Многие слышали про проект московских архитекторов по сносу старой застройки центральной части города Владимира. Центр столицы Владимирской области планировалось застроить 5-9 этажными типовыми домами из стекла и бетона. Но владимирские защитники культурного наследия повели непримиримую борьбу с этой идей и смогли отстоять историческое ядро древнего города Владимира. Однако мало кто знает: где и что конкретно предлагали разрушить и возвести московские проектировщики.
Детальная схема проекта сохранилась в московских архивах. Благодаря владимирскому архитектору Николаю Волкову, предоставившему копию этого документа Зебра ТВ, редакция может познакомить читателей с планами москвичей.
ГЕНПЛАН 1966 года
В 1960-е годы город Владимир получил два важных документа, в соответствии с которыми должно было идти его развитие в ближайшие 20 лет. Это генеральный план и проект детальной планировки центра столицы Владимирской области. Оба документа были выполнены Московским Государственным институтом проектирования городов (Гипрогор) и оба предполагали достаточно вольное обхождение с исторической частью Владимира.
Генплан, утвержденный в 1966 году, был вторым в советской истории города, не считая довоенных проектов планировки академика Владимира Семенова и архитектора-реставратора Александра Столетова. Первый генплан 1947 года, предусматривавший комплексное развитие города Владимира в расчете на 150 тысяч жителей, к концу 1950-х годов морально устарел из-за резкого роста населения города.
Разработкой нового генплана города Владимира специалисты Гипрогора вместе с владимирскими коллегами занимались с 1958 по 1965 годы, а в марте 1966 года постановлением Совмина РСФСР генплан был утвержден. Согласно документу вокруг сложившейся центральной части города за 20-25 лет должны были сформироваться 7 новых районов вокруг крупных предприятий:
-
Химзаводской район;
-
Район Тракторного завода с центром на площади Ленина;
-
«Черемушки» - район улицы Чайковского и проспекта Строителей;
-
Юго-западный район;
-
Район аэропорта Семязино;
-
Район за рекой Содышка;
-
Восточный район, где планировалось поселить 70 тысяч человек.
Новые и старые районы, по идее авторов генплана, должна была соединить густая сеть дорог, существующих и новых:
-
главная ось — III Интернационала-Фрунзе-проспект Ленина,
-
планируемая магистраль от площади Фрунзе до района аэропорта, проходящая по Лыбедскому оврагу, Срелецкой и Красноармейской улицам и Нижнему Сельцу;
-
планируемая южная объездная Центра вдоль железной дороги — от Юго-западного района до вокзала;
-
северная объездная города (современная Пекинка), которая была уже к тому времени, но в виде узкой бетонки;
-
планируемая дорога, соединяющая Химзаводской район и район за Содышкой (современная Почаевская, Рокадная дорога, Тракторная улица и часть Юрьев-Польского шоссе);
-
планируемая дорога, соединяющая юго-западный район и северный промышленный район (современные Диктора Левитана, Казарменная улица, Срелецкий переулок, Студенческая, Промышленный проезд).
Историческую часть Владимира, по Генплану 1966 года, ждали изменения и в планировке, и в застройке. Специфику старого русского города документ не учитывал. В центральном районе должна была измениться сложившаяся система жилых, торговых и общественных центров. Это могло привести к изменению облика старого Владимира до неузнаваемости.
ПРОЕКТ ДЕТАЛЬНОЙ ПЛАНИРОВКИ ЦЕНТРА ВЛАДИМИРА
Масштабы угрозы, которая нависла над историческим ядром города Владимира, становятся понятны из другого документа. В те же годы, тем же Гипрогором был разработан Проект детальной планировки (ПДП) центра города Владимира (первая очередь строительства). На проекте было досконально расписано - где и что планируется построить. Имеющийся в распоряжении Зебра ТВ чертеж для служебного пользования датируется 1965 годом. Авторы проекта: главный архитектор проекта Евгений Кутырев, архитекторы Юрий Беляев и Владимир Выборный; заказчик - главный архитектор города Владимира.
Проект детальной планировки 1965 года охватывает не всю часть старого Владимира: в районе так называемого Ветшаного города (от гостиницы «Владимир» до площади Фрунзе) проектировщики не нарисовали ничего. Зато к «центру» был отнесен и распланирован весь район Октябрьского проспекта, Залыбедье в районе улиц Сакко и Ванцетти, улицы Горького и Батурина.
Был ли утвержден этот Проект детальной планировки или нет, был ли он принят в переработанном виде — точно сказать затрудняются и ветераны владимирской архитектуры, и управление архитектуры администрации города Владимира. Зато многие понят, сколько шуму наделал этот проект.
ДЕВЯТИЭТАЖКИ - У ЗОЛОТЫХ ВОРОТ, ЛЕТНИЙ КИНОТЕАТР - НА ГЕОРГИЕВСКОЙ
В память знаменитого владимирского реставратора Игорь Столетов — активного противника Гипрогоровского проекта — больше всего врезались девятиэтажные дома около Золотых ворот. Об этом он часто вспоминал в своих интервью. Действительно, на плане вдоль всей западной части Никитской улицы - от Золотых ворот до Никитской церкви - нарисовано 6 девятиэтажных домов, стоящих стенкой. Улица 1-я Никольская должна была быть ликвидирована, на месте старых домов в плане обозначена большая современная школа.
1 - Золотые ворота, 2 - девятиэтажки, 3 - школа, 4 - киноконцертный зал, 5 - Дом молодежи, 6 - летний кинотеатр, 7 - пятиэтажки, 8 - Дом учителя и работников искусств
Часть старой застройки - северная сторона Большой Московской улицы от Золотых ворот до улицы Гагарина, включая кинотеатр «Художественный» и Торговые ряды - сохранялась. Пощадили московские проектировщики и здания Кукольного театра и Трикотажной фабрики на Гагарина, а также дом купца Никитина, в котором намечалось разместить кафе. Сносу подлежали старые дома между 2-й Никольской и Княгининской улицами, вместо них на плане нарисован детсад, блок обслуживания, четыре длинных пятиэтажки.
Купеческим особнякам на южной стороне Большой Московской улице москвичи уготовили более печальную участь: от старой застройки не оставалось почти ничего. Она не должна была мешать огромному универсальному Киноконцертному залу и Дому молодежи с танцзалом, которые должны были встать там, где сейчас располагается автомобильная парковка в районе Спасской улицы. Кроме нескольких домов, под снос шли практически все строения на Георгиевской и Спасской улицах. Спасская и Георгиевские церкви тоже были определены под снос. На перекрестке Владимирского спуска и Георгиевской улице по склону холма должен был разместиться большой Летний кинотеатр круглой формы.
В районе дома, где был магазин «Пионер», москвичи нарисовали Дом учителей и работников искусств, а на перекрестке Муромской и Октябрьской улиц - большое круглое кафе.
ЛИРИЧЕСКОЕ ОТСТУПЛЕНИЕ ПРО ЗЕЛЕНЬ
Никаких дворцов и небоскребов в Патриаршем саду и в частном секторе в районе Владимирского спуска и Муромской улицы в проекте нет. Но старые дома, также, как в районе улицы Урицкого и Николо-Галейской, предполагались к сносу.
Каким архитекторы и власти города Владимира видели будущее южной части города, понятно из статьи искусствоведа Владимира Гусева:
ДОМ СОВЕТОВ - НА ТЕАТРАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ, НЕБОСКРЕБЫ - НА СТУДЕНКЕ
Большая часть Театральной площади, в начале 1960-х еще была застроена купеческими домами. Все они вместе с Троицкой старообрядческой церковью (Красная церковь) и Польским костелом были намечены под снос.
Образовавшуюся площадь отдавали большому драматическому театру и еще более внушительному Дому Советов. Драмтеатр был построен в 1967-1971 годах. По мнению специалистов, несмотря на удачное архитектурное решение, его высокая безликая сценическая коробка стала неудачным силуэтным ориентиром.
Дом Советов, который должен был быть выше драмтеатра, тоже мог появиться: в 1973-74 годах его проект был разработан ЦНИИЭП зрелищных зданий и спортивных сооружений. Но владимирская общественность начала сопротивлялась этой идее, спасая костел, ландшафт и силуэты города. К концу 70-х годов вызрела идея вынести политический центр из исторического ядра города Владимира туда, где в 1980-х появился владимирский Белый дом.
Рядом с Домом Советов, согласно проекту 1965 года, складывался целый административный район. Между Октябрьским проспектом и Никитской улицей уже располагались Обкомы КПСС и ВЛКСМ. В здании школы №1, по предложениям московских архитекторов, планировалось разместить Горком КПСС, рядом построить Дом профсоюзов и чуть ниже - Дом финансовых организаций.
Две девятиэтажки планировалось поставить на пересечении Октябрьского проспекта и Дворянской улицы, там, где позднее возведут здание для педагогического института. Вместо бывшего «Клуба на Дворянской» - нарисована пятиэтажка, пять домов повышенной высотности - запроектированы на Студеной горе и в районе Садовой площади (на месте недостроенного аквапарка, непостроенного отеля «Хилтон», возле филармонии и на Быковском проезде.
Место для филармонии на плане обозначено, но подпись гласит: «Дом культуры». Около стадиона «Торпедо», в районе Ново-Гончарной улицы, черный прямоугольник намечает место для закрытого плавательного бассейна.
МУЗЕЙ - ВМЕСТО ЧЕКИСТОВ, ДЕВЯТИЭТАЖКИ -ВМЕСТО УЛИЦЫ ВОЛОДАРСКОГО
К территории владимирского Кремля Гипрогор подошел также без особого пиетета: старинные соборы, Палаты, Рождественский монастырь, планетарий, дом губернатора и Дом офицеров москвичи пощадили. Судя по документу, уже в 1965 году планировалось, что чиновники и чекисты из Палат и монастыря съедут, а на освободившихся площадях будут располагаться музей, выставочные залы, реставрационные мастерские, центр по изучению древнерусского искусства.
