Вопрос о регистрации инициативной группы по проведению референдума о мусорном полигоне, который жители хотят совместить с выборами президента, поставил членов территориальной избирательной комиссии (ТИК) Киржачского района в тупик. Большинство членов комиссии даже воздержались от голосования.
В протоколе сообщается, что 25 января в территориальную комиссию поступило предостережение от прокуратуры Киржачского района о невозможности регистрации инициативной группы для проведения референдума. Прокуроры считают, что волнующий жителей Киржачского района вопрос о возведении на территории Филипповского крупного мусорного полигона не может решаться путем волеизъявления местных жителей, якобы это не их уровень компетенции. Прокурор Киржачского района Руслан Митрофанов официально напомнил членам территориальной избирательной комиссии, что потребовал от Совета народных депутатов Филипповского поселения отменить решение о проведении референдума.
Ранее территориальная комиссия Киржачского района одобрила проведение референдума по мусорной свалке и направила решение в Совет народных депутатов. Первый этап организации референдума, казалось бы, был пройден. Но из-за позиции прокуратуры, которая считает, что строительство мусорного полигона не является муниципальным уровнем, процедура организации референдума застопорилась.
По поводу законности ситуации с приостановкой организации референдума в Киржачском районе Зебра ТВ обратилась к председателю избирательной комиссии Владимирской области Вадиму Минаеву. По словам Минаева, муниципальный референдум является вопросом местного значения и напрямую к нему не относится. Глава облизбиркома не склонен считать, что киржачская коллизия возникла из-за пробелов в региональном законодательстве.
Редакция обратилась за комментариями к политическому юристу, специализирующемуся на выборном законодательстве, Александру Посталакий. По мнению юриста, проблема организации референдума в Филипповском сельском поселении связана как раз с правовым вакуумом в законодательстве Владимирской области.
Посталакий пояснил, что на федеральном уровне в законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие граждан в референдуме РФ» вопрос о согласительном механизме спорных вопросов, когда уровень принятия решения не очевиден, четко прописан. А вот в Избирательном кодексе Владимирской области такой механизм отсутствует. И как только жители впервые попытались провести местный референдум, они уже на втором этапе попали в правовой тупик:
Александр Посталакий считает, что прокуратура, действующая в рамках общего надзора, безусловно, может посчитать, что выдвинутый гражданами вопрос о строительстве мусорного полигона находится в компетенции не муниципального уровня власти. Однако считать мнение надзорного органа единственно правильным, юрист не рекомендует. По мнению эксперта, получившие предостережение от прокуратуры члены территориальной избирательной комиссии вправе никак на него не реагировать.
Правовед считает, что медлить в этой ситуации нельзя. После получения первого решения ТИК о проведении референдума, на регистрацию инициативной группы есть всего 15 дней. Посталакий уверен, что инициативная группа граждан в соответствии с законодательством непременно должна быть зарегистрирована. А уж потом, если в суде прокурорам удастся доказать свою правоту, решение ТИК о регистрации группы можно будет отменить:
«Территориальная комиссия либо соглашается с этим протестом прокуратуры, либо его отклоняет. И тогда прокуратура идет в суд и обжалует данное решение. То есть, сама доказывает, что нарушена статья 12. И если у нас не принято решение об обеспечительных мерах в виде приостановления действия решения, я иного варианта, исходя из законодательной конструкции, для территориальной избирательной комиссии, кроме того, как зарегистрировать территориальную комиссию, не вижу. И на это есть 15 дней.
А уж если вступит в силу решение областного суда (то есть после того, как прокуратура пойдет в суд, после того, как ее протест будет отклонен), можно будет говорить об отмене принятого решения. Совет народных депутатов сможет по вновь открывшимся обстоятельствам выйти в суд и через него отменить собственное решение. У нас, извините, центральная избирательная комиссия так действовала в случае с некоторыми кандидатами в президенты».
По мнению политического юриста, территориальная избирательная комиссия не действует по описанной им процедуре из-за того, что на членов ТИКа, судя по всему, оказывается серьезное давление:
Отсутствие реакции на проблемы с проведением референдума по строительству мусорного полигона в Киржачском районе со стороны избирательной комиссии Владимирской области и Законодательного Собрания Владимирской области Александр Посталакий считает подозрительным. Вероятно, отладить механизм проведения референдума - не в интересах власти. Обкатав такой демократический способ принятия решений, можно потом дать возможность людям высказывать мнение и по другим сложным и проблемным вопросам:
«И я не понимаю, почему здесь избирательная комиссия субъекта не может дать конкретное разъяснение. В Избирательном кодексе Владимирской области вообще ничего не говорится об этом. Я не понимаю, почему у нас 5-6 лет спит Законодательное Собрание с избирательной комиссией и не видит этого очевидного пробела.
Я эту проблему вижу не первый год и готов ее обсуждать со всеми. На практике мы с этим вообще в первый раз столкнулись. Это первая инициатива о проведении референдума, которая прошла представительный орган. И мы тут же встали в этот пробел. Мне кажется, все думали, наверное, что никогда у нас до этого не дойдет: ни один представительный орган такого никогда не согласует. Но вот один взял и согласовал».
А вот действия инициативной группы Филипповского сельского поселения Александр Посталакий считает грамотными и выверенными с юридической точки зрения.
Эксперт одобряет попытку обжалования вынесенного комиссией «решения», а точнее попытку «слиться» и не принять вообще никакого решения: