Генерал Иван Михайлин

Первым советским генералом, погибшим на Великой Отечественной войне, стал Иван Прокофьевич Михайлин - ликвидатор трех восстаний во Владимирской губернии в 1918 и 1919 годах, а с 1920 по 1924 годы - владимирский губвоенком
Новости Автор: 12 декабря 2018, 08:41 10 8286

В Гродненской области Белоруссии, недалеко от границы с Польшей, в поселке Большая Брестовица похоронен генерал-майор Иван Прокофьевич Михайлин. Он погиб на второй день нападения фашистов на СССР — 23 июня 1941 года, сраженный осколком немецкой авиабомбы. Считается, что Михайлин был первым советским генералом, погибшим в Великой Отечественной войне.

Жизнь Ивана Михайлина в течение первых лет советской власти была тесно связна с Владимирской областью, он был одним из первых военных комиссаров Владимирской губернии. В книгах, посвященных Владимирской области в годы военного коммунизма и НЭПа, есть упоминания о Михайлине. В юбилейном альбоме «Из истории Владимирской областной партийной организации 1890-1940 годов» можно найти его портрет с подписью «И. П. Михайлин, доброволец Гражданской войны, владимирский губвоенком в 1920 году».

oSXptpegMHU.jpg

Родился будущий генерал в Тульской губернии в 1892 году, был конторщиком, участвовал в Первой мировой войне.

«Принимал участие в боях с немцами возле города Двинска, озера Дрисвяты (Беларусь), местечка Анисимовичи. Проявлял чудеса храбрости, поэтому быстро повышался в званиях: рядовой, ефрейтор, унтер-офицер, старший унтер-офицер, командир взвода. За храбрость награждён 2-мя Георгиевскими крестами. В марте 1917 года, после Февральской революции, вступил в военную организацию большевиков, возглавил солдатский полковой комитет», - пишут исследователи биографии Михайлина.

В начале 1918 года бывший унтер-офицер добровольно вступил в Рабоче-Крестьянскую Красную Армию. Сначала три месяца служил командиром роты, а с сентября 1918 года по май 1919 года – помощник командира полка с исполнением обязанностей начальника команды пеших разведчиков.

В эти годы Иван Михайлин трижды побывал на Владимирской земле в связи с чрезвычайными событиями. В июле 1918 года его рота была брошена на ликвидацию «кулацко-эсеровского мятежа» в селе Бутылицы Меленковского уезда, где местные крестьяне зверски вырезали отряд красноармейцев, приехавших реквизировать хлеб для уездного города.

В декабре того же года Михайлин принял участие в ликвидации другого эсеровско-кулацкого восстания в Ковровском уезде. В январе-феврале в третий раз Михайлин со своим полком подавлял очередное «белогвардейское восстание» во Владимирской губернии.

«Как рассказывала уже потом его жена Татьяна Афанасьевна, красный командир Иван Михайлин, возвращаясь домой после разгрома «эсеровских и белогвардейских кулацких мятежей», недоумевал и болезненно переживал своё участие в этих боях. Среди «мятежников» он не видел белогвардейцев, там было такое же «мужичьё», как его дед, отец, односельчане… Не понимал он тогда, в чём причина вооружённых крестьянских мятежей. Ведь советская власть землю дала крестьянам, а они выступают против неё с оружием в руках…», - отмечают исследователи биографии генерала.

В 1920 году на исходе Гражданской войны Иван Прокофьевич был назначен владимирским губернским военкомом. Эту должность он занимал вплоть до 1924 года. Кроме этого, Михайлин был членом Владимирского губкома РКП (б) и членом президиума Владимирского губисполкома.

-qsRlvcasSc+.jpg

В должности губвоенкома ему приходилось решать ряд важных вопросов. В частности, весной 1920 года производить мобилизацию добровольцев - рабочих и крестьян - на борьбу с интервентами и войсками генерала Врангеля в Крыму. Михайлин также производил запись в 113-й военно-строительный отряд, формируемый для выполнения срочных заданий по восстановлению дорог и других работ. Летом и осенью 1920 года в связи с чрезвычайным положением на фронте во Владимирской губернии было проведено несколько мобилизаций граждан в ряды Красной Армии, которые направлялись для участия в борьбе с хозяйственной разрухой в стране.