Но северную часть Кремля ждала немилосердная реконструкция. На Музейной улице нарисована огромная гостиница, на улицах Кремлевской, Подбельского, Воровского и Столетовых запланированы пятиэтажки и типовые детсады. Улицу Володарского предполагалось ликвидировать, на ее месте должны были встать четыре девятиэтажных дома.
До Кремлевской улицы планировалось продлить Манежный тупик. Ради этого должны были быть снесены все старые дома в районе Троицкой церкви.
ЦИРК - НА ОКТЯБРЬСКОМ, ЛЫБЕДСКАЯ МАГИСТРАЛЬ - ВМЕСТО УЛИЦЫ СТРЕЛЕЦКОЙ
На ПДП хорошо видно, каким гипрогоровцы видели будущее Октябрьского проспекта и его окрестностей. По улице Дзержинского, в районе Семашко и Больших Ременников, нарисованы пятиэтажки и девятиэтажки. На месте современного Дома молодежи (Итальянский дом) стоит Дом хозяйственных организаций.
На перекрестке Октябрьского проспекта и улицы Мира, там, где Юрий Хиггер много лет спустя хотел построить многофункциональный торгово-выставочный комплекс Парка Эпох, москвичи в середине 60-х годов думали возвести цирк.
На другой стороне Октябрьского проспекта, где заложен военно-патриотический парк, на ПДП 1965 года нарисованы: широкоэкранный кинотеатр с примыкающим к нему большим рестораном, Дом связи и Дворец бракосочетаний. На месте так называемого «Пентагона», в котором располагается, в частности владимирский СледКом, на плане стоит внушительных размеров торговый центр. Возле ЗАГСА и торгового центра можно увидеть еще и квадратный Дом моделей.
Обращает на себя внимание, что авторы ПДП, уже в 60-е годы запроектировали Лыбедскую магистраль, причем она не соединялась, как сейчас, с Октябрьским проспектом, а шла дальше - по улицам Стрелецкой и Красноармейской. Конечно, весь частный сектор Стрелецкой улицы подлежал сносу, вместо него вдоль трассы должен были встать комплекс девятиэтажек. Дом пионеров москвичи нарисовали там, где он и был построен в 1980-е годы.
Если бы проект был реализован полностью - на месте владимирского Белого дома стояли бы жилые дома высотой 9 и 5 этажей, а на месте Серого дома (управление ФСБ по Владимирской области) — 4 жилых девятиэтажки.
ТИПОВАЯ ЗАСТРОЙКА НА МЕСТЕ КРАСНОГО КРЕСТА И ДВУХУРОВНЕВАЯ РАЗВЯЗКА НА ЛЫБЕДСКОЙ МАГИСТРАЛИ
Южная сторона улицы Мира от Октябрьского проспекта до улицы Горького должна была быть застроена пятиэтажками, а северная сторона - девятиэтажками. Цепь домов в 9 этажей видна на плане и на Гороховой улице. Девятиэтажный дом нарисован на месте исторического здания больницы «Красный Крест». Вся западная сторона улицы Горького от Ерофеевского спуска до улицы Мира — там, где стоит Дом-утюг и хирургический корпус «Красного Креста», согласно ПДП, должна была быть застроена комплексом пятиэтажных типовых домов.
Гипрогор, похоже, предвидел будущую проблему транспортного узла на перекрестке улиц Горького, Гагарина, Луначарского, Ерофеевского спуска и Лыбедской магистрали и предлагал снять ее путем строительства двухуровневой развязки.
РАЗРУШЕННЫЕ ПЛАНЫ
Причин, по которым в конце 60-х и начале 70-х годов предложенный Гипрогором проект, в основной своей массе не был претворен в жизнь, сейчас называют несколько. Архитекторы говорят, что поскольку в соответствии с генпланом 1966 года решено было развивать новые районы Владимира, основные силы и средства были брошены туда и до грандиозных планов по сносу центра города Владимира просто не дошли руки.
Кроме этого, предложение Гипрогора натолкнулось во Владимире сначала на осторожное, но постепенно крепнувшее сопротивление. Местное культурное сообщество и ученые сразу поняли, что над исторической частью города нависла угроза потери уникального облика.
Патриарх владимирской реставрации Игорь Столетов в своих интервью часто рассказывал, что убедить власти отказаться от чудовищной затеи удалось не с помощью спора, а благодаря огромной работе и настойчивой позиции.
В результате на стыке 1970-80 годов появилось два других основополагающих документа: «Проект охранных зон памятников истории и культуры, зон регулирования застройки, охраны ландшафта и зон культурного слоя города Владимира» и «Комплексный проект реконструкции исторического ядра Владимира». Эти документы предусматривали сохранение основной структуры древнего города Владимира и облика его застройки.