Правительство Владимирской области хочет привлечь китайских ландшафтных архитекторов к созданию «одного из лучших парков России» на месте Старых садов. На своей пресс-конференции губернатор Александр Авдеев заявил, что нашел «внебюджетное финансирование», чтобы оплатить работу зарубежных специалистов.
Пойти на такой шаг власти решили из-за несовершенства законодательства. Глава региона посетовал на невысокое качество проектов, которые мэрия Владимира получила, выбирая подрядчиков через процедуру госзакупок: закон №44-ФЗ, по которому проводят торги, обязывает заказчиков заключать контракт с тем, кто попросит меньше всего денег за свои услуги.
«Вот, выставили лыжероллерную трассу [в парке “Дружба”] за 5 миллионов, выиграла какая-то девушка (ИП Амелина — ред.), из Оренбурга что ли, за 1,5 миллиона. Понятно, что она понятия не имеет, где этот Владимир и какую трассу [надо проектировать], и за 1,5 миллиона это не сделаешь никак. И мы не получим никакого хорошего проектного материала.
Основная причина, почему задерживаются работы, — потому что проекты сырые. Это 44-й федеральный закон. Зато все по закону, не придерешься. Администрация расторговала — вот, получите, распишитесь.
В данном случае, проект по дорогам и сетям (имеются в виду новые дороги от Лыбедской магистрали до улицы Пушкарской и от Октябрьского проспекта до Стрелецкого мыса в Старых садах — ред.) я курировал лично, и стоимость первого этапа мы снизили миллионов на 200, потому что я лично смотрел, что там убрать или добавить».

Губернатор косвенно высказал недовольство и новым проектом берегоукрепления и очистки прудов в Старых садах, который разработал «Институт „Рязаньпроект“». Авдеев не конкретизировал свои претензии, сказав только, что «придется, конечно, и там вмешиваться». Проект также активно критикуют владимирские урбанисты, экоактивисты, ученые и ландшафтные архитекторы.
Что не устраивает общественников и экспертов в проекте обустройства прудов?
Одна из главных претензий к проекту — уничтожение флоры: к осени 2026 года в долине реки Лыбеди вырубят 4,2 тысячи деревьев и кустарников. При этом город получит «смехотворную компенсацию» в 29,5 миллиона рублей, пишут урбанисты из «Владимира будущего».
Например, взрослый дуб власти оценили в 8,4 тысячи рублей, хотя саженец стоит в пять раз дороже.
На месте старых деревьев высадят 700 новых: сливы, ивы, сосны, яблони, спиреи японские, лесные буки и другие. Подбор растений, по мнению представителей Владимирского объединения ландшафтных архитекторов и дизайнеров, свидетельствует о том, что «к вопросу озеленения инженеры „Института „Рязаньпроект“ подошли весьма поверхностно».
К примеру, во Владимире и окрестностях «большое количество запущенных посадок косточковых», пораженных грибами-патогенами, поэтому слива может погибнуть уже через 7–8 лет, считают ландшафтные архитекторы. А бук — южное растение, которое не характерно для центральных регионов России, поэтому оно, скорее всего, не приживётся в Старых садах.
Во время очистки и берегоукрепления прудов, по подсчётам проектировщиков, будет безвозвратно утрачено свыше 260 килограммов водных биоресурсов — рыб (в том числе щук, окуней и карасей), рачков, амфибий, донных организмов. Компенсировать ущерб предлагают выпуском в реку Клязьму 2,6 тысячи мальков сазана, на которых потратят почти 60 тысяч рублей.
Член Владимирского рыболовного клуба Виктор Волчек считает, что в такой компенсации с точки зрения сохранения фауны мало смысла, потому что «сазану в наших краях холодно, потомства не даст». Урбанисты же критикуют мэрию за однобокость: власти видят пруды только как место для лодочных прогулок, а могли бы популяризовать стритфишинг и другие активности.
Кандидат биологических наук, доцент кафедры биологии и экологии ВлГУ, орнитолог Владимир Романов после того, как изучил проект благоустройства прудов, пришел к выводу, что проектировщики из «Рязаньпроекта» «никаких исследований животного мира в рамках выполнения работ по оценке воздействия на окружающую среду не проводили».
«Приведенные наблюдения по форме и содержанию напоминают записки начинающего школьника-натуралиста из начальной школы, — пишет Владимир Романов в своем заключении. — Они относятся только к одному классу животных (птицы), но и в этом случае никак не характеризуют реальное гнездовое население рассматриваемой территории».
Создание парка на месте Старых садов разделено на три этапа — каркаса, как их называет Александр Авдеев. Первый каркас — «коммунально-дорожный», к нему приступили к 2024 году. Второй каркас — водный, расчистка прудов; мэрия ищет подрядчика для этого. Наконец, третий каркас — это строительство самого парка на незатронутой предыдущими работами территории.
Китайских ландшафтных архитекторов привлекут на третьем этапе, чтобы получить проект «благоустройства и формирования вот этой парковой среды, архитектуры, культуры», объяснил губернатор, ведь «лидерами в проектировании в мире, как ни странно, являются голландцы, китайцы». Специалистов из КНР ждали в Старых садах до 1 мая, «но там что-то не срослось», сказал Авдеев:
«Третий каркас парка… После исполнения первых двух контрактов будет зависеть, какой у нас подход: оставить как есть — а кто-то выступает за то, чтобы оставить как есть, — либо сделать что-то такое, за чем будут приезжать люди, как в Краснодар или в Москву или даже в Петербург. Едут гулять по паркам, потому что это интересно и красиво. <...>
Они [китайские специалисты] должны были уже сейчас приехать, но пока не приехали в связи с определенной сложностью. Надеюсь, где-то в мае–июне [визит состоится]. Опять же, получился или не получился, но мы ведем переговоры с Пекинским институтом ландшафтного проектирования (в Китае несколько организаций с таким названием — ред.).
Поэтому китайские товарищи должны приехать, посмотреть. Мы списывались с ними, они выразили желание поучаствовать в этом проекте. <...> Я в прошлый раз, по-моему, говорил: мы нашли внебюджетное финансирование (частного спонсора — ред.) на то, чтобы заплатить за хороший проект. Не за сами строительно-монтажные работы, [именно за] проект хороший».

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.