Педагоги жалуются на засилие бюрократии в образовательном процессе и просят снять с них несвойственные им функции

Учителя Владимирской области рассказали сенатору Ольге Хохловой о том, что огромное количество ненужных никому отчётов и исполнение постоянных требований не связанных с образованием организаций «очень сильно напрягают педагогов»
Новости Автор: 26 Августа, 10:30 10 2664

Только 52 процента школьных учителей в России считают, что электронные журналы являются оправданным инструментом коммуникации в связке «школа-ученик-родитель». При этом остальные полагают, что если бы по всей стране была бы современная техника и работал быстрый интернет, то они поменяли бы свою точку зрения. Такие сведения озвучила член Совета Федерации от Владимирской области Ольга Хохлова, выступая на «круглом столе» по теме «Антибюрократическая учительская инициатива». Это мероприятие, посвящённое проблемам избыточной административной нагрузке на педагогов прошло в Педагогическом институте ВлГУ под эгидой регионального отделения «Единой России».

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ ДЕБЮРОКРАТИЗАЦИИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

IMG_1266_Hohlova.jpg Ольга Хохлова, фото пресс-службы Владимирского регионального отделения партии «Единая Россия»

Ольга Хохлова сообщила участникам «круглого стола», что члены комитета Совета Федерации по образованию провели опрос педагогов по всей стране, чтобы выяснить, какие возложенные на них функции негативно влияют на процесс обучения. Выяснилось, что учителя недовольны огромным массивом отчётности за то, к чему они не должны иметь никакого отношения — вроде питания учащихся и количества несовершеннолетних, проживающих в районах, которые обслуживают их школы. Особенно педагогов «напрягает» необходимость дублировать электронные отчёты в бумажном виде и выполнять требования о проведении различных мероприятий, спускаемых им организациями, никак не связанными с образованиями (например, требования организовать классные часы по теме борьбы с наркоманией, приложив к отчётам сценарии этих мероприятий и фотографии).

Сенатор Хохлова сказала, что уже этой осенью проблемы чрезмерной административной нагрузки на школьных учителей будут подняты в Совете Федерации.

Ольга Хохлова, член Совета Федерации (представитель Законодательного Собрания Владимирской области), член президиума Владимирского регионального отделения партии «Единая Россия»:

  • У нас вообще очень узкая тема, на самом деле, сегодня - это чрезмерная административная нагрузка на педагогов и на руководителей образовательных организаций по отчётности. И мы этот вопрос поднимали неоднократно. Можно сказать, это уже несколько лет этот вопрос навяз у всех на зубах, потому что с каждым годом, как снежный ком накапливаются эти отчёты, [учителям постоянно] что-то нужно новое [делать]. Мы вводим новые электронные системы, которые нам должны бы помочь, но мы дублируем тут же и в печатном виде, и получается, что у учителя двойная нагрузка.

  • Я понимаю руководителей образовательных организаций, с них выше требует департамент [образования администрации Владимирской области] отчётности. Без педагогов они не могут правильно отчитаться, грамотно, потому что они не могут знать, что происходит в каждом классе. Это структура получается многоступенчатая такая.

  • И первый раз перед президентом это вопрос поднимался в декабре 2015 года, как раз на Госсовете, и открыто Путину говорили, что есть такая проблема. Почему у нас нехватка кадров? Потому что это выдержать могут только люди, которые действительно уже закаленные в педагогике, которые, несмотря ни на что, остаются здесь. А нам очень важно все-таки привлечь молодые кадры в школы — эта проблема остаётся.

  • Президент тогда дал поручение, конечно, об уменьшении нагрузки на учителей, связанной с составлением всевозможных отчётов, ответов на информационные запросы. Более того, часто эти информационные запросы бывают в образовательных организациях не только от профильных организаций, но еще и сопутствующих, которые там как-то относятся к статистике, к другим организациям.

  • Поэтому действительно было дано поручение, и в Министерстве образования разработали рекомендации по сокращению и устранению избыточной отчетности учителей. Письмо было разослано в регионы, но всё равно мы часто-часто слышали от педагогов, что не заметили они то, что уменьшилась эта отчётность.

  • В январе 2019 года уже новое Министерство просвещения разработало проект федерального закона о внесении изменений в закон, по которому мы живём, «Об образовании в Российской Федерации», и предложило внести изменения в статьи 6 и 8 в части уменьшения нагрузки учителей. Объясняли это тем, что федеральные структуры, федеральная вертикаль не могут регулировать эти нагрузки. В связи с этим они предлагали внести ряд изменений в эти статьи для того, чтобы федеральное Министерство могло действительно диктовать региону, что нужно, а что не нужно [наваливать на учителей].

  • И, знаете, мы, Совет Федерации, также подключились к изучению этой темы, и мы провели всероссийский опрос учителей, и я очень благодарна, что включился в эту работу и наш регион. Мы задали несколько вопросов. Во-первых, какие документы, не относящиеся напрямую к образовательному процессу, но заполняемые современным учителем, вы считаете излишними?

