85% пассажиров негативно оценивают работу общественного транспорта в городе Владимире, следует из опроса, проведенного региональным штабом «Народного фронта» во Владимирской области. 72% респондентов считают подвижной состав чрезмерно изношенным, а треть опрошенных отмечают завышенное время ожидания нужного автобуса или троллейбуса — от 20 до 40 минут.
Среди претензий, которые участники опроса предъявляли к общественному транспорту столицы Владимирской области, — грязные и переполненные людьми салоны, непродуманная маршрутная сеть, неудобные автобусы марки «Волгабас», а также нарушение графиков движения, хамское отношение со стороны кондукторов, небезопасная манера вождения и проблемы с безналичным расчетом.
«Народный фронт» проводил опрос с 12 по 21 марта, респондентами стали 302 человека, половина из которых — жители 25-45 лет. Одновременно собственный опрос проводили студенты владимирского филиала Финансового университета. В нем участвовали 57 человек, 42 из которых на вопрос «Устраивает ли вас работа общественного транспорта в городе Владимира?» ответили «Нет».
Результаты мини-исследований представили в среду, 24 марта, на тематическом круглом столе в «Народном фронте». В нём приняли участие представители мэрии Владимира, однако внятных ответов на претензии от них не последовало. Начальник городского управления транспорта Юрий Иванов лишь признал, что к работе общественного транспорта вопросов много:
«У нас в городе Владимире ежедневно выезжают на линию 324 единицы подвижного состава. Год назад были введены ограничения из-за коронавируса. Снизился пассажиропоток: если у нас было 217-240 тысяч поездок, то сейчас — 60 тысяч поездок [в день]. Перевозчики стали нести убытки. Все это сказывалось на техническом обслуживании подвижного состава, но не на безопасности.
Ко всему этому сказались и зимние условия: в январе месяце у нас были аномальные морозы. Транспортные средства стали ломаться, не выходить на линию. На данный момент есть проблема с водительским составом. Все знаете, что [платная федеральная трасса М-12] осуществляет набор сотрудников, в том числе и водителей. Зарплаты там выше, чем у нас в городе Владимире.
На данный момент транспортные средства выезжают отремонтированные, но, так сказать, [наблюдаем] кадровый голод. Администрация пытается оказать содействие в наборе [водителей]. Перевозчики ездят по другим регионам — в сторону Казани, в Чебоксары; с центром занятости постоянно ведется работа, но не дает те результаты, которые надо. Надеюсь, что все наладится».
За два часа до начала круглого стола прокуратура Владимирской области обнародовала результаты проверки городского рынка пассажирских перевозок. Они подтвердили критичность ситуации. Вопросы у прокуроров были не только к частным перевозчикам, но и к муниципальному «Владимирпассажиртрансу», и к самой мэрии Владимира, в адрес которой внесено несколько представлений.
Как чиновники намерены искать выход из сложившейся ситуации — неясно: Юрий Иванов планы транспортного управления не озвучил. Часть вопросов могла бы снять утвержденная на днях комплексная схема организации дорожного движения, однако ее разработчики обошли общественный транспорт стороной — это не входило в контракт стоимостью 7 миллионов рублей.
Активисты считают, что реформировать общественный транспорт в городе Владимире нужно уже сейчас. Председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов предложил для начала вывесить расписание автобусов и троллейбусов на каждой остановке. Контролировать качество услуг по перевозке пассажиров, как полагает Зотов, помогут регулярные общественные рейды.
В дальнейшем, как считает председатель ООП, во Владимире должен появиться единый городской организатор перевозок, который будет заключать с транспортными компаниями брутто-контракты — 5-летние договоры, расчеты по которым идут в зависимости от пройденных транспортом километров, а не от количества перевезенных пассажиров.
К долгосрочным планам общественники причисляют обустройство выделенных полос, изменение системы оплаты проезда на временнýю, с бесплатной пересадкой в течение 45 минут, пересмотр всей существующей маршрутной сети, а также регулярное обновление подвижного состава через федеральные программы софинансирования от Министерства транспорта РФ.
При развитии городской дорожной сети общественному транспорту следует отдать приоритет над личными автомобилями, считают активисты из общественного движения «Владимир будущего». Для этого необходимо, помимо выделенных полос, ликвидировать препятствия, замедляющие работу автобусов и троллейбусов, такие как заездные карманы на остановочных пунктах.
Одновременно с этим городу следует создать инфраструктуру для велосипедов и самокатов, полагают урбанисты, а также стимулировать спрос на средства индивидуальной мобильности — например, зимой очищать от снега велодорожки наравне с подходами к остановкам. Благодаря этому нагрузка на дороги уменьшится, а риск нового коллапса будет минимизирован.
