «Владимире» подобралась дружная. Коммунисты отдавали много сил воспитанию экипажа в духе преданности Родине и Коммунистической партии, высокой ответственности за порученное дело. Нам удалось организовать работу Таким образом, что ни одно явление в жизни экипажа не оставалось вне пиля зрения партийной и комсомольской организаций. Плоды этой работы сказались довольно скоро Примерами тому могут служить несколько эпизодов, о которых хотелось бы рассказать.

В 1960 году наш танкер выполнял важное правительственное задание по доставке горючего на Кубу Во время одного из рейсов, вскоре после того, как прошли Гибралтар, на судне раздался сильный грохот. Задрожали переборки в каютах и салона. Мы бросились в машинное отделение. Там стоял густой дым и сильно пахло гарью. Старший механик А. Доценко уверенно руководил действиями вахтенных, хотя по его ноге струилась кровь. Он коротко сообщил, что в одном из цилиндров двигателя произошел взрыв, разворотивший крышку а его задело осколком металла. (Позже выяснилось, что причиной аварии была трещина в стенке цилиндра. Она вызвала сильный гидравлический удар). Теперь нам предстояло пересечь Атлантику, пользуясь только одним главным двигателем. Однако авария не посеяла растерянности среди экипажа. Не теряя ни часа, моряки приступили к ее устранению. В ремонтных работах участвовали все. В порт назначения «Владимир» пришел вовремя, быстро произвел разгрузку, а когда судно приближалось к берегам Европы, в строю снова были оба главных двигателя.

Дома нас ожидало новое ответственное задание. По решению Министерства морского флота наше судно предстояло переоборудовать для перевозок жидкого аммиака. Эту сложную работу осуществили на Одесском судоремонтном заводе № 1 (ныне завод имени 50-летия Советской Украины). Палуба «Владимира» была оснащена специальными металлическими основами, к которым приварили 21 железнодорожную цистерну. Теперь помимо 7 тысяч тонн нефтегрузов судно могло перевозить одновременно около 600 тонн жидкого аммиака. Емкости для аммиака имели специальные защитные кожухи и системы охлаждения.

Моряки «Владимира» с честью выполняли эти ответственные и сложные рейсы. И если они были скоростными и безаварийными, то заслуга в этом в первую очередь принадлежала дружному, тесно сплоченному и превосходно во всех отношениях подготовленному коллективу, который возглавил опытный капитан Н. М. Соколов. Самых добрых слов заслуживал самоотверженный патриотический труд боцмана А. Васютинского, матросов А. Ефанова, В. Вовченко, М. Тарана, Л. Кумарянского, В. Иткина, А. Бородина, донкерманов В. Выжиловского, Н. Коваля, мотористов С. Ульянова,В. Лаппа и многих других моряков «Владимира».

Экипаж нашего судна старался вносить свой вклад и в укрепление интернациональных дружественных связей с народами зарубежных стран. Примеров тому много, хочу остановиться на некоторых, наиболее ярких. Наше судно часто приходило в кубинский порт Никеро. Прилегающие к нему районы острова богаты залежами никелевых руд. Американские промышленники, десятилетиями расхищавшие национальные богатства Кубы, в 1948 году построили в Никеро завод по переработке руды, но он действовал только один год. Затем американцы стали вывозить руду в США, а завод закрыли. После того как народ изгнал из страны Батисту и его приспешников, революционное правительство Кубы решило ввести завод в эксплуатацию. Это было весьма сложным делом. Своих инженеров и техников народная власть еще не подготовила, а оставшиеся на заводе старые специалисты были выходцами из богатых семей и занимались саботажем.

В мае 1962 года, когда «Владимир» в очередной раз ошвартовался у причалов Никеро, на судно пришли представители местного руководства и попросили нас принять участие в первом субботнике по очистке производственных помещений и территории завода. Мы провели открытое партийное собрание, на котором рассказали морякам о просьбе кубинских друзей. Стремление помочь кубинским рабочим было единодушным. Все свободные от вахты члены экипажа утром следующего дня пришли на завод. На заводском дворе в стороне от рабочих стоят инженеры и вызывающе ухмыляются. Мы делаем вид, что не замечаем всего этого, и просим показать участок работы. Один из инженеров небрежно предлагает нам очистить забитые рудной пылью решетки в цеху, а пыль выносить во двор. Мы разбираем инструменты—ломы, лопаты, тачки, наспех мастерим себе респираторы из марли и принимаемся за дело.

Нужно было видеть, с каким энтузиазмом работали наши ребята! И все со смехом да с веселыми морскими прибаутками. И тут произошло то, что должно было произойти. Дружная работа закипела на всей территории завода. Инженеры растерялись.

Часа через два на заводском дворе появилась передвижная телевизионная установка. Репортаж о субботнике в Никеро увидела вся Куба. Поздно вечером, усталые и радостные, вернулись мы на «Владимир». Перед глазами еще мелькали дружеские улыбки, руки еще ощущали крепкие рукопожатия наших кубинских товарищей Вскоре в каютах погас свет. Утомленные моряки засыпали, а я вышел на палубу. Неожиданно до меня долетели звуки песни, Я посмотрел вниз. На причале у борта «Владимира» стояло несколько празднично одетых кубинцев с гитарами. Они приветственно замахали руками. Я спустился по трапу, спросил, для кого они поют. Их ответ растрогал меня. Оказалось, что они — посланцы рабочих Никеро, Весь город восхищен трудовой доблестью советских моряков и бескорыстной братской помощью, оказанной кубинскому народу сегодня. И для того чтобы отблагодарить экипаж «Владимира», они будут петь для него песни всю ночь. И они действительно пели до рассвета, притом пели превосходно. Слушая их, я думал о нашей далекой Родине, о том, что она вырастила миллионы сыновей и дочерей, которые на своей земле, и во всех уголках планеты всегда готовы протянуть крепкую дружескую руку помощи людям труда во имя торжества мира, свободы и справедливости.

Не раз после этого мы приходили в гавань Никеро, доставляя кубинскому народу нефтепродукты и другие необходимые ему товары. Ни вой американских бомбардировщиков, проносившихся над «Владимиром», ни нацеленные на нас жерла орудий американских крейсеров и эсминцев не могли поколебать мужество моряков нашего судна, готовых с честью и до конца выполнять свой высокий патриотический и интернациональный долг. В 1962 году экипаж «Владимира» одним из первых на морском транспорте был удостоен звания экипажа коммунистического труда.

Опыт по отличной эксплуатации судна и внедрению передовых методов труда, накопленный моряками «Владимира», в 1964 году был обобщен и представлен на Всесоюзную выставку достижений народного хозяйства. Экипаж судна наградили дипломом ВДНХ, многих моряков — грамотами, А в 1966 году танкер «Владимир» получил высшую награду Родины — орден Ленина.

За два с лишним десятилетия (танкер вошел в состав Черноморского пароходства в 1957 году) на «Владимире» были подготовлены и прошли великолепную школу трудовой и нравственной закалки десятки высококвалифицированных специалистов морского флота, которые ныне успешно работают на многих судах различных пароходств страны. Не раз менялся за эти годы экипаж судна, но не менялись славные традиции, которым свято следует новое поколение советских моряков и за которые по праву называют «Владимир» кораблем героических дел».

В 1967 году танкер «Владимир» был передан Новороссийскому морскому пароходству. К сожалению, найти в открытом доступе сведения о дальнейшей судьбе судна не удалось.