Slide1.jpg

  • И здесь мы получили, знаете, такой разброс. Вот, например, некоторые назвали одно или два направления, а очень многие выделили и документы по организации питания и летнего отдыха [учащихся], составляемые именно учителем, и все документы, которые необходимы вообще в образовательном процессе, ложатся на учителя, разные мониторинги, количество несовершеннолетних, проживающих в их районе, акты квартирного обхода, и ведение журнала по технике безопасности, охране жизни и здоровья, фактически дублирующее уроки ОБЖ. [Сюда же относится и] информация о семьях обучающихся, которые запрашивают разные ведомства, это оформление учителем папки-портфолио учеников, то есть они там вносят в эти папки те данные, которые только учитель со своего сайта должен нести, и многое другое. У каждого учителя в каждых регионах нашлись претензии именно к оформлению таких документов.

  • Второй вопрос, который мы задали — какие меры еще необходимо принять для проведения результативной дебюрократизации общеобразовательной школы?

Slide2.jpg

  • Также от педагогов поступили разные предложения — и систему стимулирующих баллов предлагают отменить, и отменить отчетность в бумажном виде, дублирующую электронную, и ограничить требования по предоставлению информации и иных статистических данных со стороны различных ведомств.

  • Третий вопрос был — не считаете ли вы, что электронный дневник и электронный журнал в Российской школе является оправданным инструментом взаимодействия в связке «школа-ученик-родитель»?

Slide3.jpg

  • Ответы разделилось так, что 52% сказали, что «да, является», 36% сказали «нет» и 11% затруднились ответить. Но при этом практически большинство педагогов сказали, что если будет современная техника и высокоскоростной интернет, то да, это живо, это быстро, можно общаться [с родителями и учениками]. Понятно, что это не исключает общения учителя с родителями глаза в глаза, это необходимо при педагогическом процессе, но чтобы экстренно быстро общаться и с родителями, и с детьми, считают, что да. Но к сожалению такой высокоскоростной интернет у нас далеко не во всех школах присутствует, поэтому учителя это отметили.

  • И последний вопрос, который мы задавали — какие мероприятия и обязанности современного российского учителя, на ваш взгляд, не влияют на качество образования и воспитания, подлежат исключению вообще из практики?

Slide4.jpg

  • Такие ответы [получили] интересные. Понятно, что заполнение рукописных журналов по всем кружкам внеурочной деятельности, также карт учащихся, сбор денег на питание, ведение ежегодной переписки будущих первоклассников. Вот, я не знаю, у нас тоже это, наверно, существует, сейчас мы с вами об этом поговорим. Ну, и дежурство по школе, в том числе, в праздничные дни, в общем-то считают педагоги, что это действительно на процесс обучения не влияет.

  • Вчера я была в Петушинском районе и встречалась также с коллективом педагогов, руководителей образовательных организаций, и этот же вопрос задала им, потому что, когда мы провели опрос учителей, мы увидели, что эта тема ещё остается болезненной.

  • Обсуждая вчера в Собинке этот вопрос, мы, конечно, выходим на ряд и других вопросов, без которых мы не можем обойтись в образовательной деятельности. Поэтому когда вы сегодня будете говорить, а мне важно вас услышать, вы не только [про] эту нагрузку [рассказываете], хотя это важная тема, основная. Это нас партия [«Единая Россия»] попросила еще раз наши предложения собрать, и этот опрос был отправлен в Министерство просвещения. В Совете Федерации у нас час министра был, и присутствовала [глава ведомства Ольга] Васильева, и ей было сказано то, что мы провели такой опрос, и [председатель Совета Федерации] Валентина Ивановна Матвиенко попросила министра лично обратить особое внимание на эту проблему загруженности педагогов отчётами, потому что главное — это, конечно, обучающий процесс.

  • Может быть, у присутствующих здесь есть какие-то особые предложения? Или просто выскажите свое мнение, свои впечатления. Может быть, мы заблуждаемся, и этот вопрос не такой уж на самом деле острый? Хотя опрос показывает, что проблема есть. Но мне тоже очень важно, а у нас-то здесь, во Владимирской области, остро он стоит или нет? Нужно нам что-то менять или нет? Потому что в силах областного департамента [образования] иногда уменьшить эти отчётности. Вот, к сожалению, от департамента нет никого, хотя, в принципе, им очень важно было бы вас послушать; но с другой стороны, может быть, мы с вами более откровенны будем, когда не будет рядом чиновников, которые отвечают, в том числе, за это направление

«НАС ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАСТАВЯТ ИГРАТЬ В ЭТИ ВЫБОРЫ»

Об избыточной административной нагрузке на педагогов и «срочных» требованиях со стороны различных структур эмоционально рассказали учитель Толпуховской сельской школы Собинского района Надежда Климова и директор Павловской сельской школы Суздальского района Елена Хусаинова.

