В субботу, 3 февраля, в 11 часов на Соборной площади Владимира, как и в большинстве других региональных столиц, прошел патриотический митинг-концерт в честь 75-летней годовщины победы в Сталинградской битве Великой Отечественной войны.
По официальным данным администрации Владимирской области, на мероприятии присутствовали свыше 5 тысяч человек. По оценкам журналистов, регулярно освещающих массовые акции на главной площади города Владимира, на Соборке в пиковый период митинга было не более 3 тысяч человек.
В глаза бросалась четкое разделение народных масс. От проезжей части толпу отделяли ровные коробки людей в форме и погонах - полиции, военных, МЧС. У некоторых даже возникло сравнение с заградительными отрядами. По официальных данным, служивого народа на митинг вывели более 1 тысячи человек.
В первых рядах возле сцены стояли в основном дети школьного возраста, облаченные в милитаризированную униформу - кадеты, юнармейцы, казачата и другие военно-патриотические отряды.
Среди детей расположились немногочисленные пенсионеры и губернатор Владимирской области Светлана Орлова со своей свитой.
А между военными и стариками с детьми должно было стоять гражданское население. По оценке организаторов - почти 4 тысячи человек. Но, как ни старались фотографы, поймать в кадр плотные ряды горожан, было невозможно - на картинке предательски чернел вычищенный асфальт Соборной площади, не заполненный людьми.
На подходах к площади перед началом митинга то тут, то там попадались группки бюджетников, кучкующихся по отраслевому признаку. Но, видимо, жесткой команды на массовку не поступало, а сами бюджетники в выходной день предпочли показному патриотизму личные заботы.
Первую шеренгу, традиционно, обрамляли баннеры, которые уже не раз растягивали 4 ноября на День народного единства и 9 мая на День Победы: Юнармия, Боевое братство, Владимирский фронт, Бессмертный полк.
Пикантной особенностью акции в честь 75-летия победы в Сталинградской битве стал баннер «Мы верим Путину». И хоть действующий президент еще официально не зарегистрировался кандидатом на свое переизбрание, но при строгом и формальном подходе Центризбирком мог бы посчитать это незаконной агитацией.
Впрочем, и скрытой агитации за сохранение действующего режима на патриотическом митинге было достаточно. Ушедшая было из публичных акций памяти воинственная риторика вновь востребована. И юбилей победы в Сталинградской битве - лишь подходящий повод напомнить, что страна, как и 75 лет назад, опять в кольце врагов и недругов, опять нас хотят захватить и уничтожить, опять нам надо сплотить ряды и затянуть пояса, чтобы выдержать этот натиск.
Ритуальная составляющая патриотической акции в этот раз была на высоте. Тут и кадры военной хроники на большом экране, и показательные выступления детей с оружием.
Режиссерской находкой можно считать манипуляции с мемориальной гирляндой. Караул курсантов ВЮИ пронес цветы через расступившуюся толпу к колонне военных ретромобилей и поехал возлагать их к Вечному огню на площади Победы.
Часовая акция закончилась разворачиванием на Соборной площади масштабной копии Знамени Победы. В этой церемонии приняла личное участие и губернатор Владимирской области Светлана Орлова.
Патриотическое мероприятие могло бы встать в один ряд с другими подобными акциями, которые в последнее время регулярно организует власть. Но пресс-секретарь губернатора решила устроить скандал на ровном месте. Журналисты устремились к Светлане Орловой, которая шла по Соборной площади в Дом дружбы. Но Рита Шляхова подпустила к Орловой только съемочную группу государственного телевидения, заявив, что это «эксклюзив».
Разумеется, ничего «эксклюзивного» по поводу 75-летия Сталинградской битвы губернатор Владимирской области сказать не могла. Орлова произнесла традиционные в таких случаях фразы про героизм наших предков и любовь к Родине. Но ее пресс-секретарь бегала вокруг, размахивала руками, кричала «Эксклюзив!» и не давала подойти журналистам.
Такая информационная сегрегация шла явно вразрез со словами ветеранов и других выступавших на митинге, призывавших к сплочению и объединению в тяжелые времена.