Во Владимире близится к окончанию работа над проектом границ исторического поселения, начатая в середине 2021 года. Документация общим объемом 4 тысячи страниц, подготовленная известной в городе научно-производственной фирмой «Тектоника», передана на рассмотрение профильной комиссии при Министерстве культуры России. И есть вероятность, что с первого раза проект, несмотря на тщательную и детальную проработку, не получит одобрение экспертов.
КОНТЕКСТ
Город Владимир с 2010 года считается историческим поселения федерального значения. Этот статус закреплен совместным указом Министерства культуры и Министерства регионального развития. На сегодняшний день в перечень исторических поселений федерального значения включены 45 городов России, среди которых — Астрахань, Великий Устюг, Дербент, Иркутск, Кострома, Плес, Шуя, Ярославль. В списке также упомянуты Гороховец и Суздаль.
Границы исторических поселений могут совпадать с границами городов, а могут очерчивать лишь несколько районов, как правило, представляющих наибольшую культурную и туристическую ценность. В черте исторических поселений действуют строгие ограничения по высотности, местам размещения вывесок, отделочным материалам и другим параметрам, которые нужны для сохранения как отдельных объектов, так и планировочной структуры улиц, и силуэта застройки в целом.
Больше всего трудностей исторические поселения — особенно, если их границы совпадают с границами всего города — доставляют строительному бизнесу. Одно из главных обременений заключается в необходимости согласовывать буквально все проекты с Минкультом. Это не всегда логично, особенно когда речь идет о возведении новых микрорайонов на окраинах населенных пунктов. К тому же, лишние согласования приводят к затягиваю сроков и убыткам.
КАКОЙ ВАРИАНТ ПРЕДЛАГАЮТ ДЛЯ ВЛАДИМИРА
Сейчас областной центр весь считается историческим поселением. Специалисты «Тектоники» предлагают сжать границы особо охраняемой территории до размеров города, каким он был в XII веке. Эта территория, ограниченная с запада улицей Дворянская, а с востока — площадью Фрунзе, включает в себя ключевые памятники Средневековья, губернскую застройку конца XIX века, ряд зданий советского периода, одно- и двухэтажные дома, относящиеся, по большей части, к началу XX века.
Внутри исторического поселения предусмотрено несколько зон, в каждой из которых действуют свои охранные регламенты разной степени строгости. «Тектоника» предлагает в центре Владимира исключить отделку фасадов сайдингом или профлистом, устройство асфальтовых пешеходных дорожек и смотровых площадок, ограничить высоту и внешний вид ограждений — и так далее. Впервые в предмет охраны включены панорамные виды на исторический центр из восьми точек города.
Разработчики проекта также впервые составили перечень ценных градоформирующих объектов (ЦГО) — зданий и сооружений, которые не признаны памятниками истории и не включены в список выявленных объектов культурного наследия, но их внешний вид является неотъемлемой частью архитектурной композиции всей улицы. В таких домах можно будет, например, проводить ремонт без реставрационных лицензий — при условии сохранения изначального облика.
ЧТО СМУЩАЕТ ИСТОРИКОВ
При всей строгости регламентов сжатие исторического поселения до границ Владимира XII века по сути вычеркивает часть городской истории. На это обратили внимание краеведы. Так, за пределами исторического поселения в проекте «Тектоники» остались исторические объекты вроде завода «Владалко», Князь-Владимирского кладбища, Владимирского централа, а также все бывшие слободы — Пушкарская, Стрелецкая, Ямская и другие.
По мнению краеведов, «наличие слобод говорит в том числе и о том, что город рос и развивался, он уже не мог ограничиваться территорией внутри [оборонительных] валов». Обращение к властям подписали, в числе прочих, заведующий кафедрой истории, археологии и краеведения ВлГУ, профессор, доктор исторических наук Андрей Тихонов, член Совета Владимирского городского краеведческого общества Валентина Титова, заслуженный работник культуры РФ Татьяна Тимофеева.
Кроме того, краевед Любовь Сметанина обратила внимание на ряд неточностей в списке ценных градоформирующих объектов. Так, несколько домов из списка на сегодняшний день уже утрачены, а другие, облик которых логично было бы сохранить, наоборот не попали под защиту. Сметанина предложила «Тектонике» убрать лишнее и добавить список ЦГО почти 200 зданий, расположенных на старых улицах в центральной части Владимира.
ЧТО БУДЕТ ДАЛЬШЕ
Краеведы и поддержавшие их общественники дважды встречались с разработчиками проекта границ исторического поселения, последний раз — 9 августа. Прийти к консенсусу сторонам пока не удалось. Сторонники проекта в его нынешнем виде настаивают, что на территории бывших слобод почти не осталось ценной застройки, а от строительства новых «домов-утюгов» или домов с лишними этажами в Коммунаре спасут действующие в границах охранной зоны исторического центра нормативы.
Те, кто выступает за доработку документации, опасаются, что без расширенных границ областной центр потеряет туристическую привлекательность и аутентичность, которые создаются не только за счет всемирно известных объектов вроде Золотых ворот, но и благодаря сохранению некого «исторического духа», присущего небольшим улочкам. Понятие исторического духа, впрочем, не закреплено никакими нормативными документами, а, значит, с некоторой точки зрения иллюзорно.
Решить, кто прав, а кто — нет, в ближайшее время должны эксперты Минкульта. Один из них — Наталия Плащенкова, член экспертного совета ВООПИиК, член научно-методического совета по охране Культурного наследия, член научно-методического совета при департаменте культуры города Москвы — присутствовала 9 августа на встрече специалистом «Тектоники» с краеведами и общественниками. Она оценила вероятность возврата проекта на доработку как достаточно высокую.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате.