Места, где во Владимире установлены пешеходные ограждения типа «Крест», в большинстве случаев выбраны не совсем корректно. К такому выводу можно прийти, если проанализировать дорожную ситуацию и официальную статистику ДТП с участием пешеходов, опубликованную на сайте управления ГИБДД по Владимирской области.
Зебра ТВ изучила статистику ДТП с участием пешеходов за последние 5 лет, с июля 2014 года по июль 2019 года. За это время во Владимире произошла 1 тысяча дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 98 человек, а пострадали - 967. Чаще всего смертельные аварии происходили на Северной объездной дороге города (участок федеральной трассы М7, который владимирцы называют Пекинка).
Пешеходные ограждения типа «Крест» установлены в 11 точках столицы Владимирской области: на Октябрьском и Суздальском проспектах, улицах Безыменского, Гастелло, Горького, Комиссарова, Мира, Студеной горе, Тракторной и Энергетиков, вокруг Никитского сквера.


Для наглядности Зебра ТВ отметила на одной карте все заборы и дома, рядом с которыми во Владимире произошли ДТП с участием пешеходов. Красными маркерами выделены дорожно-транспортные происшествия, в которых пешеходы гибли. Синие маркеры показывают места, где пешеходы получали травмы, но остались живы.
В большинстве мест, где установлены пешеходные ограждения, за последние 5 лет почти не было ДТП с участием пешеходов. Например, на Октябрьском проспекте с июля 2014 года по июль 2019 годов не было ни одной аварии с участием пешеходов. На Садовой площади и перекрестке улиц Гастелло и Тракторной — по одному ДТП. На перекрестке улиц Мира и Почаевской в районе плавательного бассейна — три ДТП, в которых пострадали пешеходы.




Первые пешеходные ограждения, насколько известно Зебра ТВ, появились во Владимире в 2018 году. Жители микрорайона Энергетик вспоминают, что площадь перед местным Домом культуры обнесли «крестовым» забором незадолго до сентябрьских выборов. Ради ограды вырубили все кусты, которые не только предотвращали вероятность неожиданного появления пешеходов на проезжей части, но защищали от дорожной пыли и грязи.

Площадь перед домом культуры в микрорайоне Энергетик
В некоторых случаях проблему безопасности пешеходов можно было бы решить элегантнее, чем просто поставив забор. На улице Комиссарова ограждения установили у пешеходного перехода напротив гимназии №35. Родители, которые подвозят детей к школе на автомобиле, часто останавливались в этом месте, поближе ко входу. Теперь им придется либо высаживать детей дальше от гимназии, либо детям придется идти несколько десятков метров по проезжей части. Вместо «Крестов» на этом месте логичнее было бы сделать небольшой остановочный карман.


Официальный представитель мэрии города Владимира Александр Карпилович пояснил, что главная функция пешеходных ограждений — профилактика аварий:
Александр Карпилович обещал Зебра ТВ позже назвать номер нормативного документа, которым руководствовались в мэрии Владимира. Начальник городского управления по связям с общественностью и СМИ добавил, что власти будут оценивать и анализировать эффективность ограждений, на которые потрачено минимум 5,5 миллиона рублей.


Известные урбанисты Аркадий Гершман и Илья Варламов в своих блогах несколько раз касались темы пешеходных ограждений на улицах российских городов. Они не раз отмечали, что к выбору мест установки заборов есть вопросы. Гершман пишет, что в советское время один из ГОСТов действительно обязывал строителей монтировать подобные ограждения, но со временем требование превратилось в рекомендацию.
В 2013 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) выпустила руководство по безопасности пешеходов, основанное на многолетних наблюдениях за дорожной ситуацией по всему миру. На примере Нью-Дели (Индия) авторы руководства объясняют, что большинство самых распространенных мер, включая установку пешеходных ограждений, почти не снижают риск ДТП.
От пешеходных ограждений постепенно отказываются в европейских странах. Несколько лет назад городские службы Лондона стали повсеместно демонтировать подобные заборы.



Вместо заборов, есть другие, более эффективны меры снижения аварийности и уменьшения числа ДТП с участием пешеходов. Тот же ВОЗ рекомендует снижать максимально разрешенную скорость движения по городу. Специалисты Всемирной организации здравоохранения предлагают при планировании городского пространства учитывать интересы пешеходов, а не автомобилистов. Правда, это возможно при развитой и бесперебойно функционирующей системе общественного транспорта. В крайнем случае, вместо ограды можно использовать кусты.
А вот профессиональные водители города Владимира, с которыми поговорила Зебра ТВ, положительно отзываются о новых ограждениях типа «Крест». Часто пешеходы перебегают дорогу наискосок, даже не по переходу, и как правило, это происходит неожиданно. С появлением заборов вероятность этого, по мнению собеседников Зебра ТВ, снизилась.
Telegram-канал Зебра ТВ: новости в удобном формате