С 1924 года до 1939 года Иван Михайлин занимал должности начальника политодела дивизии, комиссара корпуса, командира и комиссара 49-й стрелковой дивизии, базировавшейся в Костроме. В 1932 году он окончил военную академию имени Михаила Фрунзе.

«Дивизию он принял после окончания высших академических курсов при Военной академии РККА. Простой в обращении, чуткий к чужому горю, Иван Прокофьевич уважительно относился к людям. Он умел беседовать с молодыми командирами, особенно тянулся к тем, кто отличался пытливым умом, самостоятельным мышлением. Таких он всячески поддерживал. Я любил слушать его выступления на совещаниях командно-политического состава. Это были раздумья многоопытного военачальника о завтрашнем дне нашей армии, о роли человека в современной войне», - вспоминали об Иване Михайлине сослуживцы.

С 1939 года генерал занимал должности начальника инженерного управления РККА, командовал стрелковым корпусом в Приволжском военном округе, преподавал в Академии Генштаба Красной Армии, был помощником командующего Западного особого военного округа по строительству укрепленных районов.

Повоевать с немцами бывшему владимирскому губвоенкому выпало немного — два дня. Но по имеющимся свидетельствам, в критический день 22 июня 1941 он проявил себя бесстрашным и грамотным командиром.

«По словам адъютанта Михайлина Е.И. Крицына, 22 июня Михайлин, несмотря на царившую неразбериху, хаос, нехватку оружия, отсутствие связи с командованием округа, сумел организовать разрозненные воинские подразделения и отразить несколько атак врага. Бои продолжались до поздней ночи. Ночью оставшиеся в живых полторы сотни красноармейцев оставили позиции, вышли на рубеж Соколка-Крынки и закрепились юго-западнее Соколки и 23 июня утром тут же вступили в бой», - пишут исследователи биографии Михайлина.

Днем 23 июня генерал-майор Михайлин возле деревни Макаровцы Гродненской области попал под налет немецкой авиации и погиб. Очевидцы этих событий вспоминают:

«…Как раз, когда я сидел в палатке, обуреваемый мрачными мыслями, меня разыскал помощник командующего войсками округа построительству укреплённых районов генерал-майор И.П. Михайлин. Война застала его на одной из строек. С боями отступая вместе с войсками, он случайно узнал, где наш штаб и приехал на КП.

Мы только начали беседовать, как над траншеями показались вражеские самолёты. Они сделали всего два захода, беспорядочно сбросили бомбы и улетели. Урон у нас небольшой, но среди убитых наш гость. Осколок сразил генерала Михайлина наповал. Его гибель особенно поразила меня нелепой случайностью. Это был замечательный человек, способный командир, чуткий товарищ. Всех знакомых он поражал своим неиссякаемым оптимизмом, жизнерадостностью. С лица его, казалось, никогда не сходила улыбка. А сейчас он лежит бездыханный и тоненькая красная струйка медленно расползается по бледнеющей щеке. Гробом нашему замечательному товарищу служит плащ- палатка. Мы завернули в неё генерала Михайлина и бережно опустили в могилу невдалеке от места его гибели. Молчим. И только вокруг нас и над нами слышен омерзительный гул войны. Тугая боль сжимает сердце. Рядом со мной лихой кавалерист Никитин. Много смертей он повидал на своём веку, а сейчас плачет. У меня в горле сухой ком... В скорбном молчании стоим у свежей могилы, над которой только что дали оружейный салют. Крицын раздобыл кусок фанеры, прибил его к колышку, вставил в рыхлую землю. На фанере чернильным карандашом выведено: « Здесь похоронен славный генерал Красной Армии товарищ Михайлин, погибший в боях за Родину 23 июня 1941 года..."

В 1975 году затерянная могила генерала Михайлина была найдена, и прах его перезахоронили в братскую могилу поселка Большая Брестовица Гродненской области в Белоруссии.

dM_0_fgxArA.jpg