«Я не хотела делать политический спектакль»

Главный режиссер владимирского областного театра кукол Марина Протасова перед «Генеральской премьерой» рассказала, почему тексты Салтыкова-Щедрина актуальны не только для семиклассников, но и для российских политиков
Новости Автор: 20 февраля 2015, 12:23 3 5168

21 февраля во владимирском областном театре кукол состоится «Генеральская премьера» по повести Салтыкова-Щедрина «Как один мужик двух генералов прокормил».

Для режиссера спектакля Марины Протасовой премьера двойная - это ее первый большой спектакль, поставленный на сцене владимирского театра кукол. Напомним, Протасова чуть больше года назад сменила прославленного Владимира Миодушевского, долгие годы возглавлявшего главный детский театр Владимирской области.

В интервью Зебра ТВ, данном сразу по приезду в тогда еще чужой для нее город, Протасова заявила, что хочет популяризировать театр кукол не только среди маленьких детей, но и в молодежной среде, превратив его в своеобразный ТЮЗ (Театр юного зрителя). И вот, после полутора лет работы, первый спектакль, ориентированный на подростков, - готов.

Режиссер объясняет, почему остановила свой выбор на Салтыкове-Щедрине. Во-первых, его жизнь крепко переплетена с Владимирщиной. Во-вторых, писатель-чиновник, высмеивающий пороки российского общества и в то же время нежно любящий Россию, по мнению Протасовой, весьма актуален.

«Я не хотела делать политический спектакль. Но Салтыков-Щедрин как никогда актуален. Выдержками из него пользуются сейчас многие наши политики. Он патриот своей страны. Он очень любил Россию, зная все ее плюсы и минусы», - говорит Марина Протасова.

Марина Протасова, режиссер владимирского областного театра кукол

  • Когда я приглашаю своих знакомых на премьеру, они говорят: а мы не любим Салтыкова-Щедрина. Я так думаю, что мы его вообще-то плохо знаем. Потому что те сказки, которые читают в школе дети по программе – они в них не разбираются. И они как раз и отпугивают детей. Иуже не хотят читать взрослых произведений Салтыкова-Щедрина
  • Мы взяли Салтыкова-Щедрина потому, что, во-первых, я его очень люблю, а во-вторых, он входит в программу по литературе 7-го класса. И так как мы собирались привлечь к себе «взрослую публику», то я с радостью и взяла Салтыкова-Щедрина
  • А уж когда стала подробно разбираться в его биографии, я открыла, что оказывается Салтыков-Щедрин бывал во Владимире, ходил по Большой Московской и даже был на Новогоднем балу в Дворянском Собрании. И даже взялсебе в жены дочь вице-губернатора Владимира
  • Он ходил по тем же улицам, что вы сейчас ходите. И не так давно. Это было во времена моего прадеда
  • И, знаете, он настолько современный сейчас. Несколько дней назад мне вдруг сказали: посмотри-ка, выдержками из Салтыкова-Щедрина пользуются сейчас многие наши политики
  • Мне моя подруга из Москвы отправила его высказывания. Когда он был жив, он говорил: разбудите меня через 100 лет, и я вам скажу, что происходит в России - пьют и воруют
  • Он даже говорил про кредиты: у него два героя в одном из произведений об этом говорят
  • И потом, поскольку он был чиновником, он всю Россию знал от низа до верха. Он все сам прошел: был и в низах, и в верхах. И был чиновником, который никогда не позволял себе брать взятку. И он среди своих, конечно, слыл белой вороной
  • Тем не менее, вышестоящие чиновники его уважали. И продвигали по службе, потому что знали, что он надежный и ему можно верить
  • Я не хотела совершенно делать спектакль политическим. Наверное, подумают, что это специально сделано. Но он очень современен сегодня. И те проблемы, которые были в России, они до сих пор и есть. И, я думаю, что так будет всегда

После публичного показа, устроенного накануне премьеры, Марина Протасова беседовала с приглашенными подростками - спектакль с пометкой «12+» ориентирован на современных семиклассников.

Протасова приглашала на предпремьерный показ и заместителей директоров всех владимирских школ – ей хотелось «показать товар лицом», чтобы театральным менеджерам потом не приходилось объяснять руководству учебных заведений, зачем отправлять в «детский театр» уже взрослых детей. Правда, к началу разговора «за жизнь» ни одного завуча в зале не обнаружилось.

Марина Протасова, режиссер владимирского областного театра кукол

  • Почему мужик на острове оказался? А кто-нибудь может сказать?
  • Мы когда готовились к постановке – раскопали такую интересную вещь. Оказывается, это отмена крепостного права
  • В это время – когда земельный крестьянский указ разрабатывался – он работал в Санкт-Петербурге в Министерстве внутренних дел. И тоже работал над этим манифестом
  • А здесь показаны результаты отмены крепостного права
  • Ведь что получается? Вроде как мужику дали полную свободу. И барин сказал: гуляй мужик. Но государство не могло его бросить на произвол судьбы, и решило наделить его землей. Клочок земли – это и есть остров.
  • Но мужик оказался привязанным к этому острову потому, что он обязан был отдавать долг либо деньгами, либо повинностью много лет. Поэтому он и не мог никуда уйти. Если он убегал – его сразу в кандалы, в Сибирь, на каторгу – все! То есть он оказался не свободен, а еще более бесправен, чем был при барине
  • А многие строили даже школы для детей. Все знают усадьбу Храповицкого? Так вот, оказывается, Храповицкие не просто так пользовались крестьянским трудом. Была построена музыкальная школа для мальчиков – для крестьянских детей
  • Эта школа была очень знаменитой в свое время. У них был знаменитый оркестр – в этой школе воспитанный
  • И с этим оркестром он выезжал в Санкт-Петербург, в Москву
  • Каждой крестьянской семье он построил домики – у каждого был вой особнячок, свой клочок земли. И подати он за них платил, и за здоровье их отвечал
  • А когда крестьянина вот так «освободили», получился остров, на котором живет мужик
  • Вот что, оказывается, писал Салтыков-Щедрин. Видите, как он был точен и все подметил?
  • Люди, которые жили с ним в одно время, понимали, о чем он пишет. Оказывается, все неспроста
  • Путь вообще к зрителю один - это профессиональное отношение к работе всех, кто занимается спектаклем. И единственное, что нужно сделать - глубже открыть автора
  • Мы не можем сочинять на тему автора – это будет уже не Салтыков-Щедрин. Единственное, что мы можем сделать – это открыть автора зрителю. Вот это мы и постарались сделать

Протасова удивляет юных зрителей, а, скорее, более продвинутую театральную общественность, эффектом, возникающим на сцене в результате работы с актерами по малоизвестному методу Бертольда Брехта. Режиссер объясняет сложности сценической теории и демонстрирует успехи ее применения.

Марина Протасова, режиссер владимирского областного театра кукол

  • Мы пробовали работать не по обычной системе, которая принята у нас в России – не по системе Станиславского. Мы поняли, что для кукольника это очень сложно. И потом разница во времени – мы хотели показать, что это не сегодня. Мы не в современных костюмах, мы не в современных декорациях
  • Мы взяли прием Бертольда Брехта. Он был уже известен, но не использовался, не нашел себя: работа актера в теории отчуждения. Он, как бы отстраняясь, передает образ того, кого он пытается показать. И одновременно с этим он проявляет свое отношение к изображаемому персонажу
  • Такая сложная теория. Но оказалось, что для актеров-кукольников и для представления кукольника, она очень близка
  • Когда мы подумали, что это крестьяне позапрошлого века – они не такие, как мы. И если мы будем их играть вживаясь – это будет смешно
  • Мы посмотрели старые фильмы 30-ых годов – еще немые, в которых люди играли яростно, показывали жестом, взглядом. То есть, утрировано все было
  • Мы попытались это сделать и перейдя на генералов. Поэтому женщины играют генералов, чтобы сыграть мужчин, показать – они их такими себе представляют. Вот к таким дуракам: жалко же их – сожрут друг друга, что потом будет? Совесть-то нам не позволит потом спать спокойно

В спектакле задействованы два состава актеров: один состоит из заслуженных, а второй - из молодых актеров.

«Оба состава актеров справились великолепно, но получилось два разных спектакля. Я не могу проехаться по ним танком и сказать: только так и не иначе. Я должна идти от актера. Это же их физика. Это же их жизнь на сцене присутствует», - признается Марина Протасова.

21-го февраля во время вечерней премьеры на сцену выйдет молодой актерский состав. А в открытом для СМИ «генеральном прогоне» участвовал «заслуженный».