Генеральные планы на Лыбедь

Еще в первой половине XX века градостроители планировали убирать во Владимире реку Лыбедь в трубы, а потом проложить вдоль нее магистрали и разбить в Лыбедском овраге ботанический сад
Новости Автор: 12 октября 2017, 16:35 29 11902

Владимирская река Лыбедь чистотой не отличалась уже очень давно, возможно, даже чуть ли не с первых лет существования города.

О том, что река Лыбедь полна разных отходов, а вода в ней для питья непригодна упоминает в 1877 году владимирский статистик Андрей Субботин. «Насыщена органическими нечистотами» - выносит Лыбеди почти медицинский диагноз историк Алексей Иванов в 1927 году.

Лыбедь, протекавшая вдоль северной и восточной окраин старого города Владимира, мешала нормальному сообщению с другими районами особенно в половодье. Грязные болотистые берега реки имели неприглядный вид. Особенно гиблыми местами были низина в районе устья реки (современная площадь Фрунзе) и низина у бани №2 в районе Ерофеевского спуска и Красного Креста.

97sjXaxAK5M1.jpg
River.jpg

О том, что проблемную реку нужно как-то благоустраивать, задумывались тоже давно. Почти весь XX век во Владимире размышляли, что делать с руслом реки - убирать Лыбедь в трубу полностью или частично, в каких целях использовать ее пойму.

Алексей Иванов в 1927 году в своей книге «Город Владимир на Клязьме» в разделе «Будущее города» уделяет Лыбеди отдельное внимание. Во время написания книги уже существовал так называемый «План развития Владимир», составленный одним из пионеров и теоретиков российского градостроительства, будущим главным архитектором Москвы, будущим автором генплана реконструкции Москвы 1935 года, академиком архитектуры Владимиром Семеновым. Проект описывал, какие изменения ждут Владимир в ближайшие 25 лет.

Опираясь на работу Семенова, Алексей Иванов пишет, что в ходе борьбы с неблагополучными в санитарном отношении местами русло Лыбеди планируется выпрямить, в трубы убирать реку планируется только в тех местах, где русло пересекается с проходами, проездами и площадями. Иванов упоминает об идее устройства вдоль всего русла Лыбеди «широкого проезда-магистрали». Над рекой, по задумке проектировщиков, должны появиться бульвары.

Лыбедская «проезд-магистраль» с бульваром мыслилась как составная часть новой «внутренней кольцевой магистрали», которая должна была проходить по центру города Владимира, реке Лыбеди, Стрелецкой и Красноармейской улицам, а затем через Студеную Гору снова возвращаться в центр.

По «внутренней кольцевой магистрали» должны были начать курсировать автобусы, а затем и трамваи.

Но этим планам не суждено было реализоваться. Вместо этого, во второй половине 1930-х вдоль всей реки Лыбедь стали строить главный коллектор общегородской канализации, на которую планировалось израсходовать солидную сумму - 5 миллионов 300 тысяч советских рублей. Канализационные трубы начали прокладывать во Владимире в 1936 году. К Лыбедскому коллектору подсоединяли не только дома, но и все промышленные предприятия города.

В первом послевоенном генплане Владимира, утвержденном Советом Министров РСФСР в начале 1947 года, идея убрать Лыбедь в трубы не звучала. Речь шла о строительстве второго капитального моста через реку на проектируемом проспекте имени Сталина (впоследствии - Октябрьском проспекте) и о реконструкции моста через Лыбедь в районе Ерофеевского спуска.

Согласно описаниям в газетах этого генплана, автором которого был главный архитектор города Владимира Михаил Красильников, разработчики планировали создать по всему оврагу вдоль Лыбеди на площади в 30 гектаров большой ботанический сад-питомник.

Но и этой идее не суждено было осуществиться. В 1960-е годы реку Лыбедь на всем протяжении, кроме нескольких сотен метров в устье, убрали в коллектор

JGw9ecwdumw2.jpg Фото Urban3p.ru
SudOvdUzg2o.jpg

Вместо сада-питомника бывшее русло постепенно превратилось в дикие заросли кустарника и ольхи. 

Подпись видео
Подпись видео

Планы 1920-х годов о «проезде-магистрали» по бывшему руслу реки, поддержанные генпланами Владимира второй половины XX века, были реализованы только в 2010-х годах. Некоторые до сих пор считают этот проект стратегической ошибкой и настаивают на том, что организация зеленой зоны в Лыбедском овраге была бы более правильным решением.