IMG_1303.JPG Надежда Климова, фото пресс-службы Владимирского регионального отделения партии «Единая Россия»

Надежда Климова сообщила, что все, кому не лень, чуть ли не по поводу каждого профессионального праздника требуют от её школы проводить различные мероприятия с учащимися с последующими отчётами. Кроме этого, педагоги загружены дублированием электронной отчётности на бумажных носителях. Отдельная история — обязательное участие учащихся в различных конкурсах и Олимпиадах, которое отнимает у педагогов массу времени, но, учитывая, что дети из сельских школ не часто занимают призовые места, на итогах аттестации учителей это никак не сказывается. Прозвучали от Надежды Климовой и упрёки в адрес методистов, которые, с её слов, не оказывают педагогам никакой помощи в работе с детьми с ограниченными возможностями.

Надежда Климова, депутат Собинского районного Совета (фракция «Единая Россия»), учитель Толпуховской сельской школы, председатель школьной профсоюзной организации:

  • В общем, приятно, что нас пригласили, что нас не забывают. Я тоже выпускник данного вуза [Владимирского государственного педагогического института], я поздравляю моих коллег [с его столетием]. 28 лет назад, в 1991 году я [его] закончила, в «лихие» девяностые, но вот выстояли, стоим, продолжаем [работать] и будем стоять.

  • Проблем много. Вот когда мне сообщили, что нужно приехать, я решила позвонить своим коллегам и их как бы немножечко спросить, что самое вот такое надоело уже нам в школе, и [все поднимали] вот этот бюрократический вопрос, который нас постоянно заедает. Ясно, что все коллеги после лета, они все отдохнули, они уже забыли, что было в прошлом году, им всем хорошо, они готовы в бой, но проблемы есть.

  • Первое, что [коллеги] сказали: у нас замечательно работает электронный журнал. Мы - деревенская школа, [но] у нас хорошо работает интернет, вот сейчас у нас будет скоростной интернет. У нас нет проблем с этим, то есть, мы работаем, прямо на уроке отводим на это время, но у нас есть ещё и бумажный журнал. Нам предлагают отказаться от бумажного журнала, говоря о том, что всё равно не только электронный, вы будете распечатывать всё, что в электронном журнале, всё равно на бумажный носитель, то есть вот эта проблема у вас не отпадёт.

  • Дальше — работаем мы с [электронным] журналом давно, в конце каждой четверти у нас очень много отчётов. Но журнал-то у нас есть, посмотреть-то там всё можно; получается, что он у нас как бы и не работает, электронный журнал? Говорят нам, что сформировать отчёт очень легко по электронному журналу, но мы всё равно всё это пишем в печатном ещё варианте.

  • У нас есть план воспитательной работы, который никто не отменял. Учителя у нас его составляют на целый год, но вот я им предложила: «Давайте мы сделаем таким образом — это план воспитательной работы просто сеткой». Потому что сразу же с 1 сентября нам начинают спускать [задания] все организации — каких только не существует. [То с нас требуют рассказывать учащимся, какое зло несёт в себе] наркомания; [на уроках] ОБЖ — это противопожарная безопасность; выборы у нас сейчас [будут] 8 сентября — нас обязательно заставят играть в эти выборы.

  • То есть, вот каких только праздников в России не происходит, вот календарь открывай, и на этот день [все подряд] присылают [требования о проведении различных мероприятий с учащимися]. Причём очень интересно: прислали сегодня, а сдать [отчёт] надо вчера. Вот это тоже нас выбивает из колеи. Сроки ограниченные.

  • Мы ведь составляем план [внеклассной деятельности], мы с детьми работаем. Этот план у нас перекликается непосредственно и с уроками, и мы во внеурочной деятельности это используем, но когда нам это всё присылают, нас это всё, конечно, выбивает из колеи: нужно придумать [план мероприятия], срочно, быстрее. Кому это надо? Ну, кому-то это надо.

  • Участие во всевозможных конкурсах... Ну, по мере возможности, мы участвуем в конкурсах — это, конечно, очень хорошо, но сами понимаете, что сельские дети, это — контингент совсем не городской, то есть у нас сейчас учатся уже и цыгане, то есть, вот такая вот среда. И поэтому очень трудно занять какое-то победное, призовое место. Соответственно, я думаю, что учителей вот здесь нужно поощрять, потому что, по мере загруженности, они ещё участвуют вот в этих конкурсах, хотя эти конкурсы потом никакого отношения к [результатам] нашей аттестации не имеют.

