«Охраняется государством»: двойные стандарты

Государство, карая за несоблюдение охранных обязательств на объектах культурного наследия, само не спешит выполнять эти охранные обязательства
Новости Автор: 20 февраля 2014, 07:43 5 4484

Одноэтажная неприглядная развалюха с тремя деревянными и одной кирпичной стеной, располагающаяся за Владимирским заочным сельскохозяйственным техникумом, - памятник истории, охраняемый государством. Из муниципального реестра объектов культурного наследия следует, что в этом здании с 1914 по 1927 год жил революционер Александр Асаткин. На самом деле, революционер жил в этом доме только с 1924 по 1927. А с 1914 по 1924 года Асаткин обитал совсем в других местах - в Иваново-Вознесенске, Одессе и Туркестане. Но это так, мелочи.

Не обладая специальными знаниями, догадаться, что ветхое строение - объект культурного наследия, невозможно. Больше всего здание напоминает заброшенный барак: окна заколочены или заложены кирпичами, доски обшивки кое-где выломаны, кирпичная стена испещрена трещинами, фасады покрашены в разные цвета. Рассказывают, что мемориальную табличку на стену дома вешали, но она тут же кому-то очень сильно приглянулась. В общем, предполагать, что дом усиленно оберегается государством и городом, на чьем балансе он числится, не приходится.

14.jpg  11.jpg

13.jpg

Глядя на дом, кажется, что в нем жить невозможно. Но это только кажется. Большая часть муниципальных квартир действительно пустует, но в квартирах №№ 3 и 7, расположенных по разные стороны коридора, прописаны и живут 4 человека: Альфия Двойнова, ее муж, их дочь Оксана и двухгодовалый сын дочери. Фактически члены семьи обитают только в квартире №3. А квартиру №7, в которой обваливается кирпичная стена, переоборудовали под санузел и склад.

15.jpg

Двойновы получили эти комнаты по наследству в 2000 году, приватизировали их в 2006 году. Наследство не Бог весть какое, но и его Двойновы могут в скором времени лишиться.

Управление архитектуры города Владимира еще несколько лет назад обратилось в Октябрьский райсуд с иском о продаже квартир Двойновых с публичных торгов. Дело в том, что в 2009 году Государственная жилищная инспекция провела внеплановую проверку дома-памятника. В квартирах Двойновых проверяющие нашли незаконную перепланировку. В частности, в квартире №3 хозяева демонтировали русскую печь, прорезали новый дверной проем в капитальной стене в муниципальную квартиру №4, которую они «в отсутствии правовых оснований» самовольно заняли, демонтировали умывальник и межкомнатную перегородку. В квартире № 7 Двойновы также демонтировали печь и перегородки между квартирой №6. Кроме этого, в 2010 году проверяющие обнаружили, что с северной стороны дома без разрешения Двойновы выкладывали фундамент из бетона и кирпича.

05.jpg  01.jpg

6 января 2010 года Двойновым было направлено предупреждение с требованием привести помещения памятника в прежнее состояние в срок до 17 февраля 2010 года. Никаких мер принято не было и управление архитектуры обратилось в суд.

Альфия Двойнова говорит, что в 2000, когда ее семья въехала в эти квартиры, печь уже была разрушена, как и перегородки, оконные проемы были заложены, пол разобран до земли, потолки падали, умывальник с трубами сгнили. Так муниципалитет заботился о принадлежащем ему жилом фонде. «Мы привели все это в пригодное для жизни состояние, а потом приватизировали», - рассказывает Альфия Двойнова. Что касается самозахвата двух муниципальных квартир, женщина сказала, что на них они не претендуют и готовы освободить, заложив проем в несущей стене. По поводу пристройки к дому, Двойнова заявила, что строили они ее для того, чтобы подпереть падающую кирпичную стену. Заказать проектные и строительные работы по приведению квартир в первозданный вид, семья позволить себе сейчас не может.

02.jpg  08.jpg

Несмотря на эти доводы, 16 января 2012 суд Октябрьского района города Владимира иск управления архитектуры удовлетворил и постановил продать квартиры Двойновых с публичных торгов, выручку с вычетом расходов на исполнение решения суда выплатить хозяевам и возложить на нового собственника обязанность привести помещения в первоначальное состояние.

Вердикт был оспорен, но областной суд в августе 2013 года оставил решение Октябрьского райсуда без изменений. Дочь Альфии Двойновой Оксана Бутенко осенью прошлого года еще раз обратилась в суд с заявлением об отсрочке выселения на 6 месяцев. Она заявила, что в случае продажи квартир, все окажутся на улице, поскольку на остаток выручки от торгов ничего купить невозможно. По словам Оксаны Бутенко, оценщик оценил их жилье в 1 миллион 300 тысяч, что «ниже рыночной цены однокомнатной квартиры во вторичном фонде».

07.jpg

Владимирская Фемида дважды отказала дочери Альфии Двойновой в отсрочке. Основания для отсрочки, следует из решения Октябрьского райсуда, должны быть исключительного характера. Двухлетний ребенок не может быть принят судом во внимание «так как это не исключительное основание для предоставления отсрочки». Кроме того, Оксана Бутенко не доказала «отсутствие возможности жить в другом месте» и не предоставила иск об узаконивании перепланировки. 

Отказал суд Двойновым, и когда они в конце прошлого года обжаловали стоимость, в которую оценили их 35,6 квадратных метров жилья в доме-памятнике.

04.jpg

Альфия Двойнова и ее дочь собираются дойти до губернатора Владимирской области, регионального уполномоченного по правам ребенка Геннадия Прохорычева, президентского детского омбудсмена Павла Астахова и до самого президента Путина. «У нас единственное жилье, нам идти вообще некуда, у нас нет даже дачи, чтобы перекантоваться», - говорит Двойнова.

В Управлении судебных приставов сообщили, что до окончания всех судебных тяжб, никаких исполнительных действий ими предприниматься не будет, никто выселять Двойновых на улицу до проведения торгов не будет. Во владимирской мэрии так же подчеркивают:

«В судебном решении не идёт речь о немедленном выселении семьи Двойновых. Жилые помещения будут выставлены на продажу и подлежат освобождению только после регистрации на них права собственности новым собственником...

Далее у Двойновых есть возможность решить жилищный вопрос законными способами, встав в очередь на улучшение жилищных условий, если семья является малоимущей, или стать участником муниципальных программ по обеспечению жильём».

Во всей этой истории удивляет один момент. Дом-памятник, который так ценен государству, был признан ветхим еще в далеких 1980-х. Этот статус был подтвержден в 1997 и в 2005 годах. Государство исправно требует соблюдения охранных обязательств от собственников квартир, но само ничего не сделало для улучшения состояния муниципальной части дома-памятника. Очевидно, такую же тактику поведения должны были выбрать и Двойновы: жить и ничего не трогать до тех пор, пока на голову им не упал бы исторический потолок или исторические стены.