29 января руководство РЖД, которое активно лоббирует строительство высокоскоростной железнодорожной магистрали «Москва-Екатеринбург», впервые публично презентовало проект.
Дискуссии о строительстве ВСМ ведутся довольно давно. В середине января в правительстве решили: в связи со стагнацией экономики проект стоимостью более триллиона рублей откладывается в долгий ящик до лучших времен. Правда, президент РЖД Владимир Якунин заявил, что сдаваться не намерен и будет лоббировать появление на свет своего любимого «детища».
И вот вчера в ходе заседания круглого стола в издательском доме «Гудок» вице-президент
ОАО «РЖД» и по-совместительству генеральный директор ОАО «Скоростные магистрали» Александр Мишарин представил экспертам модельный проект ВСМ, который вновь будет согласовываться с руководством страны.
В общих чертах проект выглядит так: ВСМ поделена на 4 части. На первую из них - пилотный участок «Москва-Владиимр» протяженностью 187 километров и стоимостью 191,9 млрд рублей - по словам Мишарина, уже имеется положительное заключение Главгосэкспертизы. Ожидается, что заключение на три остальных участка железнодорожной магистрали будет получено уже в феврале.
По задумке проектировщиков, именно «владимирский участок» магистрали должен быть построен на собственные средства РЖД и «Фонда национального благосостояния», который не так давно предпочел перераспределить средства на другие нужды. Три же остальных участка ВСМ, опять по пока не утвержденным планам, будут возведены с привлечением концессионеров.
«Дробить проект на участки понадобилось для того, чтобы вселить в инвесторов, которых на первой стадии беспокоить не планируется, бОльшую уверенность для участия в последующих этапах», - поясняет издание «Эксперт online».
При этом, создатели проекта требуют для потенциальных концессионеров множества поблажек: субсидий, гарантий и дополнительных налоговых льгот. Поспособствовать материально просят и региональные власти: им рекомендуется продумать механизмы снижения ставок региональной части налога на прибыль и налога на имущество. От региональной власти потребуется и административная помощь: сокращение сроков регистрации предприятий и содействие снижению сроков подключения к энергосетям.
Первый заместитель председателя комитета Государственной думы по вопросам собственности Валерий Селезнев пошел еще дальше. «Пора уже принять и специальный закон по налогообложению для проекта ВСМ «Москва–Казань», аналогичный тому, который был принят для возведения олимпийских объектов в Сочи», - передает издание «Эксперт online» слова чиновника.
Еще один важный момент в опубликованном проекте касается земельного вопроса - стоимость строительства ВСМ значительно превысила прогнозную из-за высокой цены земли (в основном, в Подмосковье).
В связи с этим, в Госдуму внесен законопроект, также инициированный РЖД, об упрощенном изъятии земель для нужд ВСМ. Лоббисты убеждены: реализация проекта тормозится не из-за нехватки финансирования, а из-за происков спекулянтов. По действующему законодательству процедура изъятия земель занимает три года.
Не так давно вопрос о выделении земли под железнодорожную магистраль рассматривался на закрытом совещании в администрации Владимирской области. В Белом доме заявили, что все сделки с землей, которая предположительно может быть отдана под магистраль, приостановлены. Что это значит, до конца непонятно.
«Предполагается, что, когда станут известны точные координаты трассы, продавать земли на этой территории можно будет только по средневзвешенной цене за последние десять лет», - сообщает издание «Бизнес online». В ОАО «Высокоскоростные магистрали» надеются, что закон будет принят уже этой весной.
С подробными планами прохождения магистрали по территории Владимирской области можно ознакомиться здесь. На сайте ОАО «Скоростные магистрали» также выложена подробная документация о строительстве ВСМ на территории 33 региона: здесь и здесь.
Еще один интересный нюанс. РЖД заказала ВЦИОМ опрос общественного мнения, в котором попросила оценить необходимость будущего строительства. Руководитель направления бизнес-исследований Элла Борисова заявила:
«85% опрошенных жителей прилегающих к будущей высокоскоростной магистрали «Москва–Казань» городов поддерживают проект и готовы использовать скоростные экспрессы в качестве основного вида транспорта».
Правда, пояснила эксперт, при этом 47% тех же самых жителей в принципе не выезжали в другие города за последние два года.