  • Сейчас у нас ещё такая проблема: у нас появились дети с ОВЗ [ограниченными возможностями здоровья] - их очень много, и я думаю, что их не будет меньше, и вот нас сейчас, до 1 июля, обязали составить рабочую программу для детей с ограниченными возможностями здоровья. Но наши коллеги задают такой вопрос: а зачем тогда наши вузы? Зачем методисты, которые есть в нашем управлении образования [Собинского района]? Почему они нам-то не помогают? Почему мы должны это всё [сами придумывать и отчитываться об этом]? Понимаете, коллеги мои пришли, и мы не знаем с чего начать. Мы всё понимаем, что это — слабые дети, что к ним нужен особый подход, но как это разработать? Да, нас этому учат и в институте усовершенствования [педагогических работников] нашем, но эта проблема появилась сейчас. Мы только начали стандарты второго поколения [внедрять], мы меняли заново все программы, и вновь теперь опять - ещё дети с ОВЗ. Я считаю, что здесь, конечно, [нам] нужна помощь именно свыше — именно региональная, потому что учителя варятся в собственном соку.

Директор Павловской сельской школы Суздальского района Елена Хусаинова рассказала, что учителя постоянно ругаются, когда приходится по требованию какого-нибудь очередного органа власти отменять уроки для того, чтобы провести, условно, классный час по теме охраны природы и потом срочно отчитаться. Она пояснила, что педагоги не против взаимодействия с другими структурами, но им хотелось бы, что оно носило плановый, а не авральный характер.

IMG_1347.JPGЕлена Хусаинова, фото пресс-службы Владимирского регионального отделения партии «Единая Россия»

Елена Хусаинова, директор Павловской сельской школы Суздальского района Владимирской области:

  • Рабочая неделя. [Приходит] письмо на электронную почту из, например, департамента природопользования [и охраны окружающей среды администрации Владимирской области] о проведении мероприятия, приуроченного к определённой дате, с [последующим] приложением плана мероприятий и фотоотчётов. Классные часы у всех педагогов запланированы на определённый день. Сельская школа — ровно половина учащихся на подвозе.

  • Встаёт вопрос: когда провести это мероприятие? Письмо пришло в среду, а у кого-то классный часть в понедельник, у кого-то - во вторник, у кого-то- в четверг, но нужно всё это срочно провести и отчитаться. Какой урок отменить — математику, русский язык, историю, обществознание, чтобы провести [это мероприятие] и срочно отчитаться, и причём — с фото? Это — просто пример.

  • Так происходит постоянно — то гражданская оборона, то пожарная безопасность, то мы охраняем природу. Мы не против этого, но пусть тогда на начало года будет перечень вот этих мероприятий, которые обязательны для проведения в школах, и мы свой план мероприятий под это, естественно, скорректируем.

  • А сейчас получается, что у нас запланировано в школе своё мероприятие, может быть, даже районного масштаба, а мы вдруг должны срочно провести что-то другое, и самое главное — отчитаться срочно нужно. А так мы могли бы его спланировать на следующую неделю. Вот эти отчёты «в срочном порядке» всегда очень сильно напрягают учителей. Они всегда идут и ругаются, заявляют, что они должны в первую очередь вести уроки, но ведь это даже не обсуждается — в первую очередь должно быть образование детей.

«ЭТА ПРОБЛЕМА ЧИСТО ТЕХНИЧЕСКАЯ»

Директор Суздальской городской школы №1 Сергей Юдин заявил, что главная проблема — несовместимость региональной базы данных «Барс», которая используется в системе образования Владимирской области, с федеральными программами. Отсюда и многочисленные ненужные манипуляции, когда вручную в разные отчёты приходится вбивать один и те же сведения.

IMG_1336.JPG Сергей Юдин, фото пресс-службы Владимирского регионального отделения партии «Единая Россия»

Юдин считает, что если синхронизировать региональную и федеральную базу данных, как это два года назад сделали в Москве, то многие проблемы можно сразу снять. Он также полагает, что нужно отменить отчётность по таким, например, показателям, как «количество недоданных уроков на одного ученика» - эти сведения не несут в себе никакой ценности.

Сергей Юдин, директор школы №1 города Суздаля, член Политсовета местного отделения партии «Единая Россия»:

  • Были сначала трудности с введением электронного журнала, особенно когда вели и электронный, и бумажный. Вопрос в чём? Проблема нашей области в том, что мы не сделали то, что сделала Москва — интеграцию нашей [региональной] системы «Барс» в федеральную, потому что элементарно: «Барс», дневник, оценки, все данные по учителям, все данные по родителям, ученикам, и так далее. Потом, следующее — наступает весна, ЕГЭ наступает, мы заполняем вручную заново базу, внося своих же учеников в новую базу. То есть, из «Барса» перегрузить учеников в федеральную базу ЕГЭ уже невозможно, хотя на самом деле всё бы элементарно отслеживалось.