Среди сопутствующих проблем, которые негативно влияют на работу общественного транспорта, активисты отметили недостаточную открытость властей города Владимира. Ни перевозчики, ни мэрия по каким-то причинам почти не информируют пассажиров о своей работе, что приводит к конфликтным ситуациям, заметил сооснователь «Владимира будущего» Артем Черней:
«Недавнее происшествие: машина снесла два столба [на улице Верхняя Дуброва] и возникли затруднения в движении троллейбусов. Никакого информирования, никаких дополнительных автобусов, которые могли бы взять на себя часть нагрузки, потом противоречивые сведения о том, что бетон скоро не застынет, потом бетон неожиданно застывает, и троллейбусы возвращаются на линию.
Все это не добавляет доверия к общественному транспорту как к механизму передвижения, выбор делается в пользу личного автотранспорта и такси, что усугубляет проблемы пробок, загазованности и так далее. Происходящее не стимулирует детей, студентов пользоваться общественными транспортом в будущем, так как доверие к нему, как к институту, подорвано априори. <...>
Не хватает информирования со стороны организатора перевозок, самих перевозчиков, мало информации от оператора безналичной оплаты проезда. Нет единого ресурса, под названием, скажем, «Владимирский транспорт», где можно было бы получить всю необходимую информацию о маршрутах, тарифной сетке, актуальному расписанию. Этот сайт был бы полезен и жителям, и туристам».
В отличие от экспертов «Народного фронта» и урбанистов, депутат Владимирского горсовета от «Единой России» Дмитрий Чижов видит причину проблем с общественным транспортом не в качестве менеджмента, а в нехватке денег на осуществление всех задумок. Кроме того, по мнению депутата, транспортные проблемы зачастую усугубляют сами водители:
«Есть у нас такие проблемные пересечения, такие как проспект Строителей и улицы Горького. Конкретно наставляется много транспорта, перевозчики не могут его объехать, происходят заторы и аварии, самое малое столкновение — и никто не разъезжается, пока не приедет ГАИ. И бывает так, что все автобусы и троллейбусы просто в линию стоят и ждут инспекторов.
Сделать выделенную полосу мы не можем, потому что у нас всего их две. Было бы три полосы, можно было бы как-то выделить. Насколько это правда возможно, ни у кого понимания нет. Выделение этой линии влечет контроль за ней, установку камер и все остальное. Не будет контроля — все будет то же самое, водительская культура у нас не соответствует, мы это прекрасно понимаем.
И, в конечном счете, у нас все упирается в деньги. Здесь звучала идея — убрать „Волгабасы“. Да бога ради, были бы деньги, мы бы сейчас „Волгабасы“ поставили, новые автобусы вывели, было бы все красиво. Но все как всегда упирается в деньги, в зарплаты, в наличие транспорта. Сейчас потеплело, будет лучше, но [начнутся другие проблемы] — скажутся ямы, состояние дорог».
Вице-спикер Законодательного Собрания Владимирской области Дмитрий Рожков полагает, что в создании транспортного коллапса виноваты, в первую очередь, перевозчики. По оценкам Рожкова, пассажирские перевозки - высокомаржинальный бизнес:
«Я бы хотел начать с присказки: „Что имеем — не храним, потерявши — плачем“. Сейчас люди очень тепло вспоминают и отзываются о предыдущем перевозчике [Автандиле] Биганове. Я его лично не знал, но то, как он делал свое дело и как выполнял свою работу — считают, что он делал это очень качественно, на уровне, жил на работе.
В сложных погодных условиях наши транспортные компании стали давать сбой. Можно говорить, что у перевозчиков не хватает рабочей силы. Но я не склонен так рассуждать. Я напомню, что пассажирские перевозки достаточно прибыльный бизнес — неплохо изучил экономику вопроса, когда были мощная информация кампания по проблемам межмуниципальных перевозок.
У администрации города есть все возможности, чтобы в городе пришел или выиграл конкурс серьезный перевозчик, у которого были бы средства для обновления парка, ведь тот, что есть сейчас, не всегда отвечает определенным требованиям. Этот перевозчик мог бы создать сеть информационных табло на остановках и работать открыто — это в его интересах».
Дмитрий Рожков удивился, как перевозчик — компания АДМ — мог отказаться от обслуживания пяти автобусных маршрутов. По мнению вице-спикера ЗакСобрания, такие ситуации должны жестче администрироваться, а ответственность за подобные поступки необходимо прописывать в контрактах на пассажирские перевозки.
Все замечания и предложения, озвученные на круглом столе, региональный штаб «Народного фронта» направил в мэрию города Владимира. Начальник городского управления транспорта и связи Юрий Иванов пообещал в установленные законом сроки прокомментировать идеи общественников и урбанистов, однако будут ли они когда-нибудь реализованы — неизвестно.
Предупреждение о возможном конфликте интересов. Автор статьи — сооснователь общественного движения «Владимир будущего».
Самые яркие события дня — в инстаграме Зебра ТВ.