Проект трассировки отдельных участков будущей платной скоростной автомобильной трассы «Москва – Казань», которая должна пройти через 33 регион, вызывает негативную оценку дирекции Особо охраняемых природных территорий (ООПТ) Владимирской области. Начальник дирекции ООПТ Ольга Канищева в разговоре с Зебра ТВ заявила, что прокладка полотна дороги по предложенному маршруту может иметь негативные последствия для экосистем отдельных территорий, в первую очередь Судогодского района.
Напомним, на прошлой неделе стало известно, что государственная компания «Автодор» сформировала маршрут платной скоростной трассы «Москва – Казань» и отправила проект в правительство России на согласование. Строительство 729-километровой дороги, на которое потребуется как минимум 540 миллиардов рублей, планируется завершить к 2025 году.
Трасса должна пересечь Московскую, Владимирскую, Новгородскую области, Чувашию и Татарстан. Авторы проекта считают, что для ряда регионов запуск платной дороги поможет обеспечить стабильный темп прироста ВРП на уровне не менее 3%. При этом «Автодор» полагает, что Владимирская область к бенефициарам, которые получат серьезный социально-экономический эффект от строительства скоростной трассы, по ряду причин относится не будет.
При условии спорности экономической выгоды проекта для региона, его реализация еще может и нанести вред. Вопросы у дирекции Особо охраняемых природных территорий Владимирской области возникли еще год назад, после ознакомления с предложенной «Автодором» трассировкой дороги. Из представленных в дирекцию документов следует, что трасса по Петушинскому и части Собинского района идет параллельно федеральной трассе М-7, но за Лакинском резко поворачивает на юго-запад, в районе деревни Демидово пересекает М-7 и железную дорогу, а в районе деревень Кузьмино и Угор пересекает Клязьму.
Далее - трасса идет по правому берегу реки, по надпойменной террасе Клязьмы мимо деревень Кадыево, Боковино, Танковижа, Коростелево, Гридино, Фрязино. Вблизи станции Улыбышево платная автомобильная трасса пересекает железную дорогу «Владимир - Тумская» и автодорогу «Владимир - Радужный - Собинка» и по границе городского кладбища «Улыбышево» уходит вглубь Судогодского района и дальше на Муром.
План проложить участок трассы по заповедной пойме Клязьмы вызвал у экологов недоумение. Дорога пройдет по водоохранной зоне сразу нескольких озер - памятников природы, а также по участкам с краснокнижными растениями и животными.
Новая платная дорога будет угрожать рекреационному потенциалу этой местности. В непосредственной близости от шумной трассы окажутся населенные пункты, популярные у дачников, в том числе у московских, сады «Клязьма», большой карьер, используемый для купания жителями Владимира и Радужного, турбаза «Улыбышево», живописные холмы у деревень Вал и Кадыево, воспетые в произведениях художников Анатолия Кувина и Владимира Рузина.
Автомобильная дорога перережет пойму Клязьмы и может серьезно нарушить жизнедеятельность животных, живущих в пойме, осложнить передвижение по ней людей.
«В пойме Клязьмы большое количество лесов, в том числе там есть особо охраняемые природные территории. Там достаточно большое количество краснокнижных животных и растений, перечень обширный.
Нарушена может быть миграция животных. Учитывая, что участок достаточно нетронут, имеется государственный лесной фонд, то соответственно там имеется достаточно большое количество животных, которые мигрируют. Их миграция пока не нарушена дорожной сетью, потому что участок, сохраняется в естественном состоянии.
Проект нам был прислан на согласование где-то год назад. Мы его не согласовали в связи с тем, что в створе будущей трассы произрастает большое количество краснокнижных видов растений. Мы оповестили разработчиков, что в связи с 7-м федеральным законом имеются определенные ограничения. Мы их предупредили. Также им было указано, что трасса спроектирована в охранной зоны озер — памятников природы.
Проектировщики, зная природоохранное законодательство, должны сделать определенные выводы. Пока ответа у нас не поступило. Все должно быть по закону, если есть краснокнижники, если есть ООПТ, то в соответствии с законодательством должны быть приняты определенные меры. Они могут быть различные, вплоть до пересадки краснокнижных растений. По озерам сложнее. Охранные зоны у озер большие — около километра. Их организовывали в 1970-80-е годы с целью сохранения природных ресурсов. Что они предложат в целях сохранения природных ресурсов? В наш адрес пока не поступило никаких предложений. Но они предупреждены», - заявила руководитель дирекции Особо охраняемых природных территорий Владимирской области Ольга Канищева.
Начальник дирекции Особо охраняемых природных территорий Владимирской области рассказала Зебра ТВ, что в целях сохранения клязьминской поймы разработчикам было предложено не уводить дорогу на юго-запад за Лакинском, а протянуть до Владимира, обогнуть город с севера, а затем уже поворачивать на Муром. По мнению Канищевой, это решение, с точки зрения экологии, было бы более правильным, а также и более обоснованным экономически:
«Мы предлагали пустить эту дорогу с севера от города Владимира, пересечь ее с Суздальской дорогой. В этом случае были бы заинтересованы больше и мы, и жители Ивановской области, которые через Владимир проезжают на Москву или на Казань. Северная сторона — достаточно развита, там уже есть дорожная сеть.
Нужно обсуждать еще. На наш взгляд, если дорога пройдет севернее, то даже для тех, кто строит, было бы выгодно, чтобы поток автомобилистов был большим. За счет жителей Ивановской области это можно сделать и при этом сохранить участок нетронутой природы, который у нас имеется с южной стороны, где есть определенные ограничения».