  • Вот в первом классе ребёнка записали в «Барс», и вот видно, как он учился в течение всего времени, и потом из этой же системы он перегружается в базу ЕГЭ. А то получается так: ребёнок сдаёт на 98 баллов, а потом прокуратура пишет запрос: «А как он у вас учился?». А тут все сразу [было бы] видно. У нас есть ещё система, в которую мы заполняем материально-техническую базу, это всё в «Барсе» есть, но она не интегрируется с другой системой, которая называется, например, «Приёмка», хотя те же самые данные — кабинеты, оборудование кабинетов, и так далее. И поэтому получается каждый раз так, если учитель ещё и классный руководитель, он галочки поставил — трудная семья, группа здоровья, питается-не питается, и так далее, всё! Открыть базу и поставить или снять галочки — это элементарно. Но всё это не интегрируется, и получается, что каждый раз надо заполнять новую базу.

  • Сдали ЕГЭ, надо заполнять следующую базу - ФИС ФРДО [федеральная информационная система Федеральный реестр сведений документов об образовании и (или) о квалификации, документах об обучении], это база куда мы заносим все аттестаты, и опять заново — база, которую мы делали на ЕГЭ, она уже туда не подходит. Опять же, делать надо интегрировано, и тогда проблем не будет. И плюс ещё надо сделать унификацию всех отчётов, потому что в одном отчёте по питанию есть вопрос, например: «Сколько учащихся питаются?». А в другом отчёте надо ответить на вопрос: «Сколько учащихся получают двухразовое питание»? А в третьем отчёте - «Сколько двухразовое, и сколько из них бесплатно»? И так далее. То есть, отчёт должен быть какой-то унифицированный.

  • Плюс ещё есть отчёты, которые вообще непонятно для чего. Например, «количество недоданных уроков на одного ученика». Вот он что показывает? Да, заболел учитель, и тогда весь класс не получил этот урок. На класс - это понятно, а что значит «на одного ученика»? Опять же, если в классе 20 учеников, один урок делим на 20 — одна цифра, а если 25 — другая цифра. А что такой отчёт нам показывает? Вообще непонятно!

  • Поэтому главная задача для нашей области, мне кажется, это провести интеграцию нашей [региональной] системы «Барс» с федеральной, но это требует денег. Чтобы совместить «Барс» с региональной системой, его нужно просто доработать — там некоторые отчёты не «строятся»; даже федеральный отчёт, так называемый ОО-1. Кстати, вот по поводу уменьшения нагрузки при составлении отчётности. Было два отчёта — ОШ-1 и РИК83, это по кадрам. Нам сказали: «Отчётов будет меньше». Сделали один отчёт — ОО-1, но туда запихали и ОШ? и РИК83. Он формально стал меньше, а по количеству информации — всё то же самое осталось.

Ольга Хохлова:

  • Я так понимаю, должны быть айтишники вместе с методистами, которые бы отработали это

Сергей Юдин:

  • Элементарная вещь: если департамент [образования Владимирской области] хочет получить с нас какую-то информацию, они дают команду айтишникам, они в этом «Барсе» дополняют функционал, учитель на месте открыл, галочки поставил или что-то вписал, и всё! И тогда никаких проблем не будет с этим. Мне кажется, что эта проблема — чисто техническая. Нужно сделать так, чтобы наша система «Барс» была интегрирована со всеми федеральными системами.

Техническую сторону проблемы затронула и Ирина Садовникова — помощник члена Совета Федерации Ольги Хохловой.

IMG_1319.JPG Ирина Садовникова, фото пресс-службы Владимирского регионального отделения партии «Единая Россия»

Садовникова заявила, что отчёты о питании школьников должны составлять работники столовой, а не учителя. По её мнению, организации, кормящие детей должны установить в местах приёма пищи электронные системы, и по ним отчитываться.

Ирина Садовникова, помощник члена Совета Федерации Ольги Хохловой:

  • Здесь ещё нужно сказать по поводу питания, потому что [отчёты за] питание [учащихся] вообще не должны входить в функционал учителя, должна стоять электронная система в столовой, в той организации, которая за это отвечает. Эти отчёты не должны нас волновать, точно так же, как и отчёты по социальной службе. Этим должны заниматься социальные педагоги, психологи, то есть, те организации, которые за это отвечают, и не надо это всё взваливать на должность учителя. Руководство должно услышать нас и принять это к сведению. Проблема такая: Москва синтегрировала [свою базу данных с федеральной], а у нас не интегрированная система, и получается такая большая нагрузка. Это просто проблема интеграции [баз данных].

Представитель Толпуховской сельской школы Надежда Климова не верит в то, что когда-нибудь в столовой её учреждения появится электронная система для отчётности о питании учащихся. Её коллеги готовы отчитываться и о том, как едят учащиеся, но только в электронном виде, и лишь бы только не было бумажной волокиты.

Надежда Климова:

  • Но в сельской школе у нас нет ни психолога, ни социального педагога, не будет у нас никакой системы в столовой — слава богу, что у нас хоть учителя-то есть, которые учат детей! Нам ничего не стоит электронный журнал оформить, и пусть там будет что-то касаться питания, лишь бы это действительно работало.

