Если перед городскими властями стоит «неразрешимая» задача по сносу аварийного дома и переселению жителей в нормальные условия, можно пойти на радикальные меры - по соседству с ним начать строить высотный дом. От забивания свай и вибрации развалюха сама собой рано или поздно сложится, а ее жители благополучно и без бюрократических проволочек переселятся в лучший мир.
Так, или не так было задумано с двухэтажным аварийным домом барачного типа на улице Полины Осипенко № 26 в городе Владимире, но, похоже, ситуация развивается именно по этому сценарию.
Деревянная развалюха согласно документам построена до 1941 года - то есть более 75 лет назад. Капитальный ремонт за все это время не проводился ни разу. В итоге торцевые стены начали отклоняться от вертикали, в фундаменте появились трещины, капитальные стены - стали выгибаться, а бревна - рассыпаться. С потолочных перекрытий обваливается штукатурка, полы и оконные рамы гниют, электрические сети находятся в неисправном состоянии. Чтобы предотвратить прогрессирующую деформацию несущих стен пришлось укреплять их железными швеллерами.
В доме 16 квартир, 7 из которых муниципальных, 9 - в приватизированной собственности. В 15 квартирах живут люди, в том числе около 10 детей. Два года назад они обратились к властям города Владимира, чтобы мэрия обратила внимание на вопиющее техническое состояние жилища. В декабре 2013 Государственная жилищная инспекция совместно с сотрудниками управляющей компании ООО «Жилищник» обследовала здание. Позднее жители провели за свои средства независимую экспертизу. В заключении специалисты ООО «Строэкспертиза» записали:
«1) По формальным признакам дом исчерпал полностью свой технический ресурс. Дом морально изношен и не соответствует своему функциональному назначению по действующим СанПиН.
2) Согласно п. 2 и п. 3 постановления №10 Госстроя России от 20.02.2004 и п. 34 постановления №47 Правительства РФ жилой дом не пригоден для проживания. Физическая и экономическая жизнь дома завершается, так как из-за потери прочностных качеств материалами возможно разрушение несущих конструкций дома с травмами и гибелью людей.
Постановлением администрации города Владимира дом был признан аварийным. Однако особой радости жителям развалюхи это не принесло. Расселения можно ожидать только после 2020 года.
В то же время напротив аварийного дома на другой стороне улицы Полины Осипенко после сноса таких же ветхих построек, начали возводить многоквартирную многоэтажную громаду. Все лето и осень за зеленым забором забивали в землю сваи. Это строительство, считают жители развалюхи, ускоряет разрушение их дома и приближает печальную развязку.
По стенам пошли трещины, штукатурка в подъездах и квартирах стала сильнее осыпаться. «Когда забивают сваи - дом прыгает, трясется все: стены, люстры, мебель, техника. Штукатурку по пять раз в день сметаем. Боимся не проснуться по утру», - описывают ситуацию жильцы домика в стиле «барако».
Проблему жителей близко к сердцу приняли владимирские сторонники партии Владимира Жириновского. 2 декабря, возле дома №26 по улице Полины Осипенко и в Центральном городском парке прошли пикеты ЛДПР.
Молодые люди с плакатами «Мы хотим жить под крышей, а не быть ею раздавленными» и «Остановите стройку - не разрушайте мой дом» постояли у фонтана в Центральном парке и устроили перформанс: обрушили символическую стену дома из пустых ящиков на живого человека.
Депутат Законодательного Собрания Владимирской области от ЛДПР Владимир Сипягин заявил: