Губернатор Светлана Орлова несколько раз порывалась наладить во Владимирской области грибное дело. По крайней мере - заявляла об этом.
В июле 2016 года на совещании в Тверской области по развитию АПК, в ответ на обеспокоенность президента Путина тем, что Россия импортирует из Польши и Белоруссии грибы на 2 миллиарда долларов, губернатор Орлова пообещала возродить грибоварни во Владимирской области, которые позволили бы создать новые рабочие места и увеличить налоговые поступления в местные бюджеты.
Осеню 2016 года на Международном инвестиционном форуме в Сочи, говоря об экспортных возможностях Владимирской области, Светлана Орлова еще раз предложила возрождать грибоварни.
После этого заявления случился даже небольшой скандал. По федеральным СМИ прокатилась волна публикаций о возможном введении в России налога на сбор ягод и грибов. Федералы сообщали, что эту идею якобы выдвинула губернатор Владимирской области Светлана Орлова. Владимирский Белый дом в январе 2017 года даже вынужден был защищать репутацию губернатора и объяснять, что ее не так поняли.
Переработка грибов во Владимирской области в промышленных масштабах начала умирать еще до Перестройки. В конце 1980-х заготовители, переработчики и власти начали ломать голову, как возродить «загибающееся» производство. В мае 1990 года прошло расширенное совещание грибоваров, организованное владимирским облпотребсоюзом. Его работу подробно описывала газета «Призыв».
Грибовары Владимирской области сетовали, что если в 1979 году было заготовлено и переработано 2200 тонн грибов, то в 1989 году - всего 700 тонн. У грибоварен образовался дефицит сырья, количество грибоварочных пунктов резко сократилось - в 1990 году их осталось всего 104. Исчезали гирбоварни по разным причинам, в том числе и потому что люди фатально стали бросать неперспективные населенные пункты и переселяться в города.
Сбор грибов и их переработка во всех районах Владимирской области в 90-е годы держалась только на одиночках-энтузиастах.
На совещании грибоваров вспомнили, что в 1912 и 1913 годах Владимирская губерния отправляла в другие регионы Российской Империи по 150 тысяч пудов солено-маринованных грибов, а в годы НЭПа чуть ли не треть всех заготовленных в СССР белых, подосиновиков, рыжиков и маслят приходилось на долю Владимирщины.
Владимирские грибовары констатировали, что грибные консервы из Владимирской области перестали идти на экспорт, а владимирское сырье уходит непереработанным в другие регионы, которые раньше в деле грибоварения владимирцам в подметки не годились. Потребкооперация сетовала, что с появлением кооперативов лишилась монополии на заготовку грибов.
Участники встречи посетовали и на варварскую заготовку грибов и ягод населением, которое губит лес ездой на автомобилях.
После того, как все жалобы и сетования были озвучены, участники совещания задумались, что же делать и как вернуть Владимирской области славу грибного региона. Были высказаны следующие мысли:
- определить сроки сбора дикорастущей продукции и ввести санкции для нарушителей;
- активнее привлекать к сбору грибов школьников;
- усилить рекламирование сбора грибов;
- усилить стимулирование сдатчиков, а именно выдавать в обмен за грибы пылесосы, стиральные машины, и другую бытовую технику, повысить закупочные цены;
- повышать престиж профессии грибоваров, укреплять их материально-техническую базу, задуматься о ремонте старых котлов;
- восстановить рецептуру приготовления грибных консервов, не делать заготовки только на воде, соли и уксусе.
Судя по тому, что спустя четверть века в 2016 году губернатор Владимирской области Светлана Орлова снова берется за восстановление грибоварен, дела в этой сфере, несмотря на все совещания и мозговые штурмы, к лучшему не изменились.