  • Владимирская область очень близко к Москве, и приезжают учителя из Москвы, и такое ощущение складывается, что у нас пошла какая-то вражда,потому что они чувствуют себя совсем по-другому, а мы здесь — забитые. Знаете, даже стыдно сказать, какую зарплату я получаю, проработав 28 лет в школе, какую пенсию я получила. Я и в декрете не сидела — бросила своего ребёнка, с ним няня сидела. И поэтому хорошо, что учителя ещё есть. Электронный журнал — это тоже хорошо, но надо, чтобы он работал.

И ПРЕПОДАВАТЕЛЯМ ВУЗОВ ТОЖЕ НЕЛЕГКО

Директор Педагогического института ВлГУ Марина Артамонова попыталась успокоить школьных учителей рассказами о том, что и в опорном вузе 33-го региона отчётности тоже много, и преподаватели перегружены.

IMG_1341.JPG Марина Артамонова, фото пресс-службы Владимирского регионального отделения партии «Единая Россия»

Вместе с тем, Артамонова считает, что в школах должны быть собственные IT-специалисты, которые бы помогали учителям работать с электронными базами данных. Надо лишь продумать, как открыть эти ставки.

Марина Артамонова, директор Педагогического института Владимирского государственного университета:

  • Это ведь проблема не только школы, но и колледжей, и высшей школы тоже. В университете наши педагоги тоже перегружены отчётностью. Мы, конечно, не имеем, допустим, классного журнала и не заполняем классный журнал с оценками. Но, поверьте, у нас очень много другой отчётности, начиная с индивидуальных планов, которые мы заполняем в электронном виде в личном кабинете, но обязательно его распечатываем для того, чтобы был вот этот бумажный дубликат. Потом мы делаем электронные отчёты, обязательно распечатываем их на бумажном носителе. У нас так же существует и планирование, и рабочие программы, и так далее, и отчётность на кафедрах тоже велика, потому что постоянные мониторинги идут от Министерства науки и образования, и мы тоже сводим самые разные цифры: и по количеству инвалидов, которые у нас обучаются, вплоть до того, какая у них нозология, нуждаются ли они в адаптированном образовательном процессе. Этого тоже всего много

  • И одна из проблем, о которой говорят коллеги — даже если у нас есть электронная система, а у нас довольно хорошая, мощная система управления университетом «Галактика», которая обеспечивает и документооборот, и работу личных кабинетов студентов и преподавателей, и кадры там, и финансы, и так далее, но очень многие вещи дублируются на бумажном носителе. То есть, мы всё равно всё распечатываем, подправляем, всё дублируем на бумаге.

  • Наши преподаватели точно так же перегружены, как и преподаватели в школах, но в университете, например, существует служба — информационно-вычислительный центр, у нас есть штат айтишников, который помогает нам справляться с некоторыми проблемами в обслуживании нашего личного кабинета, и, вообще, электронной системы, и так далее.

  • Насколько я знаю, мало того, что не в каждой школе есть штатный педагог-психолог, и вообще ставка психолога, о чём уже давно говорит и Министр просвещения Ольга Юрьевна Васильева - нужно возвращать в школы ставки педагогов-психологов для того, чтобы они занимались психолого-педагогическим сопровождением не только детей, но теперь уже и родителей этих детей, которые обучаются в школе.

  • Но у меня складывается такое впечатление, что в школе теперь должен быть ещё и айтишник - в качестве учебно-вспомогательного персонала; не учитель информатики, который вместо того, чтобы разрабатывать уроки по информатике, учить своих детей, а ещё готовить их к конкурсам и Олимпиадам, должен как-то заниматься интеграцией, что-то совершенствовать в «Барсе». Должен быть именно специалист-айтишник, который помогал бы школе налаживать локальную сеть, заниматься этой системой документооборота и так далее. Понятно, что это для органов управления образованием и для самой школы — финансовая нагрузка; понятно, что это — большой вопрос, который до сих пор ещё не решён с педагогом-психологом, не в каждой школе есть, а теперь ещё и айтишника нужен свой, но, наверное, где-то нужно искать такой баланс.

  • Сейчас в школе без специалиста-айтишника невозможно создать полноценную электронную систему документооборота, постоянно совершенствовать «Барс», помогать учителям чисто технически, чего они сами не должны делать, если у них вдруг что-то не получилось, если у них вдруг что-то не загрузилось, или что-то зависло. Наверное, это должно быть, и об этом нужно думать, и вырабатывать какие-то предложения, как вводить такие должности. Или как выработать какую-то систему поощрения тем, кто этим будет заниматься в школе — об этом нужно подумать.

  • И всё-таки, может быть, стоит начать с малого: если есть возможность, что-то заполнять в электронном виде; пересылать по почте, по какой-то внутренней локальной сети, то может быть, не дублировать уже это на бумаге, если это хорошо апробировано и хорошо работает, как, например, электронный журнал? Я сама, как родитель двоих детей, регулярно получаю оценки по электронной почте — я вижу, как учится мой старший сын, и как учится дочка; я вижу их оценки, и мне необязательно для этого смотреть журнал, и вообще проверять обычный дневник школьника, или звонить учителю и спрашивать: «А как там мой ребёнок?». Я могу так отслеживать успеваемость по каждому предмету. Это уже давно есть, и не только в Москве. Это — удобно, и все могут этим пользоваться. Тогда зачем нужен вот этот гроссбух — наш любимый советский журнал, который требует значительного времени для заполнения? Это — большая работа, чтобы правильно и хорошо заполнить этот журнал, чтобы всё всему соответствовало, и чтобы ещё учителю не ошибиться.

Директор школы №1 города Суздаля Сергей Юдин предложил избавиться от бумажной волокиты с помощью электронной подписи, которая уже и так есть у каждого директора:

Сергей Юдин:

  • По поводу бумажных дубликатов... Есть подпись электронная, чтобы не возить эти документы в бумажном варианте, как говорят, с «живыми» печатью и подписью. Представьте себе, насколько это тяжело, особенно для районов — где Суздаль, например, и где Сокол — другой абсолютно край района? И директору нужно сто километров ехать, чтобы привести бумажку с печатью. Тем более, что электронные подписи практически во всех школах есть, нужно просто как-то регламентировать этот вопрос.

«ПЕДАГОГИ - ТЕРПЕЛИВЫЕ ЛЮДИ, КОТОРЫЕ НЕ ПРИВЫКЛИ ЖАЛОВАТЬСЯ»

Помощник сенатора Хохловой Ирина Садовникова сообщила участникам «круглого стола», что в настоящее время прорабатываются изменения в федеральный закон «Об образовании», которые должны урегулировать вопросы избыточной административной нагрузки на школьных педагогов. Правда, по словам Садовниковой, может случиться так, что закон может дать власти на местах право включать в договоры с учителями пункты об обязательной отчётности по ряду направлений. Более того, пока неясно, как изменится принцип формирования заработной платы учителей. По этому поводу профсоюзы уже забили тревогу.

Ирина Садовникова, помощник члена Совета Федерации Ольги Хохловой:

  • Москва уже два года назад отказалась от бумажного носителя, потому что там все отчёты выработали в единую схему,и объединили все системы. Вот эта программа, которая работает в школах, объединена с программой управления образования и с программой Министерства образования. И все запросы, которые им нужны, они формируются в электронном варианте, поэтому ведение вот этого бумажного носителя здесь абсолютно не нужно. Почему у нас, вот хотелось бы, конечно, задать вопрос департаменту образования для того, чтобы облегчить вот эту работу, вернее, чтобы функционал электронного журнала себя оправдывал, чтобы учителя не дублировали и не делали вот эти отчёты, которые есть [в электронном виде].

  • И как раз сегодня вот эти [изменения в] статьи 6 и 8 [закона «Об образовании»], они сегодня актуальны. И мне приятно, что сегодня здесь присутствует как раз профсоюз из Собинки, потому что суть внесения этих изменений состоит в чём? Министерство образования предлагает внести регламент отчёта документов, то есть ввести три документа, которые должны быть, и профсоюз как раз озабочен тем, а что же будет внесено в договор с учителем? То есть, если министерство введёт вот это ограничение на отчётность документов в трёх видах, это будет рабочая программа, планирование и ведение электронного дневника и электронного журнала, тогда профсоюзы задают вопрос: а остальная деятельность как будет регламентироваться? Потому что всё равно [остаётся] работа с родителями, встречи с родителями, которые не запланированы и нигде не учитываются? Методическая работа — как она будет фигурировать? И профсоюзы озабочены тем, что же будет внесено уже школами в трудовой договор с учителем? И никак не затрагивается экономическая составляющая вот этих изменений. То есть, ведутся разговоры о том, что эти документы будут обязательны, а составляющая [оплаты труда] учителя складывается из премиальных, то есть, оклад — достаточно низкий, а дальше идёт накладывание процентов — за выслугу, за категорию, за достижения, и так далее. Как это будет учитываться? Кто этим будет заниматься? Каким образом тогда будет подкрепляться вот этот отчёт в финансовой составляющей? И вот как раз нужно было бы, чтобы сегодня присутствовали здесь на «круглом столе» все представители, чтобы услышать вот это понимание - каким образом будет вводиться новый закон для того, чтобы мы могли его скорректировать до того, как он будет принят.

Уполномоченный по правам человека во Владимирской области Людмила Романова заявила, что за обсуждаемыми изменениями в федеральный закон «Об образовании» нужно пристально следить. Если Сенатор Ольга Хохлова будет заниматься этой работой в Москве, то региональной общественности надо взять под контроль действия обладминистрации, так как, скорее всего, многое будет отдано на откуп Белому дому.

