Согласно отчету Мирового экономического форума и Фонда Эллен Макартур, в мировой океан ежегодно попадает минимум 8 миллионов тонн пластика, писал журнал National Geographic пять лет назад. Если тенденция сохранится, то к 2025 году на 3 тонны рыбы будет приходиться 1 тонна мусора, а к 2050 году отходы вытеснят рыбу из природных мест обитания.
Ежегодные прогнозы ученых грядущей экологической катастрофы породили движение постконсьюмеризма, сторонники которого ратуют за осознанное потребление, переработку отходов и их повторное использование. Каждый делает это по-разному: одни выходят на субботники, другие разделяют мусор, а третьи — превращают его в арт-объекты.
Расточительное использование ресурсов — тема новой выставки RePlastic, открывшейся в пятницу, 30 апреля, во владимирском центре современной культуры «Флигель». С помощью своих экспонатов (всего их около десятка), созданных буквально из подручных материалов, художники «примеряют на себя роль активистов и защитников окружающей среды», анонсировали организаторы.
Те, кто ищет потаенные смыслы в современном искусстве, скорее всего, будут разочарованы. Большая часть из представленного на RePlastic — это то, что мы видим на самом деле, рассказывает куратор экспозиции Аристарх Чернышев, медиа-арт художник, преподаватель московской школы фотографии и мультимедиа имени Родченко.
Иными словами, штаны и шляпа, сшитые из строительных баннеров, — это просто штаны и шляпа, а замысловатое устройство из частей противотанковых ракет, собранных на ковровском заводе имени Дегтярева, — это просто замысловатое устройство с движущимися динамиком и микрофоном, которые при совпадении фаз издают свист, имитирующий звук ракеты в полете.
Центральный экспонат, который выпадает из общей канвы своей образностью — Red Mind Михаила Косолапова, собранный из старых компьютерных мышей. Скрепленные между собой, они образуют силуэт, отдаленно напоминающий роденовского «Мыслителя», только вместо дум на сосредоточенном лице и напряженных мускулов — бесформенная масса, устремленная в экран нетбука.
Почти за каждым экспонатом, которые недавно экспонировались в московской галерее «Электромузей в Ростокино», стоит какая-то история. Например, «Токсичные активы» куратора выставки Аристарха Чернышева, созданные с помощью технологии 3D-печати — это скан с сумок женщины, торгующей найденными на помойках вещами в районе станции метро «Измайлово».
RePlastic хорошо ложится на происходящее во Владимирской области, где после старта «мусорной» реформы в 2019 году проблема переработки и утилизации отходов так или иначе затронула каждого жителя. Несмотря на оптимистичные целевые показатели, которые обещают в следующие пять лет почти двукратное сокращение захороненных отходов, система пока далека от совершенства.
Дух борьбы с загрязнением окружающей среды бродит по Владимирской области последние два года и время от времени напоминает о себе. Не случайно выставку поддержал «Спецтранс». Компания, запустившая раздельный сбор отходов в некоторых районах Владимира, в 2019 году фактически покинула рынок, став напоследок центральной идеей локальных уличных протестов.
Вместе с выставкой, которая будет работать до 23 мая, во «Флигеле» проведут серию тематических мастер-классов, лекций, гаражных распродаж. Например, владимирский скульптор Петр Мавшов вместе со студентами создаст фигуру балерины из переработанных картонных решеток из-под яиц, а «Спецтранс» организует экскурсии по своей производственной площадке.
Впрочем, RePlastic — это «глас вопиющего в пустыне», попытка придать некую эстетичность тому, с чем мы сталкиваемся каждый день и почти не можем победить. Организаторы и сами авторы вряд ли питают иллюзии, что после увиденного на выставке все вдруг начнут осмысленно подходить к потреблению, однако полагают, что замалчивать проблему как минимум нелогично.
Самые яркие события дня — в инстаграме Зебра ТВ.