XV-8758.jpg Людмила Романова, фото из архива Зебра ТВ

Омбудсмен назвал учителей «терпеливыми людьми, которые не привыкли жаловаться», и призвала помочь им в решении вопроса с избыточной нагрузкой, так как именно педагогам предстоит реализовывать национальный проект в сфере образования.

Людмила Романова, уполномоченный по правам человека во Владимирской области:

  • Я сидела слушала всех выступающих, было очень интересно. Сегодня мы говорим о правах педагогов, и меня восхитило, что мы говорим об этом так интеллигентно — педагоги у нас такие терпеливые люди, которые не привыкли жаловаться. Ко мне, как у уполномоченному, не приходило ни одной жалобы, но когда мы разбирали те или иные рабочие ситуации, которые возникают в школах с учениками, с родителями, тем не менее, вскользь это было слышно: «У нас такая нагрузка — мне сюда надо бежать, потом это отчёт нужно сделать, я не знаю, когда домой приду, чтобы своими детьми заниматься».

  • Спасибо за такой диалог. Много интересных прозвучало вопросов. О самих педагогах мы говорим очень редко, очень мало. И, наверное, сегодня тот момент когда их нужно защитить. И если [член Совета Федерации] Ольга Николаевна [Хохлова] берёт на себя федеральный уровень, то нам здесь, наверное, нужно обратить внимание на то, что сказала Ирина Николаевна о том, что сейчас есть федеральный законопроект о внесении изменений в две статьи федерального закона «Об образовании».

  • Я уверена, что и в Госдуме, и в Совете Федерации наши народные избранники поддержат эти начинания, но самое главное — что придёт к нам сюда? Ведь многое отдаётся на откуп исполнительной власти региона, и многое будет зависеть от того, как изменятся трудовые договоры наших педагогов. В законе всё будет красиво и чисто, а не войдёт ли вот эта излишняя отчётность и бюрократизм в договоры, как обязательное условие, и от наших учителей будут требовать его исполнения? Наша с вами общая задача, после того, как закон будет принят, проконтролировать эти моменты. Ещё раз повторюсь: учителя не будут жаловаться и они могут сказать это лишь косвенно.

  • В вузе педагога учат быть гуманным, милосердным грамотным, и они не учат педагога писать отчёты и жаловаться; их учат той человечности, которые они должны нести в классы, к деткам.

  • Конечно, у нас есть национальный проект «Образование», у нас есть майский указ президента от 2018 года, и президент сказал, что российское образование должно войти в десятку лучших в мире по качеству, но кто будет достигать поставленных целей и задач? Те самые выпускники, которые придут в школы; те люди, которые сегодня работают. И надо им помогать. Наши учителя — очень скромные. Они готовы выложить всю душу, отдать всех себя детям, но про себя они забывают. Это — бессеребренники, давайте поможем им.

ВСЁ ДЕЛО В «РАЗУМНОЙ ДОСТАТОЧНОСТИ» ОТЧЁТНОСТИ

О важности реализации национального проекта «Образование» говорил и член Общественной палаты города Владимира Дмитрий Жученко. Он сказал, что отчётность нужна именно для более эффективной работы по нацпроектам и майским указам президента, но она должна быть «разумно достаточной».

IMG_1356.JPG Дмитрий Жученко, фото пресс-службы Владимирского регионального отделения партии «Единая Россия»

Жученко также призвал перенимать московский опыт в сфере работы с электронными базами данных. Директор Суздальской школы №1 Сергей Юдин, услышав это, дал понять, что правительство дальше Москвы не видит.

Дмитрий Жученко, член Общественной палаты города Владимира:

  • Очень отрадно, что педагогическое сообщество не ждёт пассивно, чем там наверху закончится обсуждение этой проблемы, а занимает активную гражданскую и профессиональную позицию.

  • Мне показалось, что никто не оспаривает того, что отчётность в том или ином виде нужна, вопрос — в её разумной достаточности. Я так понял, что учителям больше всего не нравятся необходимость составлять отчёты для различных министерств и ведомств с фотоматериалами, а также дублирование электронной отчётности на бумажных носителях. Вполне разумно, что на этом можно было бы сэкономить время педагогов.

  • В то же время, нельзя забывать такую вещь, что мы сейчас все — в том, или ином виде — занимаемся реализацией национальных проектов, а национальные стандарты — это необходимый и неизбежный фундамент любого национального проекта, и эта отчётность имеет очень важное значение с точки зрения обеспечения этих самых стандартов. И это очень важная основа для того, чтобы мы выполнили майский указ президента. Но и технологии надо внедрять, будем брать пример с Москвы, где электронный журнал действует с 2017 года.

Сергей Юдин:

  • Похоже, что у нас министерство [просвещения] только на Москву и ориентируется: [если там есть] высокоскоростной интернет, техника, значит, по всей России точно так же, и проблем не будет. Конечно, если [бы у нас всё было] как в Москве, то [никаких] проблем бы и не было.

Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате